Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – оценить оборотные активы предприятия за 2006 – 2009 годы и рассмотреть управление ими.
Задачи, решаемые в ходе исследования:
изучить теоретические основы оценки и управления оборотными активами
рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия
Введение 3
1 Теоретические основы оценки и управления оборотными активами 4
1.1 Классификация оборотных активов 4
1.2 Управление оборотными активами 10
2 Организационно-экономическая характеристика организации 14
3 Оценка и управление оборотными активами 23
3.1 Оценка оборотных активов 23
3.1.1 Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде 23
3.1.2 Анализ динамики состава оборотных активов по основным видам 24
3.1.3 Анализ оборачиваемости отдельных видов оборотных активов в общей сумме 27
3.1.4 Анализ рентабельности оборотных активов 29
3.1.5 Анализ состава основных источников финансирования оборотных активов 30
3.2 Планирование и нормирование оборотных активов 32
3.3 Управление финансированием оборотных активов 34
3.4 Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. 40
4 Пути совершенствования управления оборотными активами 42
Заключение 45
Литература 47
Движение оборотных активов предприятия в процессе их кругооборота проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы.
1. На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.
2. На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.
3. На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.
4. На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых инвестиций).
Важнейшей характеристикой операционного цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.
Принципиальная формула, по которой рассчитывается продолжительность операционного цикла предприятия, имеет вид:
ПОЦ = ПОмз + ПОгп + ПОдз,
ПОЦ — продолжительность операционного цикла предприятия, в днях;
ПОмз — продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;
ПОгп — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;
ПОдз — продолжительность инкассации текущей дебиторской задолженности, в днях.
В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие:
1) производственный цикл предприятия;
2) финансовый цикл (или цикл денежного оборота) предприятия.
Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.
Продолжительность производственного цикла предприятия определяется по следующей формуле:
ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп
ППЦ — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
ПОсм — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;
ПОнз — период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;
ПОгп — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности).
Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле:
ПфЦ = ППЦ + ПОдз - ПОкз
ПФЦ — продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;
ППЦ — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
ПОдз — средний период оборота текущей дебиторской задолженности, в днях;
ПОкз — средний период оборота текущей кредиторской задолженности, в днях.
Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспече нии постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в последовательном управлении оборотными активами предприятия. Главная задача этого управления состоит в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия.
Политика финансирования оборотных активов предприятия призвана отражать общую философию финансового управления предприятия с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, а также корреспондировать с ранее рассмотренной политикой формирования оборотных активов. В процессе выбора политики финансирования оборотных активов используется их классификация по периоду функционирования, т.е. в общем их составе выделяются постоянная и переменная их часть.
В соответствии с теорией финансового менеджмента существует три принципиальных типа политики финансирования различных групп оборотных активов предприятия.
Консервативный тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменной их части. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет краткосрочного заемного капитала. Такая модель (тип политики) финансирования оборотных активов обеспечивает высокий уровень финансовой устойчивости предприятия (за счет минимального объема использования краткосрочных заемных средств), однако увеличивает затраты собственного капитала на их финансирование, что при прочих равных условиях приводит к снижению уровня его рентабельности.
Умеренный (или компромиссный) тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должна финансироваться постоянная часть оборотных активов, в то время как за счет краткосрочного заемного капитала — весь объем переменной их части. Такая модель (тип политики) финансирования оборотных активов обеспечивает приемлемый уровень финансовой устойчивости предприятия и рентабельность использования собственного капитала, приближенную к среднерыночной норме прибыли на капитал.
Агрессивный тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала финансируется лишь небольшая доля постоянной их части (не более половины), в то время как за счет краткосрочного заемного капитала — преимущественная доля постоянной и вся переменная части оборотных активов. Такая модель (тип политики) создает проблемы в обеспечении текущей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, она позволяет осуществлять операционную деятельность с минимальной потребностью в собственном капитале, а следовательно обеспечивать при прочих равных условиях наиболее высокий уровень его рентабельности.
Тот или иной тип политики финансирования отражает коэффициент чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала) — минимальное его значение характеризует осуществление предприятием политики агрессивного типа, в то время как достаточно высокое его значение (стремящееся к единице) — политики консервативного типа.
