Обоснование управленческих решений по результатам оценки финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:02, дипломная работа

Краткое описание

Перед российскими предприятиями сегодня стоят очень сложные задачи. Одна из них – грамотное и эффективное управление. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
1.1. Предмет, содержание и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности 8
1.2. Методы и модели анализа финансовой деятельности 14
1.3. Методика принятия управленческих решений на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности 28
Глава II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО “ТОРГОВЫЙ ДОМ “ОКА” 39
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО “Торговый дом “Ока” 39
2.2. Анализ финансовой устойчивости 42
2.3. Анализ рентабельности и ликвидности 51
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ОКА"………………………………………...…… 56
3.1. Обоснование управленческих решений по оптимизации структуры оборотного капитала 56
3.2.Совершенствование организации торговой деятельности…….…………………….….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

103498.doc

— 470.50 Кб (Скачать)
  1. Маневренность собственных оборотных средств:

Характеризует ту часть  собственных оборотных средств, которая находится в форме  денежных средств, т.е. средств, имеющих  абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах.

  1. Доля оборотных средств в активах:

  1. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме:

8. Доля запасов в  оборотных активах:

9. Доля собственных  оборотных средств в покрытии  запасов:

Характеризует ту часть  стоимости запасов, которая покрывается  собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуется нижняя граница показателя в этом случае – 50%.

Ко второй группе показателей относятся  следующие:

  1. Доля основных средств в активах:

  1. Доля активной части основных средств:

Согласно нормативным  документам под активной частью основных средств понимают машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого  показателя в динамике обычно расценивается  как благоприятная тенденция.

  1. Коэффициент износа основных средств:

Показатель характеризует  долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих  периодах. Обычно используется в анализе  как характеристика состояния основных средств. Дополнением этого показателя до 100 % (или единицы) является коэффициент годности.

  1. Коэффициент обновления:

Показывает, какую часть  от имеющихся на конец отчетного  периода основных средств составляют новые основные средства.

  1. Коэффициент выбытия:

Показывает, какая часть  основных средств, с которыми предприятие  начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам.

  1. Коэффициент постоянства актива:

Показывает, какая доля внеоборотных активов находится за счет покрытия собственных средств.

  1. Коэффициент реальной стоимости имущества:

Показывает, какую долю в стоимости имущества, составляют средства производства, уровень производственного  потенциала предприятия, обеспеченность производственными ресурсами.

К основным коэффициентам  третьей группы относятся следующие

  1. Коэффициент концентрации собственного капитала:

Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме  средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие.

  1. Коэффициент финансовой зависимости:

Является обратным к  коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100 %), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие. Интерпретация показателя проста и наглядна: его значение, равное 1,25, означает, что в каждом 1,25 руб., вложенного в активы предприятия, 25 коп. заемные.

  1. Коэффициент маневренности собственного капитала:

Показывает, какая часть  собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

  1. Коэффициент концентрации заемного капитала:

  1. Коэффициент структуры долгосрочных вложений:

Логика расчета этого  показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы  используются для финансирования основных средств и других капитальных  вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, т. е. (в некотором смысле) принадлежит им, а не владельцам предприятия.

  1. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств:

Характеризует структуру капитала. Рост этого показателя в динамике - в определенном смысле - негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов.

7. Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств:

Как и некоторые из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую  оценку финансовой устойчивости предприятия. Он имеет довольно простую интерпретацию: его значение, равное 0,178, означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия, приходится 17,8 коп. заемных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т. е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

Необходимо еще раз  подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для  рассмотренных показателей. Они  зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов  кредитования, сложившейся структуры  источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий. Можно сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств; напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.

Помимо уже приведенных  показателей в финансовом анализе обязательно оценивается рентабельность.

К основным показателям  этого блока, используемым в странах  с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида, относятся  рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна — сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. При расчете можно использовать либо общую прибыль отчетного периода, либо чистую прибыль.

Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три  ключевые особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана с  временным аспектом деятельности предприятия. Так, коэффициент рентабельности продукции определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значения показателей рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т. е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность  определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны  с дилеммой «хорошо кушать или  спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте - наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости — чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие.

Третья особенность  связана с проблемой оценки. В  частности, числитель и знаменатель  показателя рентабельности собственного капитала выражены (в некотором смысле) в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т.е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя, т. е. собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

Кроме того, учетная оценка собственного капитала не имеет никакого отношения к будущим доходам. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе; например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь не идет о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать их учетную стоимость. Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал; при выборе решений финансового характера необходимо, следовательно, ориентироваться не только на этот показатель, но и принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

При анализе рентабельности исследуются такие показатели, как:

  1. Чистая прибыль= Балансовая прибыль - Платежи в бюджет
  2. Рентабельность продукции:

  1. Рентабельность основной деятельности:

  1. Рентабельность совокупного капитала:

  1. Рентабельность собственного капитала:

  1. Период окупаемости собственного капитала:

Кроме этого баланс анализируется на ликвидность. Ликвидность означает способность ценностей превращаться в денежные средства. Понятия «платежеспособность» и «ликвидность» близки по содержанию, но не идентичны. При достаточно высоком уровне платежеспособности финансовое положение предприятия характеризуется как устойчивое, в то же время высокий уровень платежеспособности не всегда подтверждает выгодность вложений средств в оборотные активы. В частности, изменения запасов товарно-материальных ценностей, наличие безнадежной дебиторской задолженности снижают уровень ликвидности оборотных средств.

Предприятие является более  ликвидным, если имеет в наличии  денежные средства и дебиторскую  задолженность, нежели, ели оно располагает  большими запасами товарно-материальных ценностей.

Все активы баланса в  зависимости от степени ликвидности  можно условно разделить на 4 группы:

  1. Абсолютно ликвидные активы (А1) – это денежные средства и краткосрочные финансовые вложения в виде ценных бумаг.
  2. Быстрореализуемые активы (А2) – это дебиторская задолженность менее 1 года и прочие оборотные активы.
  3. Медленнореализуемые активы (А3) – это дебиторская задолженность более 1 года, запасы и НДС по приобретенным ценностям.
  4. Труднореализуемые активы (А4) – это внеоборотные активы.

Все пассивы предприятия в зависимости от сроков погашения обязательств можно условно подразделить так же на 4 группы:

  1. Наиболее срочные обязательства (П1) – это вся кредиторская задолженность, а так же ссуды, не погашенные в срок.
  2. Краткосрочные пассивы (П2) – это кредиты и займы менее 1 года.
  3. Долгосрочные пассивы (П3) – это кредиты и займы более 1 года.
  4. Постоянные пассивы (П4) – это капитал и резервы, а так же доходы будущих периодов, резерв предстоящих расходов и платежей и доходы потребления.

Информация о работе Обоснование управленческих решений по результатам оценки финансового состояния предприятия