Оборотные активы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – оценить оборотные активы предприятия за 2006 – 2009 годы и рассмотреть управление ими.
Задачи, решаемые в ходе исследования:
 изучить теоретические основы оценки и управления оборотными активами
 рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы оценки и управления оборотными активами 4
1.1 Классификация оборотных активов 4
1.2 Управление оборотными активами 10
2 Организационно-экономическая характеристика организации 14
3 Оценка и управление оборотными активами 23
3.1 Оценка оборотных активов 23
3.1.1 Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде 23
3.1.2 Анализ динамики состава оборотных активов по основным видам 24
3.1.3 Анализ оборачиваемости отдельных видов оборотных активов в общей сумме 27
3.1.4 Анализ рентабельности оборотных активов 29
3.1.5 Анализ состава основных источников финансирования оборотных активов 30
3.2 Планирование и нормирование оборотных активов 32
3.3 Управление финансированием оборотных активов 34
3.4 Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. 40
4 Пути совершенствования управления оборотными активами 42
Заключение 45
Литература 47

Файлы: 1 файл

фин менеджмент.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Движение оборотных акти­вов предприятия в процессе их кругооборота проходит четыре основ­ных стадии, последовательно меняя свои формы.

1.      На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материаль­ных оборотных активов.

2.      На второй стадии входящие запасы материальных оборот­ных активов в результате непосредственной производственной деятель­ности превращаются в запасы готовой продукции.

3.      На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.

4.      На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) те­кущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых ин­вестиций).

Важнейшей характеристикой операционного цикла, существен­но влияющей на объем, структуру и эффективность использования обо­ротных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.

Принципиальная формула, по которой рассчитывается продол­жительность операционного цикла предприятия, имеет вид:

ПОЦ = ПОмз + ПОгп + ПОдз,

ПОЦ — продолжительность операционного цикла предприятия, в днях;

ПОмз — продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;

ПОгп — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;

ПОдз — продолжительность инкассации текущей дебиторской задолженности, в днях.

 

В процессе управления оборотными активами в рамках опера­ционного цикла выделяют две основные его составляющие:

1) произ­водственный цикл предприятия;

2) финансовый цикл (или цикл денеж­ного оборота) предприятия.

Производственный цикл предприятия характеризует период пол­ного оборота материальных элементов оборотных активов, использу­емых для обслуживания производственного процесса, начиная с мо­мента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой про­дукции покупателям.

 

Продолжительность производственного цикла предприятия опре­деляется по следующей формуле:

ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп

ППЦ — продолжительность производственного цикла предпри­ятия, в днях;

ПОсм — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

ПОнз — период оборота среднего объема незавершенного про­изводства, в днях;

ПОгп — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.

 

Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия пред­ставляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской за­долженности) и началом поступления денежных средств от покупате­лей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задол­женности).

Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле:

ПфЦ = ППЦ + ПОдз - ПОкз

ПФЦ — продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;

ППЦ — продолжительность производственного цикла предпри­ятия, в днях;

ПОдз — средний период оборота текущей дебиторской задолжен­ности, в днях;

ПОкз — средний период оборота текущей кредиторской задол­женности, в днях.

 

Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидно­стей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспече нии постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, оп­ределяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с уп­равлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в последовательном управлении оборотными активами предприятия. Главная задача этого управления состоит в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов пред­приятия.

Политика финансирования оборотных активов предпри­ятия призвана отражать общую философию финансово­го управления предприятия с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, а также корреспондиро­вать с ранее рассмотренной политикой формирования оборотных акти­вов. В процессе выбора политики финансирования оборотных активов используется их классификация по периоду функционирования, т.е. в общем их составе выделяются постоянная и переменная их часть.

В соответствии с теорией финансового менеджмента существу­ет три принципиальных типа политики финансирования различных групп оборотных активов предприятия.

Консервативный тип политики финансирования оборотных ак­тивов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заем­ного капитала должны финансироваться постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменной их части. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет краткосрочного заемного капитала. Такая модель (тип политики) фи­нансирования оборотных активов обеспечивает высокий уровень фи­нансовой устойчивости предприятия (за счет минимального объема использования краткосрочных заемных средств), однако увеличивает затраты собственного капитала на их финансирование, что при про­чих равных условиях приводит к снижению уровня его рентабельности.

Умеренный (или компромиссный) тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долго­срочного заемного капитала должна финансироваться постоянная часть оборотных активов, в то время как за счет краткосрочного заемного капитала — весь объем переменной их части. Такая модель (тип по­литики) финансирования оборотных активов обеспечивает приемлемый уровень финансовой устойчивости предприятия и рентабельность ис­пользования собственного капитала, приближенную к среднерыночной норме прибыли на капитал.

