Комплексная оценка финансового состояния компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методологии комплексного анализа и оценки финансового состояния компании в современных условиях. Соответственно данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1. Определение понятий «финансовый анализ, комплексный анализ и оценка»;
2. Выделение методических подходов к анализу финансового состояния организации;
3. Характеристика трех наиболее фундаментальных подходов к комплексному анализа финансовых показателей деятельности компании.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы комплексного анализа состояния компании 5
1.1. Экономическая сущность анализа состояния компании 5
1.2. Методологические подходы к финансовому анализу состояния компании 9
Глава 2. Комплексная оценка как инструмент принятия решений 14
2.1. Особенности комплексной оценки и анализа состояния компании в современных условиях 14
2.2. Основные подходы к комплексной оценке финансового состояния 17
2.3. Возможности стоимостных показателей для оценки деятельности компании. 32
Глава 3. Анализ и оценка финансового состояния ОАО «КамАЗ» 39
Заключение 43
Список литературы 44
Приложение 1 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

     В зависимости от значения данного показателя организации подразделяются на платежеспособные организации, у которых значение данного показателя не превышает 3 месяцев; неплатежеспособные организации первой категории, у которых значение показателя составляет 3-12 месяцев; неплатежеспособные организации второй категории, у которых значение данного показателя превышает 12 месяцев.

     Показатель  степени платежеспособности общий используется для мониторинга финансового состояния компании и определяется как сумма заемных средств, деленная на среднемесячную валовую выручку от продаж. Структура долгов и способы кредитования организации характеризуются распределением показателя «степень платежеспособности общая» на коэффициенты задолженности по кредитам банков и займам другим организациям, фискальной системе, внутреннему долгу.

     Коэффициент задолженности по кредитам банков и  займам вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную валовую выручку.

     Коэффициент задолженности другим организациям представляет собой частное от деления суммы обязательств по строкам «поставщики и подрядчики», «векселя к уплате», «задолженность перед дочерними и зависимыми обществами», «авансы полученные» и «прочие кредиторы» на среднемесячную валовую выручку.

     Коэффициент задолженности фискальной системе подсчитывается как частное от деления суммы обязательств по срокам «задолженность перед государственными внебюджетными фондами» и «задолженность перед бюджетом» на среднемесячную валовую выручку.

     Коэффициент внутреннего долга вычисляется как частное от деления суммы обязательство по строкам «задолженность перед персоналом организации», «задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «доходы будущих периодов», «резервы предстоящих расходов», «прочие краткосрочные обязательства» на среднемесячную валовую выручку.

     Таким образом, мы рассмотрели все показатели, из которых складывается картина  финансового состояния организации. Каждая группа показателей характеризует  какую-то отдельную сторону финансового состояния. Но важно не забывать, что относительные показатели – лишь ориентировочные индикаторы, сигнальным показателем состояния компании является ее платежеспособность, которая характеризуется абсолютными данными, рассмотренными в балансе неплатежей и их причин.

 

     

Более широкий взгляд на традиционную модель

     Данный  подход, широчайшим образом рассмотренный  в книге Хиггенса «Финансовый  анализ: инструменты для принятия бизнес-решений» и в книге Ричарда  Брейли и Стюарта Майерса  «Принципы корпоративных финансов» является логическим продолжением традиционного анализа. Этот подход также основан на трактовке коэффициентов, он включает в себя показатели, описанные А.Д. Шереметом, но в более поздних работах вышеперечисленных авторов, данный подход все более привязывается к стоимостной модели управления. Таким образом, модель Хиггенса, Брейли и Майерса является промежуточным звеном между традиционным анализом и менеджментом, основанным на стоимостных показателях, который будет рассмотрен далее.

     В рамках нового подхода будут рассмотрены  четыре типа финансовых коэффициентов:

  • Коэффициенты финансовой зависимости, показывающие в какой степени компания использует заемный капитал;
  • Коэффициенты ликвидности, показывающие насколько доступны компании ее денежные средства;
  • Коэффициенты рентабельности, используемые для оценки эффективности использования компанией ее активов;
  • Коэффициенты рыночной активности, показывающие, насколько высоко компанию ценят инвесторы.

     Для подсчета данных необходимы баланс компании и отчет о прибыли.

Коэффициенты  финансовой зависимости

     Коэффициент долговой нагрузки – наиболее часто применяемый коэффициент для оценки финансовой зависимости, так как чаще всего финансовая зависимость измеряется отношением долгосрочного долга к общей стоимости основного капитала. Кроме того, управляющие иногда определяют долг, исключая из совокупных обязательств стоимость собственного капитала11 (формула 1 в Приложении 1).

     Коэффициент покрытия процента – коэффициент, показывающий уровень покрытия процента прибылью до уплаты процентов и налогов плюс амортизация (формула 2 в Приложении 1).

     Регулярная  выплата процентов – это барьер, через который компании приходится постоянно прыгать, чтобы избежать неплатежеспособности. Коэффициент  покрытия процента показывает, какое остается расстояние между барьером и тем, кто его преодолевает12.

Коэффициенты  ликвидности

     Коэффициент ликвидности, как говорилось выше, нужен  для оценки платежеспособности компании. В качестве одного из основных показателей  платежеспособности используют коэффициент текущей ликвидности – отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2 (иногда 3). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно по меньшей мере для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства13.

     Коэффициент быстрой текущей ликвидности  – частный случай коэффициента текущей  ликвидности, он позволяет определить способность организации выполнить краткосрочные обязательства, не полагаясь на реализацию запасов (формула 3 в Приложении 1).

