Концепция управления стоимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Управление стоимостью предприятия – в настоящее время одна их наиболее популярных концепций менеджмента. По тому, строится или нет менеджмент на предприятии на данной концепции, сейчас в мире судят о степени соответствия менеджмента мировым стандартам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1. Сущность концепции управления стоимостью предприятия 4

1.2. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний 12

2.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ 19

3.УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсач по ФМ.docx

— 162.78 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1. Сущность  концепции управления стоимостью  предприятия 4

1.2. Основные  этапы эволюции концепций управления  стоимостью компаний 12

2.СИСТЕМА  ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СТОИМОСТЬ  КОМПАНИИ 19

3.УПРАВЛЕНИЕ  РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление стоимостью предприятия  – в настоящее время одна их наиболее популярных концепций менеджмента. По тому, строится или нет менеджмент на предприятии на данной концепции, сейчас в мире судят о степени соответствия менеджмента мировым стандартам. В России, как и во многих других странах, в последние годы изменилось понимание оценки бизнеса. Оно расширилось и стало включать в себя оценку не только рыночной стоимости закрытых компаний, но и имущественных комплексов любых фирм, а также имущественных комплексов по отдельным видам их хозяйственной деятельности.

Концепция управления стоимостью предприятия ориентирует менеджмент на рост рыночной стоимости компании. Эта концепция в противоположность концепции максимизации текущих и ожидаемых на ближайшее время прибылей предполагает акцент на реализацию проектов, позволяющих наладить для фирмы на будущее стабильные повышенные денежные потоки. Именно на управление, основанное на создании стоимости, вслед за западными коллегами ориентируются все больше российских менеджеров.

Целью данной курсовой работы является освещение теоретических вопросов сущности концепции управления стоимостью, а также изучение способов ее управления.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:

Изучить сущность и историю  возникновения концепции;

Исследовать систему показателей, характеризующих стоимость;

Рассмотреть способы управления рыночной стоимостью.

 

1. СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность концепции управления стоимостью предприятия

 

Последние два-три года в  российскую практику управления постепенно внедряется современная зарубежная концепция управления предприятием – концепция управления стоимостью. В основу концепции положено понимание  того факта, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций центральным  вопросом является прирост их благосостояния, в результате функционирования объектов владения. При этом, рост благосостояние акционеров измеряется ни мощностью введенных мощностей, ни количеством нанятых сотрудников, ни оборотом компании, а стоимостью предприятия, которым они владеют[7,стр.25].  В правовой терминологии США и ряда других стран часто используется понятие "корпорация", которое обычно означает юридическое лицо, организацию. Термином "корпорация" пользуются всякий раз, когда хотят подчеркнуть, что организация, называемая этим именем, рассматривается как единое целое и может выступать участником в гражданском и экономическом обороте. Аналогом американскому понятию "корпорация" в российском законодательстве является "акционерное общество". Рыночная капитализация акционерного общества — рыночная стоимость всех акций этого акционерного общества.

Для российских компаний стоимостной подход к совершенствованию  управления приобретает высокую  актуальность, так как национальные компании, пройдя этап консолидации активов, вынуждены перед лицом нарастающей  глобальной конкуренции перейти  в фазу эффективного управления и  создания максимальной стоимости бизнеса. Данный термин не имеет однозначной трактовки в силу его сложности и противоречивости. Приведем некоторые из них. Стоимость бизнеса – «сумма прибылей» владельца за все время будущей жизни бизнеса. Рыночная стоимость бизнеса - наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Стоимость бизнеса – это текущая стоимость будущих благ от владения им.

При оценке стоимости любого бизнеса можно применять различные подходы [15, стр.98]. Наиболее употребимыми являются три подхода, зафиксированные в нормативных стандартах оценки: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Под ними понимают совокупность методов оценки стоимости, основанных на:

  • определении затрат, необходимых для восстановления, либо замещения данного объекта, с учетом его износа (затратный подход);
  • сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними (сравнительный подход);
  • определении ожидаемых доходов от объекта оценки (доходный подход).

Кратко поясним суть упомянутых подходов.

 В случае затратного  подхода стоимость бизнеса определяется  суммой затрат, необходимых для  создания нового аналогичного  бизнеса. Новый бизнес должен  быть создан по современным  технологиям с применением современных  материалов и оборудования с  использованием цен, установившихся  на момент оценки. Именно поэтому затратный подход часто дополняют другими. Например, доходным.

Доходный подход включает в себя несколько методов, объединяемых идеей оценки выгоды, получаемой оцениваемой  фирмой в будущем. В качестве выгоды рассматриваются разные параметры [2, стр.156]. Например, дивиденды, прибыль, денежные потоки, свободные денежные потоки, избыточная прибыль и т.д.

Предполагается, что, будучи владельцем или совладельцем фирмы, инвестор рассчитывает на получение определенной выгоды.

Еще один способ расчета  рыночной стоимости, который позволяет  классифицировать предприятие среди  себе подобных, сравнительный подход.

При применении сравнительного подхода оцениваемое предприятие  сопоставляется с аналогичными предприятиями, рыночная стоимость и отдельные  показатели деятельности которых известны. Метод основан на том, что информация о деятельности рыночных субъектов  равнодоступна и объективна. Но, как известно, информация асимметрична, что искажает результат оценки. Тем  не менее, применение вкупе трех обозначенных подходов позволяет получить представление  о рыночной стоимости объекта  оценки.

 Внедрение системы управления стоимостью достаточно продолжительный процесс, так западные специалисты оценивают его продолжительность в 2-3 года. Ниже мы рассмотрим основные этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии (табл.1).

