Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:01, курсовая работа
Управление стоимостью предприятия – в настоящее время одна их наиболее популярных концепций менеджмента. По тому, строится или нет менеджмент на предприятии на данной концепции, сейчас в мире судят о степени соответствия менеджмента мировым стандартам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность концепции управления стоимостью предприятия 4
1.2. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний 12
2.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ 19
3.УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Концепция Левиса, в основе
которой лежат показатели CVA и CFROI,
отталкивалась от утверждения, что
наилучшим детерминантом
Очевидно, что на
описанных выше концепциях
эволюция системы управления
стоимостью компаний не остановилась.
Более того, с течением времени
в связи с усложнением
Value-Based Management (наиболее подходящий перевод данного термина - управление, нацеленное на создание стоимости) – концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация стоимости компании. Стоимость компании можно определить как текущую стоимость будущих денежных потоков, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.
Но, как известно, для того чтобы управлять чем-либо необходимо уметь это измерять. Это означает, что необходим инструмент, позволяющий оценить отдачу от инвестированного в компанию капитала. Таким образом, мы можем выделить основные факторы, влияющие на стоимость компании, которые обязательно должны учитываться в показателе, отражающем создание стоимости – затраты на собственный и заемный капитал и доходы, генерируемые существующими активами (при этом доход может выражаться в различных формах: прибыль, денежный поток и т.д.). В 80-х – 90-х годах появился целый ряд показателей (на основе некоторых из них в дальнейшем возникли даже системы управления: например, EVA и EVA-based management), отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – EVA, MVA, SVA, CVA и CFROI[11, стр.16].
Система показателей, характеризующих деятельность компании в рамках концепции управления стоимостью, постоянно обновляется[15, стор.29]. По мере внедрения современных информационных технологий, появления новых идей показатели становятся все более объективными и сложными (рис.1).
Рис.1 Система показателей, характеризующих деятельность компании в рамках концепции управления стоимостью
Market Value Added (MVA)
По-видимому, MVA - самый очевидный критерий создания стоимости, рассматривающий в качестве последней рыночную капитализацию и рыночную стоимость долгов компании.
MVA рассчитывается как
разница между рыночной
MVA = Рыночная стоимость
долга + рыночная капитализация –
совокупный капитал
Следует учитывать, что в балансовую оценку совокупного капитала должны быть внесены поправки для устранения искажений, вызванных методами учета и некоторыми учетными принципами. Данные поправки будут более подробно рассмотрены при описании показателя EVA.
С точки зрения теории корпоративных финансов MVA отражает дисконтированную стоимость всех настоящих и будущих инвестиций[11, стр.18].
Economic Value Added (EVA)
Наверно, из всех существующих
показателей, предназначенных для
оценки процесса создания стоимости
компании, EVA является самым известным
и распространенным. Причина этого
в том, что данный показатель сочетает
простоту расчета и возможность
определения стоимости
EVA вычисляется на основании следующей формулы:
EVA = NOPAT – Kw * C
где NOPAT – чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов (Net Operating Profits After Taxes);
Kw – средневзвешенная цена капитала (WACC);
C – стоимостная оценка капитала.
Часто анализ, основанный на показателе EVA, рассматривается в качестве альтернативы традиционному NPV-анализу. Это означает, что эффективность какого либо проекта, рассчитанная на основе EVA, должна совпадать с эффективностью, полученной на основе NPV-анализа. Приведем формальное доказательство данного предположения (формула 2.3):
(2.3)
где:
NPV-чистый дисконтированный доход (чистая приведенная стоимость);
EBIT-прибыль компании до вычета процентов и налогов;
Depr-амортизационные отчисления
WACC-средневзвешенные затраты на инвестированный капитал;
Initial Investment-первоначальные инвестиции.
Выразим первоначальные инвестиции (Initial Investment - II) следующим образом:
Данное представление первоначальных инвестиций отражает тот факт, что инвестор вложит в проект сумму II, только если данный проект, по крайней мере, покроет стоимость капитала и в конце периода обеспечит возврат вложенных средств.
Тогда:
Предположим, что настоящая
стоимость всей суммы амортизации
за все время существования
Рентабельность капитала (ROC) определяется по формуле:
Исходя из этого запишем формулу вычисления NPV в следующем виде:
или
В принципе, EVA идентична категории остаточного дохода (Residual Income - RI), которая была известна в течение многих десятилетий. Важным отличием является то, что при расчете EVA вносятся многочисленные поправки к бухгалтерской отчетности. EVA устраняет существующие в традиционной бухгалтерской отчетности искажения путем внесения более 150 поправок. В основном указанные поправки вносятся для нивелирования общей направленности традиционной бухгалтерской отчетности на интересы кредитора. Приведем наиболее существенные корректировки прибыли и величины капитала:
Исходя из приведенной выше формулы расчета показателя EVA, можно сделать выводы о возможных путях увеличения значения данного показателя[11, стр.21]:
Между рассматриваемым показателем и показателем MVA существует очевидная взаимосвязь. Так, например, рыночная стоимость, выраженная в показателе MVA, является, по сути, дисконтированной суммой всех будущих EVA.
В связи с рассматриваемым
показателем закономерно
Стоимость компании можно записать как:
Стоимость компании = Инвестированный
капитал + дисконтированная EVA от существующих
проектов + дисконтированная EVA от будущих
инвестиций
Из приведенной зависимости следует, что увеличение EVA за рассматриваемый период может привести к снижению стоимости компании. Это может произойти по нескольким причинам[11, стр23]:
Таким образом, подход к построению системы VBM на основе показателя EVA не полностью устраняет недостатки и ограничения, обсуждаемые при рассмотрении показателя MVA. С этой точки зрения более привлекательными выглядят показатели, учитывающие будущие денежные потоки.
Shareholder Value Added (SVA)
В работах Альфреда Раппапорта
SVA определяется как приращение между
двумя показателями – стоимостью
акционерного после некоторой операции
и стоимостью того же капитала до этой
операции. Часто дается несколько
иная трактовка: SVA – это приращение
между расчетной стоимостью акц
SVA = расчетная стоимость
акционерного капитала (итог пункта
5) – балансовая стоимость