Комплексная оценка финансового состояния компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методологии комплексного анализа и оценки финансового состояния компании в современных условиях. Соответственно данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1. Определение понятий «финансовый анализ, комплексный анализ и оценка»;
2. Выделение методических подходов к анализу финансового состояния организации;
3. Характеристика трех наиболее фундаментальных подходов к комплексному анализа финансовых показателей деятельности компании.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы комплексного анализа состояния компании 5
1.1. Экономическая сущность анализа состояния компании 5
1.2. Методологические подходы к финансовому анализу состояния компании 9
Глава 2. Комплексная оценка как инструмент принятия решений 14
2.1. Особенности комплексной оценки и анализа состояния компании в современных условиях 14
2.2. Основные подходы к комплексной оценке финансового состояния 17
2.3. Возможности стоимостных показателей для оценки деятельности компании. 32
Глава 3. Анализ и оценка финансового состояния ОАО «КамАЗ» 39
Заключение 43
Список литературы 44
Приложение 1 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

   Следует также отметить, что некоторые  авторы предлагают выделять в качестве отдельного метода чтение отчетности. Я считаю, что чтение отчетности можно с натяжкой назвать методом финансового анализа, хотя большое количество фундаментальных учебников по этой теме утверждают обратное. Чтение отчетности или простое ознакомление с ней позволяет сделать некоторые выводы о состоянии компании: об основных источниках привлечения средств и направления их вложения, а также оценить величину капитала и кредитную политику организации. Данный метод позволяет выявить «больные» статьи в отчетности, то есть наличие явных финансовых проблем у компании, к каковым относится отражение убытков в балансе, наличие большой суммы чрезвычайных расходов, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность и так далее. Но с помощью чтения отчетности нельзя получить полные знания о состоянии компании. Как считают Ричард Брейли и Стюарт Майерс, анализируя отчеты, следует помнить, что бухгалтеры располагают некоторой свободой маневра в исчислении отчетных прибылей и балансовой стоимости3. Обычно финансовые отчеты содержат громадные массивы данных. Для того чтобы свести эти данные в удобоваримую форму, финансовые менеджеры проводят более глубокий анализ, оперирую ключевыми финансовыми показателями или коэффициентами, о которых будет сказано далее.

     Рассмотрим  подробнее каждый из вышеперечисленных  методов финансового анализа. Под  временным анализом понимается анализ изменений во времени. В зависимости от количества выбранных для исследования моментов или периодов времени различают горизонтальный и трендовый анализ. Горизонтальный анализ представляет собой сравнение отдельных показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Горизонтальный анализ заключается в сравнении значений отдельных статей отчетности за период, предшествующий отчетному, и отчетные периоды с целью выявления резких изменений.

      Под трендовым анализом понимается анализ изменений показателей компании во времени, то есть анализ их динамики. Основой трендового анализа является построение рядов динамики (динамических или временных рядов). Под динамическим рядом понимается ряд числовых значений статистического показателя, расположенных в хронологической последовательности и характеризующих изменение каких-либо явлений во времени. Для построения динамического ряда необходимы два элемента:

1. уровни  ряда, под которыми понимаются  показатели, конкретные значения  которых составляют динамический ряд;

2. моменты  или периоды времени, к которым  относятся уровни.

     Уровни  в динамическом ряду могут быть представлены абсолютными, средними или относительными величинами.

     Построение  и анализ динамических рядов позволяет  выявить и измерить закономерности развития какого-либо явления во времени. Следует заметить, что закономерности не проявляются четко на каждом конкретном уровне, а только в достаточно длительной динамике – тенденции, и при этом на основную закономерность динамики накладываются другие, например сезонные или случайные, явления. В связи с этим основной задачей анализа динамических рядов является выявление основной тенденции в изменении уровней, которая называется трендом.

     В российских условиях проведение анализа  по данной методике затруднено частым изменением учетной политики на предприятиях, постоянной корректировкой налогового и связанного с ним законодательства, инфляцией. Таким образом, трендовый анализ для внешних пользователей в настоящее время почти бесполезен, для внутреннего пользования его проведение возможно, хотя предполагает значительную работу по обеспечению сопоставимости исходного материала4.