Таблица 1

Этапы внедрения системы  управления стоимостью на предприятии

Этап 1-й

Этап 2-й

Этап 3-й

Этап 4-й

Этап 5-й

Определение точки отсчета  – оценка рыночной стоимости предприятия

Составление схемы факторов стоимости компании

Создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений

Анализ вклада подразделений  в стоимость компании

Подготовка отчета с позиции  управления стоимостью

 

Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов

Подготовка кадров


 

 

Этап 1-й: определение  точки отсчета.

Первым шагом на пути к  созданию системы управления стоимостью компании является определение стоимости  организации в качестве точки  отсчета. То есть, берется ближайшая  прошедшая отчетная дата и на эту  дату определяется стоимость компании. Не исключено, что в последующем, в процессе разработки специфической  оценочной модели для компании, стоимость  на исходную дату, могут быть внесены  поправки и уточнения, однако, именно в сравнении с данной величиной  стоимости будут определять достижения компании.

Существующие методы, позволяющие  определять стоимость предприятия, условно можно разделить на несколько  групп[7, стр.27]:

а) методы, базирующиеся на определении  стоимости отдельных активов, которыми владеет оцениваемое предприятие (имущественный подход);

б) методы, основанные на анализе  конъюнктуры фондового рынка (как  биржевого, так и внебиржевого), а  точнее сделок, совершенных с акциями  или долями уставного капитала предприятий, аналогичных оцениваемому (рыночный подход);

в) методы, основанные на анализе  доходов оцениваемого предприятия (доходный подход). Методы различных  групп позволяют рассматривать  стоимость предприятия под различными углами зрения.

Этап 2-й: определение  основных факторов стоимости.

На стоимость компании оказывают воздействие различные  факторы (факторы стоимости), в частности, ценовая политика компании, состояние  производственных мощностей, уровень  конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т.п. Факторы стоимости  можно разделить на две условные группы: внешние факторы (факторы, возникающие  независимо от волеизъявления менеджмента  компании, однако, это не означает, что  наступление тех или иных событий  нельзя было предвидеть и принять  меры по минимизации негативных последствий) и внутренние (факторы, связанные  с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия). Рассмотрим примеры, внешних и внутренних факторов стоимости[7, стр.30].

Государственные органы принимают  решение о введении лицензирования на один из видов деятельности. Введение лицензирования на три-четыре месяца “замораживает” деятельность компании. Введение лицензирования – это внешний фактор, однако, это не означает, что предприятие  не должно было заранее готовиться к подобной ситуации. Другим примером внешнего воздействия государства  на бизнес может являться повышение  ставок налогов. Теперь, приведем пример внутреннего фактора стоимости. Производство предприятия основано на конвейере, поломка которого приводит к простою всего производственного процесса, а, следовательно, убыткам. Факт зависимости предприятия от данного конвейера – “внутренний” фактор стоимости.

С точки зрения управления стоимостью, важно выстроить всю  систему факторов, воздействуя на которые можно добиваться постепенного роста стоимости. Система представляет совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее подразделений  и отделов. Показатели детализируются для каждого уровня управления, что  приводит к тому, что высшее звено  руководство зачастую контролирует финансовые показатели, в то время  как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы.

Внедрение системы  оперативного контроля над стоимостью активов.

В рамках концепции управления стоимостью, имущественный комплекс понимается в широкой трактовке. Понятие охватывает как материальные, так и нематериальные активы. В  процессе определение рыночной стоимости  компании, как точки отсчета, проводиться  стоимостной анализ основных элементов  имущественного комплекса. При этом, выявляются активы, которые могут  быть не отраженны бухгалтерском  балансе, но имеющие существенную стоимость (например, товарный знак компании). Могут  возникать и другие ситуации, когда  отраженные в балансе активы в  действительности уже обесценились. Цель этапа состоит в выявлении тех групп активов, стоимость которых, во-первых, имеет ключевое значение для компании, во-вторых, имеет значительный потенциал роста, в-третьих, достигла своего пика и теперь их выгоднее реализовать, чем обладать ими[7, стр.32].

Стоимость отдельных объектов имущественного комплекса, также как  и компании в целом, зависит от множества факторов. Большинству  объектов присущи свойственные только им факторы. Для того, чтобы не заниматься анализом объектов, не имеющих критической  важности для предприятия, важно  четкое разнесение объектов по вышеупомянутым группам. Часть объектов, попавших в  группы, должны в дальнейшем находиться под регулярным наблюдением сотрудников  компании, в отношении других может  быть начата предпродажная подготовка.

Подготовка персонала  компании к внедрению системы  управления стоимостью.

Внедрение концепции управления стоимостью в сложившуюся систему  управления организацией невозможно без  адекватно подготовленных кадров, способных  как самостоятельно выполнять расчеты, так и доводить оперативную информацию до соответствующих отделов.

Сначала определяется круг ключевых сотрудников, которые и  будут на местах внедрять основы обновленной  системы управления. В качестве опорных  сотрудников, как правило, выступают  работники финансовой службы, руководители подразделений и отделов, сотрудники служб, отвечающих за состояние имущественного комплекса. Ключевые сотрудники, в первую очередь, изучают суть концепции  управления стоимостью, а также основные подходы к определению стоимости  предприятия, в объеме достаточном  для самостоятельного выполнения расчетов в рамках системы оценки воздействия  управленческих решений на стоимость  компании в целом. В дальнейшем, совместно  с вышеупомянутыми сотрудниками осуществляется подробный разбор факторов стоимости предприятия. Что позволяет, с определенной степенью уверенности, предполагать способность, в дальнейшем, не только довести факторы стоимости до остальных сотрудников подразделения, но эффективно управлять факторами, а также выделять новые, возникающие по мере развития компании.

Информация о работе Концепция управления стоимостью