Методы планирования прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:48, реферат

Краткое описание

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 3
1 Понятие прибыли, ее экономическая сущность………………… 4
2 Показатели прибыли………………………………………………. 5
3 Планирование прибыли…………………………………………… 8
3,1 Метод прямого счета……………………………………………… 9
3,2 Аналитический метод……………………………………………... 10
4 Планирование распределения прибыли………………………….. 15
Заключение…………………………………………………………. 19
Список литературы………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

методы планирования перибыли.docx

— 36.22 Кб (Скачать)

Прибыль в отчетном периоде  принимается в соответствии с  уровнем цен, действовавших к  концу года. Поэтому, если в течение  истекшего года имели место изменения  цен или ставок налога на добавленную  стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений.

На основе найденного таким  образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции  по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора  — изменения объема сравнимой  товарной продукции.

Поскольку плановый уровень  рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукций и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

На размер плановой прибыли  влияет изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или  увеличиваются, то предполагаемый процент  снижения или увеличения следует  исчислять от объема соответствующей  продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.

При прямом методе плановая прибыль определяется как общая  сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при  аналитическом методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе  валовой прибыли, учитывается прибыль  от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера, прибыль  от реализации основных фондов и другого  имущества, а также планируемые  доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного  характера — для капитального строительства, капитального ремонта  и т.д.) планируется методом прямого  счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Результат от прочей реализации может быть как положительный, так и отрицательным.                                                                                                                                                                                            Кроме изложенных выше, способов планировании прибыли - методом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в плановом году целесообразно (исходя из зарубежного опыта рыночных отношений) сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные. К переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.

Постоянные затраты - это  такие, которые не изменяются в зависимости  от роста или сокращения объема производства. К ним относятся амортизационные  отчисления, оплата труда управленческого  персонала, административные расходы  и др.

Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, расходы  па проведение текущего ремонта оборудования и др.

В связи с небольшим  удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.

В экономической теории существует так называемый эффект операционного  рычага (термин, взятый из западной практики предпринимательства, который некоторые  авторы называют эффектом производственного  рычага или эффектом эксплуатационного  рычага). Эффектом операционного рычага называют такое явление, когда с изменением объема продаж (выручки от реализации продукции) происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. Очевидно, что по мере возрастания постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли сокращаются. Чтобы определить степень воздействия операционного рычага, следует из объема продаж исключить переменные затраты, а результат разделить на сумму прибыли. Определив влияние структуры затрат на прибыль с помощью воздействия операционного рычага, можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных затрат и, соответственно, ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. Однако если бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, то резко увеличивается предпринимательский риск — при сокращении выручки от реализации продукции предприятие понесет большие потери в прибыли.  При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными затратами и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Для проведения такого анализа многие отечественные экономисты использовали рекомендации западного предпринимательства. Распределение и использование прибыли - это сложный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Экономическую основу функционирования этого механизма составляют следующие  элементы: форма собственности, которая  определяет способы присвоения полученных благ; организационно-правовая форма  предприятия, которая определяет способы  распределения прибылей и убытков; степень вмешательства государства (регулирование пропорций распределения  через налоги, таможню и др.); необходимость  повышения эффективности производства.

Прибыль, остающаяся после  налогов и отчислений, используется предприятием самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности. Никакие органы, в  том числе государство, не имеют  права вмешиваться в процесс  использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной  прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.Чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений (предпринимательский доход) используется для формирования:

- фонда развития (фонда  накопления), что соответствует приросту  основных оборотных фондов предприятия  (прирост капитала);

- фонда потребления (для  повышения материальной заинтересованности  работников предприятия в повышении  эффективности и рентабельности  предприятия);

- резервного фонда, предназначенного  для финансирования непредвиденных  затрат, связанных с риском хозяйственной  деятельности, других фондов, если  они предусмотрены учредительными  документами, законами, требованиями  практики.

Наличие чистой прибыли, создающей  стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций  при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и  расширения их коммерческой деятельности. Поэтому важным является и умение правильно спланировать распределение  прибыли.

