Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование методологии управленческого анализа деятельности организаций. Поставленная цель работы предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач: - изучение методологии анализа состава и динамики активов и обязательств предприятия; - ознакомление с коэффициентами, характеризующими платежеспособность, финансовую устойчивость и деловую активность компании; - знакомство с особенностями факторного анализа различных групп показателей деятельности предприятия и попытку обобщения данных экономического анализа с оценкой инвестиционной привлекательности фирмы и формулировкой рекомендаций по улучшению показателей её деятельности.
Введение	3
1 Динамика состава и структуры имущественного положения	5
2 Анализ состояния и движения основных средств организации	9
3 Оценка динамики оборотных активов по степени риска	13
4 Анализ динамики, состава и структуры текущих расчетов с дебиторами и кредиторами ООО «Спецодежда»	15
5 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности	17
6 Состав и структура источников формирования активов ООО «Спецодежда»	19
7 Определение стоимости чистых активов организации	21
8 Анализ ликвидности баланса ООО «Спецодежда»	22
9 Анализ платежеспособности организации	24
10 Анализ движения денежных средств на предприятии	28
12 Анализ финансовой устойчивости предприятия	32
13 Анализ оборачиваемости активов предприятия	33
14 Динамика и состав финансовых результатов предприятия	35
15 Факторный анализ прибыли от продаж	37
16 Анализ динамики показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельность ООО «Спецодежда»	39
17 Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала	41
18 Анализ затрат ООО «Спецодежда» по экономическим элементам	43
19 Факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции	44
20 Влияние интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции	45
21 Инвестиционная привлекательность анализируемого предприятия	47
Заключение	49
Список использованной литературы	51
Видим, что структура финансового результата год до года практически не меняется; отметим некоторое увеличение доходных статей, таких как валовая прибыль (с 22,74% до 23,80%), прибыль (убыток) от продаж (с 18,85% до 20,18%), прибыль до налогообложения (с 18,87% до 20,27%) и чистая (нераспределенная) прибыль (с 14,34% до 16,86%).
Таким образом, при относительной стабильности процентного соотношения основных статей отчета о прибылях и убытках доля финансового результата в выручке предприятия возросла на 2,51процентных пункта.
 
Используя данные «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2), проведём факторный анализ прибыли от продаж по методике, предложенной Л.В. Донцовой.
Составим аддитивную модель, применимую к прибыли от продаж по формуле 30:
; (30)
Расчет влияния фактора «
При проведении факторного анализа 
будем учитывать влияние 
. (31)
Результаты выполненных расчетов отражены в сводной таблица влияния факторов на прибыль от продаж отчетного периода (таблица 16).
Таблица 16 свидетельствует, что увеличение количества реализованной продукции оказало положительное влияние на прибыль от продаж отчетного периода; рост за счет данного показателя составил 899 тыс. руб. Однако оказалось, что за счет повышения отпускной цены всего на 7,69% (17 руб. 29 коп) можно добиться увеличения прибыли от продаж на 41,92%.
Таблица 16 - Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж
отчетного периода
Показатель-фактор  | 
  Сумма, тыс. руб.  | 
А  | 
  1  | 
1. Количество проданной продукции (работ, услуг)  | 
  899  | 
2. Изменение цен на реализованную продукцию  | 
  2586  | 
3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг  | 
  -2306  | 
4. Коммерческие расходы  | 
  -31  | 
5. Управленческие расходы  | 
  -9  | 
Изменение прибыли от продаж, всего  | 
  1138  | 
Стоит, однако, учесть, что рост выпуска неизбежно влечет за собой увеличение себестоимости, которое оказывает негативное влияние на прибыль. В этой ситуации необходимо следить за тем, чтобы темпы роста выручки опережали темпы роста себестоимости.
В качестве резервов роста прибыли можно указать также сокращение коммерческих и управленческих расходов, которые по итогам прошедшего периода выросли и способствовали снижению прибыли. Коммерческие и управленческие расходы, являясь условно-постоянными, не должны расти пропорционально выпуску продукции.
 