    Под вертикальным анализом понимается определение удельного веса отдельных статей в итоговом показателе раздела или баланса в сравнении с аналогичными показателями предыдущих периодов (например, определение веса различных статей актива в общей сумме средств). Подобные виды анализа полезны для внутренних пользователей, потому как помогают уловить происходящие изменения. В качестве примера приведем изменение дебиторской задолженности: если она выросла, но ее удельный вес в общей валюте баланса сохранился, то это не говорит об ухудшении состояния компании, гораздо хуже, если вырос ее удельный вес при неизменной величине. Вертикальный анализ, также как и горизонтальный, может быть полезен при межфирменных сравнениях, хотя и не дает глубокую оценку деятельности организации.

    Под сравнительным анализом понимается сравнение показателей, полученных в результате проведения горизонтального и вертикального анализа за отчетный период, с аналогичными показателями за предшествующий период с целью выявления тенденций в изменении финансового положения предприятия.

Факторный анализ, как уже понятно из его  названия, направлен на выявление  причин (факторов), по которым произошли изменения финансовых результатов деятельности компании. Факторный анализ осуществляется с помощью детерминированных или стохастических методов. Он служит действенным инструментом для поиска внутренних резервов повышения эффективности, правда, только в условиях стабильности, так как при высокой инфляции почти все изменения происходят за счет роста цен.

      Расчет  финансовых коэффициентов – это наиболее распространенный и общедоступный метод как для внутреннего, так и для внешнего анализа. Данный метод заключается в изучении динамики финансовых коэффициентов – соотношения отдельных показателей финансовой отчетности (статей активов и пассивов баланса, отчета о прибылях и убытках), характеризующих текущее финансовое положение предприятия. Данному анализу присущи те же недостатки, что и трендовому, однако использование коэффициентного метода все же считается более целесообразным.

      На сегодняшний  день в России существует большое  множество переводных учебников  разных стран и школ, что привело к отсутствию единой терминологии, так как некоторые названия коэффициентов можно перевести по-разному. Это вызывает недопонимание при решении практических вопросов, а также затрудняет взаимодействие не только между российскими компаниями, но и российских компаний с зарубежными.

     Также существуют трудности  и при межфирменном сравнении, поэтому  сегодня распространено сравнение  с некими обобщенными ориентирами, так называемыми «нормальными значениями коэффициентов», но тут также стоит отметить, что пока что данный способ слабо адаптирован к российским условиям. Помимо прочего практикуется сравнение коэффициентов с наиболее успешными компаниями отрасли.

     Таким образом, в  данном параграфе перечислены основные методологические подходы к анализу  деятельности организации. Перечислим их еще раз: чтение отчетности, горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ, трендовый анализ, факторный и коэффициентный. Каждая из методик имеет цель – охарактеризовать финансовое состояние компании, но все они выполняют это с разной степенью углубленности. Некоторые из методик направлены на поверхностный анализ, например, чтение отчетности. Другие на более глубокий и широкий анализ, к примеру, трендовый метод и коэффициентный. В любом случае каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждая компания вправе сама выбрать набор методик, которые она будет использовать для оценки своего состояния и сравнения с другими компаниями.

 

Глава 2. Комплексная оценка как инструмент принятия решений

2.1. Особенности комплексной оценки и анализа состояния компании в современных условиях

     Оценка деятельности любого экономического субъекта не может сводиться к анализу его бухгалтерской отчетности, сколь глубоким бы ни был такой анализ. Анализ отчетности ничего не говорит о том, каковы будут состояние компании и финансовые результаты в будущем, и делать далеко идущие выводы о перспективах предприятия на основе анализа лишь бухгалтерской документации затруднительно. Такой анализ должен быть комплексным и включать оценку множества факторов, влияние которых и на саму компанию, и на ее рыночное окружение нельзя недооценивать.

     Понятие «комплексный анализ» появилось как подвид экономического анализа, предполагающий изучение всех вопросов деятельности предприятия или подразделения в их взаимосвязи, поэтому базой комплексного анализа является взаимосвязанная система показателей деятельности предприятия.

