Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование методологии управленческого анализа деятельности организаций. Поставленная цель работы предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач: - изучение методологии анализа состава и динамики активов и обязательств предприятия; - ознакомление с коэффициентами, характеризующими платежеспособность, финансовую устойчивость и деловую активность компании; - знакомство с особенностями факторного анализа различных групп показателей деятельности предприятия и попытку обобщения данных экономического анализа с оценкой инвестиционной привлекательности фирмы и формулировкой рекомендаций по улучшению показателей её деятельности.
Введение 3
1 Динамика состава и структуры имущественного положения 5
2 Анализ состояния и движения основных средств организации 9
3 Оценка динамики оборотных активов по степени риска 13
4 Анализ динамики, состава и структуры текущих расчетов с дебиторами и кредиторами ООО «Спецодежда» 15
5 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности 17
6 Состав и структура источников формирования активов ООО «Спецодежда» 19
7 Определение стоимости чистых активов организации 21
8 Анализ ликвидности баланса ООО «Спецодежда» 22
9 Анализ платежеспособности организации 24
10 Анализ движения денежных средств на предприятии 28
12 Анализ финансовой устойчивости предприятия 32
13 Анализ оборачиваемости активов предприятия 33
14 Динамика и состав финансовых результатов предприятия 35
15 Факторный анализ прибыли от продаж 37
16 Анализ динамики показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельность ООО «Спецодежда» 39
17 Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала 41
18 Анализ затрат ООО «Спецодежда» по экономическим элементам 43
19 Факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции 44
20 Влияние интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции 45
21 Инвестиционная привлекательность анализируемого предприятия 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Видим, что структура финансового результата год до года практически не меняется; отметим некоторое увеличение доходных статей, таких как валовая прибыль (с 22,74% до 23,80%), прибыль (убыток) от продаж (с 18,85% до 20,18%), прибыль до налогообложения (с 18,87% до 20,27%) и чистая (нераспределенная) прибыль (с 14,34% до 16,86%).
Таким образом, при относительной стабильности процентного соотношения основных статей отчета о прибылях и убытках доля финансового результата в выручке предприятия возросла на 2,51процентных пункта.
Используя данные «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2), проведём факторный анализ прибыли от продаж по методике, предложенной Л.В. Донцовой.
Составим аддитивную модель, применимую к прибыли от продаж по формуле 30:
; (30)
Расчет влияния фактора «
При проведении факторного анализа
будем учитывать влияние
. (31)
Результаты выполненных расчетов отражены в сводной таблица влияния факторов на прибыль от продаж отчетного периода (таблица 16).
Таблица 16 свидетельствует, что увеличение количества реализованной продукции оказало положительное влияние на прибыль от продаж отчетного периода; рост за счет данного показателя составил 899 тыс. руб. Однако оказалось, что за счет повышения отпускной цены всего на 7,69% (17 руб. 29 коп) можно добиться увеличения прибыли от продаж на 41,92%.
Таблица 16 - Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж
отчетного периода
Показатель-фактор |
Сумма, тыс. руб. |
А |
1 |
1. Количество проданной продукции (работ, услуг) |
899 |
2. Изменение цен на реализованную продукцию |
2586 |
3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
-2306 |
4. Коммерческие расходы |
-31 |
5. Управленческие расходы |
-9 |
Изменение прибыли от продаж, всего |
1138 |
Стоит, однако, учесть, что рост выпуска неизбежно влечет за собой увеличение себестоимости, которое оказывает негативное влияние на прибыль. В этой ситуации необходимо следить за тем, чтобы темпы роста выручки опережали темпы роста себестоимости.
В качестве резервов роста прибыли можно указать также сокращение коммерческих и управленческих расходов, которые по итогам прошедшего периода выросли и способствовали снижению прибыли. Коммерческие и управленческие расходы, являясь условно-постоянными, не должны расти пропорционально выпуску продукции.
Проанализируем динамику показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельность предприятия, воспользовавшись показателями рентабельности, которые представляют собой частное от деления прибыли (чистой прибыли или прибыли от продаж) на среднегодовую стоимость актива (таблица 17).
Таблица 17 - Динамика показателей, характеризующих доходы, расходы,
доходность и рентабельность ООО «Спецодежда» в 2010-2011 гг.
