Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:01, курсовая работа
Управление стоимостью предприятия – в настоящее время одна их наиболее популярных концепций менеджмента. По тому, строится или нет менеджмент на предприятии на данной концепции, сейчас в мире судят о степени соответствия менеджмента мировым стандартам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность концепции управления стоимостью предприятия 4
1.2. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний 12
2.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ 19
3.УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Основным недостатком данной модели является трудоемкость расчетов и сложности, связанные с прогнозированием денежных потоков.
Cash Flow Return on Investment (CFROI)
Одним из недостатков показателя EVA, рассмотренного выше, является игнорирование денежных потоков. Данный недостаток устраняется при расчете показателя CFROI:
CFROI = Скорректированные денежные
притоки (cash in) в текущих ценах
/ скорректированные денежные
(2.6)
Другим преимуществом данного показателя по сравнению с EVA является тот факт, что как денежные потоки, генерируемые существующими и будущими активами, так и первоначальные инвестиции выражаются в текущих ценах, т.е. учитывается фактор инфляции.
Для расчета показателя CFROI необходимо выполнить следующие действия[11, стр.31]:
Если показатель CFROI превышает требуемый инвесторами средний уровень, то компания создает стоимость и наоборот, если CFROI ниже требуемой доходности, то стоимость компании будет снижаться.
Одним из главных недостатков данной модели является то, что результат выражается не в сумме созданной (или разрушенной) стоимости, а в виде относительного показателя. Данный факт может служить препятствием при внедрении на предприятии системы VBM, так как для некоторых нефинансовых менеджеров интерпретация данного показателя может не быть столь же ясной, как, например, EVA.
Другим недостатком данного подхода является сложность расчета показателя CFROI, так как для этого необходимо идентифицировать все денежные потоки, генерируемые как существующими, так и будущими активами.
Cash Value Added (CVA)
Часто данный показатель также
называют Residual Cash Flow (RCF). В последнее
время все большее число
В основе данного показателя лежит концепция остаточного дохода (residual income) и формула его расчета имеет следующий вид:
RCF = AOCF – WACC * TA
где:
AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) – скорректированный операционный денежный поток;
WACC – средневзвешенная цена капитала;
TA – суммарные скорректированные активы.
Корректировки, вносимые при
расчете указанных величин
В силу того, что каждый из рассмотренных показателей имеет свои ограничения и недостатки, а также, потому что область стоимостных показателей является относительно новой отраслью знаний, некоторые авторы предлагают комбинированное использование нескольких показателей при оценке процесса создания стоимости. На наш взгляд, такой подход не будет оптимальным, т.к. эффективность системы VBM может быть достигнута при подчинении всех значимых управленческих решений единой цели, что предполагает наличие единого критерия, на основе которого строится и оценка эффективности, и система мотивации. Поэтому, в каждом конкретном случае менеджмент предприятия должен выбрать соответствующий стоимостной показатель исходя из соображений оперативности, выгод и затрат, связанных с получением информации, необходимой для его расчета.
В настоящее время в России набирает силу процесс разделения функций владения и управления собственностью. Происходит отход от оперативного управления фирмой ее собственников.
Основной формой дохода собственников
в этих условиях становится не заработная
плата, а рост рыночной стоимости
принадлежащих им активов. Кроме
того, значительная часть инвестиционного
сообщества — финансовые инвесторы,
для которых любые виды вложений
не более чем финансовые операции.
Они инвестируют в активы с
целью их продажи через некоторое
время по максимальной цене. Следовательно,
потребность в
Можно утверждать, что определяющим фактором успешного управления рыночной стоимостью бизнеса является соблюдение баланса интересов акционеров и менеджеров предприятия, тогда как существующие подходы основаны на иных факторах стоимости.
Необходимо помнить, что наращивание текущих доходов нередко сопровождается снижением долгосрочного потенциала фирмы. Износ оборудования, избыточные расходы на маркетинг, недостаток вложений в повышение квалификации персонала, невыплата дивидендов и другие подобные мероприятия способствуют существенному росту рыночной стоимости в краткосрочном периоде. Однако вряд ли все это приведет к подобному результату в долгосрочной перспективе. Отсюда вывод, показатель рыночной стоимости, взятый изолированно, не может служить единственным критерием успешно функционирующего предприятия. Необходима увязка показателей, характеризующих долгосрочный потенциал компании.
