Эффект операционного производственного рычага

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:14, реферат

Краткое описание

Основной целью данного реферата является изучение эффекта операционного производственного рычага (левериджа) в управлении финансовым механизмом предприятия.
В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:
* изучить роль рычага в управлении финансовым механизмом предприятия;
* рассмотреть основные виды рычагов;
* изучить структуру и содержание эффекта операционного производственного рычага как одного из важнейших инструментов управления;
* выявить основные методы анализа и оценки эффекта производственного рычага.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ МЕХАНИЗМОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Рычаг и его роль в управлении финансовым механизмом предприятия. 5
1.2. Структура и содержание эффекта операционного производственного рычага как одного из важнейших инструментов управления. 10
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЫЧАГА 15
2.1. Методы расчета критического объема продаж. 15
2.2. Анализ и оценка эффекта производственного рычага. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

1442.испр.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Основа  финансового менеджмента — финансовый хозяйственный анализ, в рамках которого на первый план выступает анализ структуры себестоимости.

     Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

     К переменным затратам, которые изменяются от изменения объема выпуска продукции, относятся сырье и материалы, топливо и энергия для технологических целей, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др.

     К постоянным (общефирменным) затратам относятся  амортизационные отчисления, арендная плата, заработная плата административно-управленческого аппарата, проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.

     Анализ  производственных затрат позволяет определить их влияние на объем прибыли от реализации, но если к этим проблемам подойти глубже, то выясняется следующее:

  1. Такое деление помогает решить задачу увеличения массы прибыли за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
  2. Позволяет искать наиболее оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат, обеспечивающих прибавку прибыли.
  3. Позволяет судить об окупаемости затрат и финансовой устойчивости на случай ухудшения хозяйственной ситуации.

     Рассматривая  поведение переменных и постоянных затрат, следует анализировать состав и структуру затрат на единицу продукции в определенном периоде времени и при определенном количестве продаж. Вот как характеризуется поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства (сбыта) (табл. 1.1).

     Таблица 1.1

Поведение переменных и постоянных затрат при изменении  объема производства (сбыта)

Объем

производства (сбыта)

Переменные  издержки Постоянные  издержки
 
 
суммарные на единицу  продукции суммарные на единицу  продукции
Растет 

Падает

увеличиваютсяуменьшаются неизменные  неизменные неизменные  неизменные уменьшаются увеличиваются
 

     Структура издержек не столько количественное отношение, сколько качественное. Тем не менее влияние динамики переменных и постоянных затрат на формирование финансовых результатов при изменении объема производства весьма существенно. Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг [7, с. 148].

     Эффект  производственного (операционного) левериджа (рычага) заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах). Сила воздействия производственного левериджа является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тем больший риск несут акционеры; порог рентабельности. Это объем выручки от реализации, при котором достигается нулевая прибыль при нулевых убытках [20].

     Производственный (производственный) леверидж количественно  характеризуется соотношением между  постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя "Прибыль до вычета процентов и налогов". Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости производственного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.

     Уровень производственного левериджа рассчитывается как:

     Lпр = Зпост / Зпер. (1)

     Вместе  с этим показателем при анализе  финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют величину эффекта  производственного левериджа, обратную величине порога безопасности:

     ЭL = МД =     1   (2)

        П          Рбез

     Если  доля постоянных расходов велика, говорят, что преприятия имеет высокий  уровень производственного левериджа. Для такого предприятия иногда даже незначительное изменение объемов  производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятия вынуждены нести в любом случае, производится продукция или нет.

     Вариабельность  прибыли при изменении объемов  производства в модели безубыточности выражается через величину производной:

       = ц – Зпер= умд. (3)

                                               dQ

     Чем больше величина маржинального дохода, тем больше изменение прибыли  при изменении объемов производства. Разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств предприятии с высокой величиной маржинального дохода могут быстро нарастить прибыль, однако при наступлении неблагоприятной ситуации падение прибыли у таких предприятий будет гораздо быстрее, чем у тех, у которых доля маржинального дохода в выручке ниже. Тот же вывод можно сделать, рассмотрев изменение порога безопасности при изменении выпуска:

dР/dQ=(1-Qкр/Q)Qпост /ц–Зпер*1/Q=Зпост перпер*Q/ц–Зпер*1/Q2=Lпрпер/ц–Зпер*1/Q

     (4)

     Чем выше производственный леверидж, тем  сильнее изменится величина порога безопасности при изменении объемов выпуска.