№ п/п |
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Изменение (+,-) |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
1 |
Суммарные доходы предприятия, тыс. руб. |
36255 |
32800 |
3455 |
2 |
Суммарные расходы предприятия, тыс. руб. |
30153 |
28107 |
2046 |
3 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
7337 |
6175 |
1162 |
4 |
Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. |
36202 |
32718 |
3484 |
5 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
6102 |
4693 |
1409 |
6 |
Доходность активов, р. |
2,62 |
2,22 |
0,39 |
7 |
Доля выручки от продаж в составе суммарных доходов, % |
99,85 |
99,75 |
0,10 |
8 |
Доходы на 1 р. расходов, р. |
1,20 |
1,17 |
0,04 |
9 |
Рентабельность активов, % |
44,02 |
31,82 |
12,20 |
10 |
Рентабельность оборотных активов, % |
151,68 |
126,78 |
24,90 |
11 |
Рентабельность инвестиций, % |
610,16 |
423,92 |
186,25 |
12 |
Рентабельность |
17,73 |
11,92 |
5,81 |
13 |
Рентабельность продаж (по прибыли от продаж), % |
20,18 |
18,85 |
1,33 |
14 |
Рентабельность продаж (по чистой прибыли), % |
16,86 |
14,34 |
2,51 |
15 |
Рентабельность основного вида деятельности (затратоотдача, прибыльность реализованной продукции), % |
16,86 |
14,34 |
2,51 |
16 |
Рентабельность собственного капитала, % |
59,85 |
49,76 |
10,10 |
Как показал предыдущий анализ, ООО «Спецодежда» является прибыльным предприятием, поскольку по итогам прошлого и отчетного периода оно получило чистую прибыль по данным бухгалтерского учета. Таблица 17 позволяет проследить рентабельность активов, капитала и продаж общества с целью выяснить, насколько эффективна деятельность предприятия.
Исходя из информации, можно сделать вывод, что все показатели, характеризующие доходы, расходы, доходность и рентабельность ООО «Спецодежда» в 2010-2011 гг. обнаружили рост.
Доходы росли быстрее, чем расходы, и это обусловило рост рентабельности активов предприятия.
Эффективность использования оборотных активов повысилась почти на четверть, что обусловлено сокращением непроизводительных запасов и остатков. Отдача от использования производственных фондов увеличилась с 11,92% до 17,73%. Резкое увеличение рентабельности инвестиций говорит о грамотном распоряжении финансовыми вложениями, сокращении неэффективных вложений.
Отметим, что оптимальным значением для рентабельности активов считается 10%; собственного капитала - 12%; продаж - 15%. Видим, что все показатели соответствуют норме.
Таким образом, можно заключить, что Общество является не просто прибыльным, но очень рентабельным предприятием; производственные фонды и оборотные активы используются эффективно, инвестиции осуществляются грамотно.
Проведём факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала Общества. Расчеты выполним в таблице 18.
Таблица 18 - Изменения рентабельности активов, собственного капитала за счёт
отдельных факторов
№ п/п |
Показатель |
Предыдущий год |
Отчётный период |
Изменения (+,-) |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Рентабельность продаж, % (по чистой прибыли) |
14,34 |
16,86 |
2,52 |
2 |
Оборачиваемость активов, кол-во оборотов |
2,22 |
2,61 |
0,39 |
3 |
Рентабельность активов, % |
31,82 |
44,02 |
12,17 |
4 |
Изменение рентабельности активов за счет: |
х |
х |
х |
4.1 |
рентабельности продаж, % |
х |
х |
6,58 |
4.2 |
оборачиваемости активов, % |
х |
х |
5,59 |
5 |
Оборачиваемость оборотных активов, кол-во оборотов |
8,84 |
9 |
0,16 |
6 |
Рентабельность оборотных активов, % |
126,77 |
151,74 |
24,97 |
7 |
Изменение рентабельности оборотных активов за счет: |
х |
х |
х |
7.1 |
рентабельности продаж, % |
х |
х |
22,68 |
7.2 |
оборачиваемости оборотных активов, % |
х |
х |
2,29 |
8 |
Рентабельность собственного капитала, % |
49,76 |
59,85 |
10,10 |
9 |
Изменение рентабельности собственного капитала за счет: |
х |
х |
х |
9.1 |
рентабельности продаж, % |
х |
х |
5,41 |
9.2 |
оборачиваемости активов, % |
х |
х |
9,78 |
9.3 |
коэффициента автономии |
х |
х |
-5,09 |
Изменение рентабельности активов за счет:
- рентабельности продаж = 2,52 * 2,61 = 6,58
- оборачиваемости активов = 14,34 * 0,39 = 5,59
Общее влияние = 6,58 + 5,59 = 12,17
Изменение рентабельности оборотных активов за счет:
- рентабельности продаж = 2,52 * 9 = 22,68
- оборачиваемости оборотных активов = 14,34 * 0,16 = 2,29
Общее влияние = 22,68 + 2,29 = 24,97
Рентабельность СК за счет рентабельности продаж:
ΔρСК P/N = (А/СК)1 * (N/А)1 * Δ(P/N)
На основе полученных данных об изменении рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала за счет отдельных факторов на предприятии видим, что рентабельность продаж и оборачиваемость активов имели примерно одинаковое положительное влияние на рентабельность активов.