Кстати, о невыплаченных дивидендах. Один из самых успешных инвесторов современности Уоррен Баффет в своей книге [1, стр.81] так описывает такой вариант увеличения рыночной стоимости компании.
В практике корпоративного
управления усиление мотивации менеджеров,
как правило, решается с помощью
опционов на покупку акций управляемых
ими компаний. Чем выше рыночная
цена акций на момент исполнения опциона,
тем большую прибыль получат
от реализации права покупки менеджеры.
Считается, что тем самым управленцы
и собственники помещаются в одну
финансовую лодку. Однако в реальности
эти лодки сильно разнятся. Для
увеличения доходов корпорации менеджеры
придерживаются принципа «получаешь больше,
если вкладываешь больше». То есть для
этого не надо прилагать каких-то
экстраординарных усилий, достаточно
просто увеличить капитал. Легче
всего это сделать за счет нераспределенной
прибыли: чем больше прибыли предприятия
остается нераспределенной, тем больше
прирост капитала и, следовательно,
прибыли. Уместно заметить, что нераспределенная
прибыль — это доход
Необходимо отметить один важный момент в управлении рыночной стоимостью — это субъективизм оценки. Действительно рассмотрим формулу (3.1).
|
(3.1) |
где - стоимость фирмы;
- размер выгоды (дохода) в период k;
- требуемая (желаемая) доходность для инвестора.
Субъективизм проявляется
в оценке двух параметров. Во-первых,
субъекты оценки имеют
Зависимость риска от доходности — прямая пропорциональность (рис.2).
Чем большую доходность предпочитает инвестор, тем в большей степени он должен быть готов к неполучению или недополучению этой доходности. Отсюда вытекает две задачи управления инвестициями:
1. Получение максимальной
доходности при заданном
2. Минимизация риска при
установленной ставке
Однако, чаще всего, ставится иная задача, которая получила название компромисса между риском и доходностью. А именно, достижение какого-то разумного соотношения между риском и доходностью. Естественно, у каждого свое понятие о «разумном соотношении», соответственно, и приемлемая норма доходности также своя.
Все это приводит к тому, что даже при равнодоступности информации, оценки рыночной стоимости бизнеса могут существенно отличаться в зависимости от субъекта оценки, что существенно затрудняет управление рыночной стоимостью.
Вывод ценных бумаг предприятий
на биржу заметно облегчает
Менеджеры часто ориентируются на краткосрочный рост котировок акций. Связано это с тем, что акционеры пытаются мотивировать менеджмент на достижении определенных ключевых показателей, основным из которых является капитализация. Как правило, для этого применяются опционные программы, недостаток которых мы описали чуть выше. Другой вариант — когда бонусы руководителей напрямую зависят от динамики курса акций. Для доказательства неоднозначности показателя рыночной стоимости, взятого изолированно, приведем еще несколько доводов[6, стр.402]:
1. Не все предприятия
торгуются на рынке.
2. Пока нет факта продажи,
рынок не может оценить
3. Спекулятивный характер
формирования стоимости в
4. Невозможность учета
всех факторов, образующих стоимость.
Она формируется большой
В [14] приводится пример многофакторной модели BARRA для оценки ценных бумаг фирмы, которую можно считать одним из вариантов расчета стоимости компании. Модель ВАRRА основана на работе Барра Розенберга, специалиста по эконометрике университета Беркли в США. Он отобрал 68 факторов, влияющих на стоимость ценных бумаг фирмы, а, следовательно, и на принятие решений в сфере управления рыночной стоимостью.
Среди этих факторов есть как очевидные, такие как ожидаемый темп прироста ВВП, инфляция, процентные ставки, цены на нефть, так и совершенно неожиданные: общепризнанный прогноз относительно роста доходов фирмы, изменчивость ее доходов в прошлом, число аналитиков по ценным бумагам, обрабатывающих данные по акциям фирмы и т.д. Можно предположить, что это не законченный список факторов, образующих рыночную стоимость.