Таким образом, формирование соответствующих принципов финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношение между уровнем рентабельности использования собственного капитала и уровнем риска снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, своеобразным барометром которого выступают сумма и уровень чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала).
2 Организационно-экономическая характеристика
Фирменное наименование Предприятия:
полное – Кировское областное государственное предприятие «Вятские автомобильные дороги» Белохолуницкое дорожное управление №9
сокращённое – КОГП «Вятавтодор» Белохолуницкое ДУ № 9.
Предприятие является филиалом КОГП «Вятавтодор», является его обособленным подразделением. Белохолуницкое ДУ №9 осуществляет все функции головной организации, не является юридическим лицом, действует на основании утверждённого предприятием Положения.
Место нахождения: Кировская обл., г. Белая Холуница, ул. Глазырина, 171
КОГП «Вятавтодор» Белохолуницкое ДУ № 9 было создано 19.08.2009. в результате реорганизации путём слияния в соответствии с Распоряжением Правительства Кировской области №171 от 25.06.2009. Белохолуницкое ДУ №9 является правопреемником КОГУП «Белохолуницкое ДЭП №9», которое в свою очередь было образовано путём реорганизации КОГУП «Кировавтодор» на основании Распоряжения Правительства Кировской области от 15 апреля 2004 г. № 99 «О совершенствовании структуры управления дорожным хозяйством области».
Белохолуницкое ДУ № 9 является подрядчиком по проектированию, обслуживанию, содержанию, ремонту, реконструкции автомобильных дорог общего пользования на территории Кировской области, разрабатывает и обеспечивает меры по обустройству автомобильных дорог общего пользования на территории Кировской области, охране окружающей среды, организации движения и информированию пользователей автомобильных дорог общего пользования на территории Кировской области в условиях движения.
Основным объектом деятельности являются автодороги Белохолуницкого района. Административный центр района – г. Белая Холуница. Кроме того, территория включает пгт. Дубровку и 9 сельских округов, которые объединяют 28 сельских населенных пунктов. Численность населения – 21,4 тыс. человек. Расстояние до г. Кирова – 87 км. Площадь территории – 5063,95 кв. км. Белохолуницкий район расположен в северной части Кировской области и граничит с севера – с Нагорским р-ном, с востока – с Верхнекамским и Омутнинским р-нами, с юга – с Фаленским и Зуевским р-нами, с запада – со Слободским р-ном.
Все грузы, прибывающие в район и отправляемые из района, идут через железнодорожную станцию Слободской, расположенную в 45 км от райцентра Белая Холуница и г. Киров, расположенный в 87 км от г. Белая Холуница. Грузопассажирские перевозки осуществляются в настоящее время только автомобильным транспортом.
Организационная структура предприятия
Штатное расписание организации включает 53 человека.
Обеспеченность ресурсами, уровень их использования
и результаты деятельности.
Таблица 1 – Показатели размера предприятия
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. в % к 2006 г. |
Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 14 686 | 24 195 | 31 910 | 36 341 | 247 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 52 | 49 | 52 | 54 | 104 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 5 257 | 5 418 | 7 822 | 10 219 | 194 |
На протяжении четырёх лет денежная выручка организации увеличивалась: с 2006 г. по 2009 г. % она возросла на 147%. Среднегодовая стоимость ОПФ также увеличилась, но в меньшей степени, на 94%. Численность работников практически оставалась неизменной – 52-54 человека. Можно сделать вывод, что Белохолуницкое ДУ №9 относится к средним предприятиям.
Таблица 2 – Состав и структура денежной выручки
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Денежная выручка, всего | 14 686 | 100 | 24 195 | 100 | 31 910 | 100 | 36 341 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
содержание а/дорог собственными силами | 11 720 | 80 | 16 412 | 68 | 17 784 | 56 | 23 796 | 65 |
содержание а/дорог, переданное в субподряд | 1 559 | 11 | 4 217 | 18 | 7 517 | 24 | 9 698 | 27 |
ремонт автодорог | - | - | 1 720 | 7 | 3 035 | 9 | 1 025 | 3 |
промышленность | 473 | 3 | 282 | 1 | 1 612 | 5 | 203 | 1 |
прочие автоуслуги | 934 | 6 | 1 564 | 6 | 1 962 | 6 | 1 619 | 4 |