Проанализируем динамику показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельность предприятия, воспользовавшись показателями рентабельности, которые представляют собой частное от деления прибыли (чистой прибыли или прибыли от продаж) на среднегодовую стоимость актива (таблица 17).
Таблица 17 - Динамика показателей, характеризующих доходы, расходы,
доходность и рентабельность ООО «Спецодежда» в 2010-2011 гг.
№ п/п  | 
  Показатель  | 
  Отчетный год  | 
  Предыдущий год  | 
  Изменение (+,-)  | 
А  | 
  Б  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
1  | 
  Суммарные доходы предприятия, тыс. руб.  | 
  36255  | 
  32800  | 
  3455  | 
2  | 
  Суммарные расходы предприятия, тыс. руб.  | 
  30153  | 
  28107  | 
  2046  | 
3  | 
  Прибыль до налогообложения, тыс. руб.  | 
  7337  | 
  6175  | 
  1162  | 
4  | 
  Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб.  | 
  36202  | 
  32718  | 
  3484  | 
5  | 
  Чистая прибыль, тыс. руб.  | 
  6102  | 
  4693  | 
  1409  | 
6  | 
  Доходность активов, р.  | 
  2,62  | 
  2,22  | 
  0,39  | 
7  | 
  Доля выручки от продаж в составе суммарных доходов, %  | 
  99,85  | 
  99,75  | 
  0,10  | 
8  | 
  Доходы на 1 р. расходов, р.  | 
  1,20  | 
  1,17  | 
  0,04  | 
9  | 
  Рентабельность активов, %  | 
  44,02  | 
  31,82  | 
  12,20  | 
10  | 
  Рентабельность оборотных активов, %  | 
  151,68  | 
  126,78  | 
  24,90  | 
11  | 
  Рентабельность инвестиций, %  | 
  610,16  | 
  423,92  | 
  186,25  | 
12  | 
  Рентабельность   | 
  17,73  | 
  11,92  | 
  5,81  | 
13  | 
  Рентабельность продаж (по прибыли от продаж), %  | 
  20,18  | 
  18,85  | 
  1,33  | 
14  | 
  Рентабельность продаж (по чистой прибыли), %  | 
  16,86  | 
  14,34  | 
  2,51  | 
15  | 
  Рентабельность основного вида деятельности (затратоотдача, прибыльность реализованной продукции), %  | 
  16,86  | 
  14,34  | 
  2,51  | 
16  | 
  Рентабельность собственного капитала, %  | 
  59,85  | 
  49,76  | 
  10,10  | 
Как показал предыдущий анализ, ООО «Спецодежда» является прибыльным предприятием, поскольку по итогам прошлого и отчетного периода оно получило чистую прибыль по данным бухгалтерского учета. Таблица 17 позволяет проследить рентабельность активов, капитала и продаж общества с целью выяснить, насколько эффективна деятельность предприятия.
Исходя из информации, можно сделать вывод, что все показатели, характеризующие доходы, расходы, доходность и рентабельность ООО «Спецодежда» в 2010-2011 гг. обнаружили рост.
Доходы росли быстрее, чем расходы, и это обусловило рост рентабельности активов предприятия.
Эффективность использования оборотных активов повысилась почти на четверть, что обусловлено сокращением непроизводительных запасов и остатков. Отдача от использования производственных фондов увеличилась с 11,92% до 17,73%. Резкое увеличение рентабельности инвестиций говорит о грамотном распоряжении финансовыми вложениями, сокращении неэффективных вложений.
Отметим, что оптимальным значением для рентабельности активов считается 10%; собственного капитала - 12%; продаж - 15%. Видим, что все показатели соответствуют норме.
Таким образом, можно заключить, что Общество является не просто прибыльным, но очень рентабельным предприятием; производственные фонды и оборотные активы используются эффективно, инвестиции осуществляются грамотно.
 
Проведём факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала Общества. Расчеты выполним в таблице 18.
Таблица 18 - Изменения рентабельности активов, собственного капитала за счёт
отдельных факторов
№ п/п  | 
  Показатель  | 
  Предыдущий год  | 
  Отчётный период  | 
  Изменения (+,-)  | 
А  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
1  | 
  Рентабельность продаж, % (по чистой прибыли)  | 
  14,34  | 
  16,86  | 
  2,52  | 
2  | 
  Оборачиваемость активов, кол-во оборотов  | 
  2,22  | 
  2,61  | 
  0,39  | 
3  | 
  Рентабельность активов, %  | 
  31,82  | 
  44,02  | 
  12,17  | 
4  | 
  Изменение рентабельности активов за счет:  | 
  х  | 
  х  | 
  х  | 
4.1  | 
  рентабельности продаж, %  | 
  х  | 
  х  | 
  6,58  | 
4.2  | 
  оборачиваемости активов, %  | 
  х  | 
  х  | 
  5,59  | 
5  | 
  Оборачиваемость оборотных активов, кол-во оборотов  | 
  8,84  | 
  9  | 
  0,16  | 
6  | 
  Рентабельность оборотных активов, %  | 
  126,77  | 
  151,74  | 
  24,97  | 
7  | 
  Изменение рентабельности оборотных активов за счет:  | 
  х  | 
  х  | 
  х  | 
7.1  | 
  рентабельности продаж, %  | 
  х  | 
  х  | 
  22,68  | 
7.2  | 
  оборачиваемости оборотных активов, %  | 
  х  | 
  х  | 
  2,29  | 
8  | 
  Рентабельность собственного капитала, %  | 
  49,76  | 
  59,85  | 
  10,10  | 
9  | 
  Изменение рентабельности собственного капитала за счет:  | 
  х  | 
  х  | 
  х  | 
9.1  | 
  рентабельности продаж, %  | 
  х  | 
  х  | 
  5,41  | 
9.2  | 
  оборачиваемости активов, %  | 
  х  | 
  х  | 
  9,78  | 
9.3  | 
  коэффициента автономии  | 
  х  | 
  х  | 
  -5,09  | 
Изменение рентабельности активов за счет:
- рентабельности продаж = 2,52 * 2,61 = 6,58
- оборачиваемости активов = 14,34 * 0,39 = 5,59
Общее влияние = 6,58 + 5,59 = 12,17
Изменение рентабельности оборотных активов за счет:
- рентабельности продаж = 2,52 * 9 = 22,68
- оборачиваемости оборотных активов = 14,34 * 0,16 = 2,29
Общее влияние = 22,68 + 2,29 = 24,97
Рентабельность СК за счет рентабельности продаж:
ΔρСК P/N = (А/СК)1 * (N/А)1 * Δ(P/N)
На основе полученных данных об изменении рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала за счет отдельных факторов на предприятии видим, что рентабельность продаж и оборачиваемость активов имели примерно одинаковое положительное влияние на рентабельность активов.
Анализируя полученные изменения, можно сказать, что рентабельность оборотных активов росла в основном за счет увеличения рентабельности продаж.
Оборачиваемость активов способствовала также и увеличению отдачи собственного капитала. Однако, на рентабельность собственного капитала отрицательно повлияла динамика коэффициента автономии. Увеличение коэффициента автономии означает увеличение собственного капитала в сумме источников активов предприятия и обусловлено как ростом суммы собственного капитала, так и уменьшением валюты баланса.
 