Анализируя полученные изменения, можно сказать, что рентабельность оборотных активов росла в основном за счет увеличения рентабельности продаж.
Оборачиваемость активов способствовала также и увеличению отдачи собственного капитала. Однако, на рентабельность собственного капитала отрицательно повлияла динамика коэффициента автономии. Увеличение коэффициента автономии означает увеличение собственного капитала в сумме источников активов предприятия и обусловлено как ростом суммы собственного капитала, так и уменьшением валюты баланса.
Используя данные ф. № 5 «Приложение к балансу», проведём анализ затрат предприятия по экономическим элементам (таблица 19).
Таблица 19 - Анализ затрат предприятия по элементам
Элементы затрат |
Абсолютные значения, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме затрат, % |
Изменения | |||
За предыдущий год |
За отчетный год |
За предыдущий год |
За отчетный год |
Абсолютные, тыс. руб. |
Структурные, % | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Материаль-ные затраты |
17443 |
19310 |
69,00 |
70,00 |
1867 |
1,00 |
Затраты на оплату труда |
5537 |
6130 |
21,90 |
22,22 |
593 |
0,32 |
Отчисления на социальные нужды |
775 |
858 |
3,07 |
3,11 |
83 |
0,04 |
Амортизация |
204 |
161 |
0,81 |
0,59 |
-42 |
-0,22 |
Прочие затраты |
1320 |
1126 |
5,22 |
4,08 |
-195 |
-1,14 |
Итого по элементам затрат на производство |
25279 |
27585 |
100,00 |
100,00 |
2306 |
- |
Структура затрат ООО «Спецодежда»
обусловлена его
Проведём факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции. Затраты на один руб. продукции определяются как частное от деления суммы затрат (себестоимости произведенной продукции) на количество единиц произведенной продукции.
Результаты расчетов отразим в таблице 20.
Таблица 20 - Сводная таблица влияния факторов на затраты на рубль
реализованной продукции
Показатель-фактор |
к./р. |
Количество и структура продаж |
-5,07 |
Полная себестоимость продаж |
15,84 |
Продажные цены |
-0,01 |
Итого изменения затрат на 1 р. продаж |
10,78 |
По итогам расчета стало ясно, что увеличение общей себестоимости продукции оказало на себестоимость единицы продукции влияние в размере 15,84 руб., тогда как увеличение объема и изменение структуры продукции привело к сокращению себестоимости на 5,07 руб.
Таким образом, резервы снижения затрат на 1 рубль реализованной продукции необходимо искать в увеличении объема производства.
Используя данные ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5 «Приложение к балансу», оценим влияние интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции.
Для факторного анализа можно воспользоваться моделями 32, 33, 34:
. (32)
. (33)
. (34)
Таблица 21 - Сводная таблица влияния интенсивных и экстенсивных факторов
на объем продаж
Показатель-фактор |
Предыдущий год |
Отчётный год |
Изменение (+,-) |
Сумма влияния фактора, тыс. руб. |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Среднесписочная численность работников, чел. |
22 |
23 |
1 |
1487,2 |
2. Среднегодовая выработка на работника, тыс. руб. |
1487,18 |
1574 |
86,82 |
1996,8 |
3. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
11036 |
9796 |
-1240 |
192,2 |
4. Фондоотдача основных фондов |
2,96 |
3,70 |
0,73 |
-3676,2 |
5. Материальные затраты, тыс. руб. |
17443 |
19310 |
1867 |
-17,9 |
6. Материалоотдача |
1,88 |
1,87 |
-0,0009 |
3501,9 |
Итоговое изменение объема продаж |
32718 |
36202 |
3484 |
3484 |