 

4. Планирование распределения прибыли

Планирование распределения  прибыли осуществляется в два  этапа. На первом определяется потребность  в прибыли по следующим направлениям ее использования:

- для финансирования развития  материально-технической базы предприятия  - авансирования основного капитала. Потребность в прибыли по этому  направлению определяется на  основе экспертной оценки потребности  в модернизации оборудования  с учетом других источников  финансирования, но не менее 10 % чистой прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия (по  действующему порядку распределения  прибыли);

- для финансирования прироста  собственных оборотных фондов - авансирование  собственного оборотного капитала. Расчет потребности в дополнительных оборотных средствах можно произвести методом технико-экономических расчетов или методом прямого счета на основании данных о наличии оборотных средств на начало планового периода, прогнозных темпов роста объема товарооборота, с учетом изменения участия собственных средств в оплате товаров и доли кредитуемого товарооборота в его общей величине. По действующему порядку на пополнение собственных оборотных средств должно быть направлено не менее 40 % чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- для создания финансовых  резервов. Потребность в финансовых  резервах определяется двумя  способами: или как определенный  процент от чистой прибыли,  оговоренный в учредительных  документах, или исходя из потребности  в финансах в связи с ростом  и расширением деятельности предприятия.

- для погашения долгосрочных  и среднесрочных кредитов банка  и уплаты процентов по ним.  Потребность в этих ресурсах  определяется договором и условиями  получения и погашения этих  кредитов;

- для погашения прочих  видов кредитных обязательств, предприятия  (облигации) и уплата процентов  по ним;

- использование прибыли  для приобретения кредитных обязательств, акций других предприятий определяется  в основном экспертным путем  с учетом выбранных целевых  установок в развитии предприятия  (перелив капитала в другие  виды экономики, расширение рынка  сбыта и др.);

- для финансирования деятельности  объединений, ассоциаций, концернов  и других горизонтальных структур, членом которых является данное  предприятие. Потребность в прибыли  для этих целей определяется  договором и уставом всех этих  структур, либо в процентах от  полученной прибыли или объема  товарооборота, либо в абсолютной  сумме;

- для обеспечения социального  развития предприятия и повышения  материальной заинтересованности  работников с учетом потребности  в социальных, культурных, жилищных  мероприятиях и их стоимости.  Повышение материальной заинтересованности  работников возможно путем внедрения  принципа «участия» в прибыли;

- для обеспечения выполнения  налоговых обязательств перед  государством;

- для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены  учредительными документами). Экономической  основой выплаты дивидендов по  акциям и облигациям, кроме акций  акционерного общества, по мнению  многих специалистов, является то, что их владельцы выступают  кредиторами предприятия и должны  получить определенную часть  прибыли в виде дивидендов, которая  соответствует цене заемного  капитала на рынке факторов  производства (нижний предел) или  равна дополнительной прибыли,  полученной предприятием-заемщиком  от использования дополнительного  капитала в планируемом периоде  пропорционально доле акционерного  капитала в общем объеме используемых  средств (верхний предел).

На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли  по всем направлениям ее использования  с возможностями предприятия  по ее получению.

Окончательные решения по планируемым направлениям использования  прибыли принимаются после утверждения  плана прибыли с учетом возможностей ее получения. Каждое предприятие ежегодно составляет плановые сметы и сметы фактического использования фонда накопления и фонда потребления. В каждой из этих смет показывается находящийся остаток средств, поступление средств в отчетном году, расходы по конкретным направлениям, остаток средств на начало будущего периода. Фактическое исполнение сметы анализируется на прямое соответствие плановым разработкам и оценивается целесообразность произведенных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к  качественным структурным сдвигам  в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом  прибыли предприятий различных  форм собственности.

Заинтересованность предприятий  в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая  при прочих равных условиях находится  в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Прибыль является основным источником собственных средств  фирмы. С одной стороны, прибыль  рассматривается как результат  деятельности фирмы, с другой, как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных  взаимоотношений рыночной экономики  и представляет собой важнейший  элемент экономического механизма  управления общественным производством. С помощью этой стоимостной формы  оценивается деятельность всех предприятий  экономики. Прибыль является самым  крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных  источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической  природы прибыли является основой  для улучшения механизма практического  использования этой категории в  экономике.

 

Список используемой литературы

Информация о работе Методы планирования прибыли