Используя данные ф. № 5 «Приложение к балансу», проведём анализ затрат предприятия по экономическим элементам (таблица 19).
Таблица 19 - Анализ затрат предприятия по элементам
Элементы затрат  | 
  Абсолютные значения, тыс. руб.  | 
  Удельный вес в общей сумме затрат, %  | 
  Изменения  | |||
За предыдущий год  | 
  За отчетный год  | 
  За предыдущий год  | 
  За отчетный год  | 
  Абсолютные, тыс. руб.  | 
  Структурные, %  | |
А  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
Материаль-ные затраты  | 
  17443  | 
  19310  | 
  69,00  | 
  70,00  | 
  1867  | 
  1,00  | 
Затраты на оплату труда  | 
  5537  | 
  6130  | 
  21,90  | 
  22,22  | 
  593  | 
  0,32  | 
Отчисления на социальные нужды  | 
  775  | 
  858  | 
  3,07  | 
  3,11  | 
  83  | 
  0,04  | 
Амортизация  | 
  204  | 
  161  | 
  0,81  | 
  0,59  | 
  -42  | 
  -0,22  | 
Прочие затраты  | 
  1320  | 
  1126  | 
  5,22  | 
  4,08  | 
  -195  | 
  -1,14  | 
Итого по элементам затрат на производство  | 
  25279  | 
  27585  | 
  100,00  | 
  100,00  | 
  2306  | 
  -  | 
Структура затрат ООО «Спецодежда» 
обусловлена его 
 
Проведём факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции. Затраты на один руб. продукции определяются как частное от деления суммы затрат (себестоимости произведенной продукции) на количество единиц произведенной продукции.
Результаты расчетов отразим в таблице 20.
Таблица 20 - Сводная таблица влияния факторов на затраты на рубль
реализованной продукции
Показатель-фактор  | 
  к./р.  | 
Количество и структура продаж  | 
  -5,07  | 
Полная себестоимость продаж  | 
  15,84  | 
Продажные цены  | 
  -0,01  | 
Итого изменения затрат на 1 р. продаж  | 
  10,78  | 
По итогам расчета стало ясно, что увеличение общей себестоимости продукции оказало на себестоимость единицы продукции влияние в размере 15,84 руб., тогда как увеличение объема и изменение структуры продукции привело к сокращению себестоимости на 5,07 руб.
Таким образом, резервы снижения затрат на 1 рубль реализованной продукции необходимо искать в увеличении объема производства.
 
Используя данные ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5 «Приложение к балансу», оценим влияние интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции.
Для факторного анализа можно воспользоваться моделями 32, 33, 34:
. (32)
. (33)
. (34)
Таблица 21 - Сводная таблица влияния интенсивных и экстенсивных факторов
на объем продаж
Показатель-фактор  | 
  Предыдущий год  | 
  Отчётный год  | 
  Изменение (+,-)  | 
  Сумма влияния фактора, тыс. руб.  | 
А  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
1. Среднесписочная численность работников, чел.  | 
  22  | 
  23  | 
  1  | 
  1487,2  | 
2. Среднегодовая выработка на работника, тыс. руб.  | 
  1487,18  | 
  1574  | 
  86,82  | 
  1996,8  | 
3. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.  | 
  11036  | 
  9796  | 
  -1240  | 
  192,2  | 
4. Фондоотдача основных фондов  | 
  2,96  | 
  3,70  | 
  0,73  | 
  -3676,2  | 
5. Материальные затраты, тыс. руб.  | 
  17443  | 
  19310  | 
  1867  | 
  -17,9  | 
6. Материалоотдача  | 
  1,88  | 
  1,87  | 
  -0,0009  | 
  3501,9  | 
Итоговое изменение объема продаж  | 
  32718  | 
  36202  | 
  3484  | 
  3484  |