     Получается, что комплексный анализ в целом  – это совокупность локальных  анализов. Главное в нем – это  системность, увязка отдельных разделов – блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

     Таким образом, целью комплексного анализа является оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия и его подразделения, выявление внутрихозяйственных резервов в совокупности. Отсюда возникают четыре основных задачи:

  1. повышение обоснованности принятых решений относительно выпускаемой продукции с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результатов исполнения планов;
  2. оценка использования компаниями материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  3. оценка финансово-экономических результатов деятельности организаций, сравнение расходов и доходов;
  4. выявление неиспользованных резервов.

     Комплексный анализ предприятия проводится в три этапа:

    1. предварительный обзор обобщающих показателей (чтение отчетности);
    2. углубленный анализ всех показателей по блокам в их взаимосвязи;
    3. по итогам глубокого анализа всех показателей и всех сторон хозяйственной деятельности дается обобщающая оценка эффективности работы предприятия5.

     Соответственно, методика комплексного анализа для  целей управления должна содержать следующие составные элементы:

  • определение целей и задач анализа;
  • совокупность показателей для достижения целей и задач;
  • схема и последовательность проведения анализа;
  • периодичность и сроки проведения управленческого анализа;
  • способы получения информации и ее обработки;
  • способы и методы анализа финансовой информации;
  • перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при проведении комплексного анализа;
  • порядок оформления результатов анализа и их оценку;
  • оценку трудоемкости аналитических работ, подсчет экономического эффекта от проведенного анализа6.

      Казалось  бы, что это всеобъемлющий и  вполне идеальный вариант анализа, но за счет того, что он очень глубокий и охватывает все области деятельности предприятия, возникают некоторые проблемы. Так, появляется проблема, связанная со сложностью проведения такой работы. Ведь анализ не будет полным, если не учесть, например, общеэкономические и социально-экономические показатели района деятельности организации: материалы о его экономике, сведения о численности населения и его составе, покупательском спросе, профессиональном, половом, возрастном и национальном составе населения и т.д. Все перечисленные материалы не исключают, а дополняют друг друга, позволяют полнее и глубже изучить и проконтролировать работу организаций. Соответственно, потеря какого-то одного блока ведет к неполной оценке состояния организации. Тут же возникает сложности при проведении анализа внешним пользователем, так как ему просто-напросто может не хватить данных для всеобъемлющего анализа.

       Ниже представлена схема комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации.

      Рис. 2.1. Схема комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации7

     Резюмируя содержание данного параграфа, можно  сказать, что комплексный анализ – наиболее полный вид анализа  из всех, так как он охватывает все  сферы деятельности организации. Он предоставляет возможность для  принятия взвешенного и правильного решения, а также для прогнозирования будущего развития компании, оценив прошлые удачи и неудачи и будущие возможности. Но, как и у всех видов анализа у него есть свои недостатки, которые не делают его до конца универсальным. Тем не менее, учитывая круг проблем, на решения которых направлена данная курсовая работа, следует подробней рассмотреть именно финансовую сторону комплексного анализа.

2.2. Основные подходы к комплексной оценке финансового состояния

     В данном параграфе будут рассмотрены  так называемые традиционные подходы к комплексному финансовому анализу, которые представлены в книгах А.Д.Шеремета, Р.Брейли и С.Майерса, и Р.Хиггинса. Сначала рассмотрим модель Шеремета.

Традиционная  модель

     Данная  модель комплексной оценки представляет собой схему формирования обобщающих экономических, в том числе финансовых, показателей хозяйственной деятельности предприятия. Она состоит из 11 блоков, связанных друг с другом синтетическими показателями (те же обобщающие показатели): синтетический показатель одного блока, являющийся выходом из этого блока подсистемы, для другого, соподчиненного с ним, будет играть роль входа. Каждый блок в свою очередь имеет собственную систему аналитических показателей, из которых складываются обобщающие показатели. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Комплексная оценка финансового состояния компании