     По  международным стандартам уровень  данного коэффициента должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 – 0,8.

     Рассчитав значение обоих коэффициентов, важно  сделать правильные выводы, сопоставив их. Таким образом, если первое значение высокое, а второе относительно маленькое, то это может говорить о большом  количестве запасов у компании, возможно, излишних. Если же ситуация обратная, то это может быть как причиной грамотной политики управления запасами, так и наличия высокой дебиторской задолженности.

     Коэффициент абсолютной ликвидности  показывает возможность организации моментально выполнить краткосрочные обязательства, не полагаясь на дебиторскую задолженность (формула 4 в Приложении 1).

     Норма для данного коэффициента – 0,2 – 0,5, то есть у нормально работающей организации количество неработающих денег должно быть минимально, в  противоположном случае это говорит о неумении вкладывать имеющиеся денежные средства.

     Иногда  также бывает полезно подсчитать интервал, в течение которого компании хватит ликвидных активов для финансирования своей деятельности, даже если за это время к ней не поступит больше никаких денежных средств (формула 5 в Приложении 1).

Коэффициенты  рентабельности или  эффективности

     Коэффициент оборачиваемости  активов или ресурсоотдачи  измеряет оборачиваемость средств, вложенных в активы фирмы, и рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней стоимости активов (формула 6 в Приложении 1). 

     Этот  коэффициент характеризует эффективность  использования фирмой всех имеющихся  ресурсов, независимо от источников их привлечения, то есть показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде выручки, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Если это показатель невелик, значит, возможно, размер активов слишком раздут, и необходимо избавиться от неработающих активов14.

     Коэффициент оборачиваемости  чистого оборотного капитала – это отношение выручки от реализации к чистому оборотному капиталу.

     Чистая  норма прибыли  или рентабельность реализации – это коэффициент, показывающий, какая доля выручки от реализации проявилась в прибыли (формула 7 в Приложении 1).

     Коэффициент оборачиваемость  запасов – показатель, отражающий скорость реализации товарно-материальных запасов компании. Рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней стоимости запасов (формула 8 в Приложении 1).

     Считается, что, чем выше данный показатель, тем  устойчивее финансовое положение фирмы.

     Средняя продолжительность  оплаты дебиторской  задолженности  – показатель, отражающий средний период оплаты дебиторской задолженности, то есть скорость, с которой покупатели расплачиваются по счетам (формула 9 в Приложении 1).

     Коэффициент дивидендных выплат показывает, какая доля чистой прибыли выплачена в виде дивидендов (формула 11 в Приложении 1).

     Соответственно, прибыль, которая не выплачивается  в виде дивидендов, реинвестируется  в бизнес.

     Рентабельность  активов – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов:

     Также используют такой коэффициент, как  рентабельность собственного капитала (ROE) – отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала (формула 10 в Приложении 1).

     Этот  показатель позволяет определить эффективность  использования капитала, инвестированного собственниками.

Коэффициенты  рыночной активности

     Подсчет данных коэффициентов основывается не только на данных баланса, но и на рыночных данных.

     Коэффициент цена – прибыль  или ценность акции, показывающий, сколько хотят платить инвесторы за доллар объявленной прибыли (формула 12 в Приложении 1).

     Данный коэффициент при прочих равных условиях выше у фирм с более высокими перспективами роста и ниже у фирм с нестабильным положением15.

     Коэффициент «рыночная – балансовая стоимость» или коэффициент котировки акции представляет собой отношение цены акции к балансовой стоимости одной акции. Балансовая стоимость акции определяется отношением обыкновенного акционерного капитала к числу обыкновенных акций в обращении (формула 13 в Приложении 1).

     В книге «Принципы корпоративных финансов» Брейли и Майерса еще рассматривается коэффициент «q Тобина», который рассчитывается как отношение рыночной стоимости заемного и собственного капитала к текущей восстановительной стоимости активов (формула 14 в Приложении 1).

     Этот  коэффициент похож на коэффициент  «рыночная – балансовая стоимость», однако между ними имеется несколько важных различий. Числитель q включает в себя стоимость всех долговых обязательств и акций компании, а не только стоимость обыкновенных акций. Знаменатель – стоимость всех активов, а не только стоимость собственного капитала фирмы. Кроме того, эти активы учитываются не по первоначальной стоимости, а по той, по которой они могут быть замещены на данный момент.

     Джеймс  Тобин утверждал, что у компании появляется стимул к инвестициям, когда  q превышает 1 (то есть, когда долгосрочное оборудование стоит дороже, чем стоимость его замены), и что они перестают инвестировать, только когда q меньше 1 (то есть, когда стоимость оборудования меньше стоимости замены). Когда q меньше 1, может оказаться дешевле приобрести активы посредством слияния, а не покупки новых активов16.

     В данном параграфе мы рассмотрели  так называемый традиционный подход к комплексному анализу, который  наиболее широко был рассмотрен А.Д. Шереметом, Робертом Хиггинсом и  Брейли Ричардом и Стюартом Майерсом. Модель Шеремета заключается в анализе деятельности компании по 11 блокам и составление согласно этому анализу заключения о финансовом состоянии организации. Далее данный метод был расширен, превратившись в подход, основанный на расчете и анализе коэффициентов согласно различным сферам деятельности организации. Таким образом, можно узнать о рентабельности компании, цене ее акции, о ее капитале и активах, платежеспособности и о многом другом.

Информация о работе Комплексная оценка финансового состояния компании