Агрессивный тип политики финансирования оборотных акти­вов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала финансируется лишь небольшая доля постоянной их части (не более половины), в то время как за счет краткосрочного заемного капитала — преимущественная доля постоянной и вся переменная части оборотных активов. Такая модель (тип политики) создает проблемы в обеспечении текущей платежеспособности и финансовой устойчивос­ти предприятия. Вместе с тем, она позволяет осуществлять операци­онную деятельность с минимальной потребностью в собственном ка­питале, а следовательно обеспечивать при прочих равных условиях наиболее высокий уровень его рентабельности.

Тот или иной тип политики финансирования отражает коэффи­циент чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала) — ми­нимальное его значение характеризует осуществление предприятием политики агрессивного типа, в то время как достаточно высокое его значение (стремящееся к единице) — политики консервативного типа.

Таким образом, формирование соответствующих принципов финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соот­ношение между уровнем рентабельности использования собственно­го капитала и уровнем риска снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, своеобразным барометром которого выступают сумма и уровень чистых оборотных активов (чистого рабо­чего капитала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организационно-экономическая характеристика                       организации

 

Фирменное наименование Предприятия:

полное – Кировское областное государственное предприятие «Вятские автомобильные дороги» Белохолуницкое дорожное управление №9

сокращённое – КОГП «Вятавтодор» Белохолуницкое ДУ № 9.

Предприятие является филиалом КОГП «Вятавтодор», является его обособленным подразделением. Белохолуницкое ДУ №9 осуществляет все функции головной организации, не является юридическим лицом, действует на основании утверждённого предприятием Положения.

Место нахождения: Кировская обл., г. Белая Холуница, ул. Глазырина, 171

КОГП «Вятавтодор» Белохолуницкое ДУ № 9 было создано 19.08.2009. в результате реорганизации путём слияния в соответствии с Распоряжением Правительства Кировской области №171 от 25.06.2009. Белохолуницкое ДУ №9 является правопреемником КОГУП «Белохолуницкое ДЭП №9», которое в свою очередь было образовано путём реорганизации КОГУП «Кировавтодор» на основании Распоряжения Правительства Кировской области от 15 апреля 2004 г. № 99 «О совершенствовании структуры управления дорожным хозяйством области».

Белохолуницкое ДУ № 9 является подрядчиком по проектированию, обслуживанию, содержанию, ремонту, реконструкции автомобильных дорог общего пользования на территории Кировской области, разрабатывает и обеспечивает меры по обустройству автомобильных дорог общего пользования на территории Кировской области, охране окружающей среды, организации движения и информированию пользователей автомобильных дорог общего пользования на территории Кировской области в условиях движения.

Основным объектом деятельности являются автодороги Белохолуницкого района. Административный центр района – г. Белая Холуница.  Кроме того, территория включает пгт. Дубровку и 9 сельских округов, которые объединяют 28 сельских населенных пунктов. Численность населения – 21,4 тыс. человек. Расстояние до г. Кирова – 87 км. Площадь территории – 5063,95 кв. км. Белохолуницкий район расположен в северной части Кировской области и граничит с севера – с Нагорским р-ном, с востока – с Верхнекамским и Омутнинским р-нами, с юга – с Фаленским и Зуевским р-нами, с запада – со Слободским р-ном.

Все грузы, прибывающие в район и отправляемые из района, идут через железнодорожную станцию Слободской, расположенную в 45 км от райцентра Белая Холуница и г. Киров, расположенный в 87 км от г. Белая Холуница. Грузопассажирские перевозки осуществляются в настоящее время только автомобильным транспортом.

Организационная структура предприятия

Штатное расписание организации включает 53 человека.

 

Обеспеченность ресурсами, уровень их использования

и результаты деятельности.

 

Таблица 1 – Показатели размера предприятия

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к 2006 г.

Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб.

14 686

24 195

31 910

36 341

247

Среднесписочная численность работников, чел.

52

49

52

54

104

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

5 257

5 418

7 822

10 219

194

 

На протяжении четырёх лет денежная выручка организации увеличивалась: с 2006 г. по 2009 г. % она возросла на 147%. Среднегодовая стоимость ОПФ также увеличилась, но в меньшей степени, на 94%. Численность работников практически оставалась неизменной – 52-54  человека. Можно сделать вывод, что Белохолуницкое ДУ №9 относится к средним предприятиям.

 

Таблица 2 – Состав и структура денежной выручки

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Денежная выручка, всего

14 686

100

24 195

100

31 910

100

36 341

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание а/дорог собственными силами

11 720

80

16 412

68

17 784

56

23 796

65

содержание а/дорог, переданное в субподряд

1 559

11

4 217

18

7 517

24

9 698

27

ремонт автодорог

-

-

1 720

7

3 035

9

1 025

3

промышленность

473

3

282

1

1 612

5

203

1

прочие автоуслуги

934

6

1 564

6

1 962

6

1 619

4

Информация о работе Оборотные активы