     Итак, изменчивость прибыли, обусловленная  изменением производственного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень производственного  левериджа, тем выше производственный риск предприятия. Предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов (и, следовательно, более высоким производственным левериджем) несут и больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации [19].

     Эффект  производственного левериджа проявляется  в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние.

     Прибыль предприятия, у которого уровень  производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро "упасть" ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.

     Однако  считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, так же как и абсолютизировать значение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.

     Анализ  величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет  выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и  принятия управленческих решений.

     Итак, в общем виде сложившийся в предприятии уровень производственного рычага представляет собой  характеристику потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции [6, с. 173].

     Рассмотрев  структуру и содержание производственного операционного рычага, мы считаем необходимым, перейти к изучению основных методов его оценки. Этому посвящена следующая глава данного реферата.

 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЫЧАГА

2.1. Методы расчета критического объема продаж.

     Критический объем продаж (Break-even Sales) — это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Иными словами, очередная единица продукции, проданная сверх критического объема продаж, будет приносить прибыль фирме, тогда как продажа предыдущих единиц шла лишь в покрытие затрат [2, с. 136].

     Как указывалось выше, совокупные затраты  можно подразделить на две группы: условно-постоянные (обусловлены самим фактом жизнедеятельности фирмы и практически не зависят от того, насколько велик объем производимой продукции.

     Выручка от продажи очередной единицы  продукции, условно говоря, идет в покрытие переменных затрат, т.е. затрат, непосредственно связанных с этой единицей, и части условно-постоянных затрат, а потому видно, что чем больше относительная величина условно-постоянных затрат в общей сумме затрат, тем больший объем продукции должен быть произведен. Величина критического объема продаж в значительной степени зависит от структуры затрат, т. е. при прочих равных условиях повышение технической оснащенности фирмы, увеличение численности и оснащенности аппарата управления, рост расходов по рекламе и сбыту продукции, появление дополнительных непроизводственных затрат и т. п. влекут рост критического объема продаж.

     Отсюда  видно, что любые изменения в деятельности фирмы, имеющие затратный характер, должны анализироваться с позиции их влияния на величину критического объема продаж хотя бы в плане того, возможно наращивание объемов производства или новые затраты будут покрываться за счет уже имеющейся маржинальной прибыли (своеобразного накопленного «жирка»). Знаменитый бухгалтер И. Шер (Johann F. Schar, 1846—1924) предложил именовать критический объем продаж «мертвой точкой»; смысл подобного названия очевиден [5, с. 367].

     Известны  три взаимосвязанных метода расчета точки безубыточности — аналитический, графический, расчет удельной валовой маржи.

     Аналитический метод. Название метода условно, а в его основе лежит очевидная зависимость

     S = VC +FC + EBIT, (5)

     где:

     S — реализация в стоимостном выражении;

     VC — переменные производственные расходы;

     FC — условно-постоянные расходы производственного характера;

     EBIT — операционная прибыль.

     Переходя к натуральным единицам, формулу (5) можно преобразовать следующим образом:

     pQ = vQ + FC + EBIT,(6)

     где:

     Q — объем реализации в натуральном выражении;

     р — цена единицы продукции;

     v — переменные производственные расходы на единицу продукции.

     В точке безубыточности по определению прибыль равна нулю, т. е. EBIT = 0, поэтому из формулы (6) можно найти соответствующий объем продаж (в натуральных единицах), называемый критическим (Qc).

     Qc = FC / pv, (7)

     Приведенная формула является одной из базовых  в системе внутрифирменного анализа и может использоваться как в ретроспективном анализе, так и в планово-аналитической работе. При планировании, задавая значения исходных факторов (цена, условно-постоянные и переменные расходы), можно рассчитать минимальный объем производства продукции, необходимый для покрытия расходов, т. е. обеспечивающий безубыточность финансово-хозяйственной деятельности.

     Графический метод удобен для иллюстрации  зависимости между показателями, участвующими в расчете точки безубыточности аналитическим методом. Графическое изображение модели, характеризующее логику взаимосвязи показателей, формирующих значение критического объема продаж, приведено на рисунке. 2.1.

     

Рисунок 2.1 – График нахождения критического объема продаж

     Сплошная  линия ОВ отражает изменение выручки от продаж; здесь имеет место прямая зависимость: с ростом объема проданной продукции растет и величина выручки. Штрих-пунктирная линия AD отражает изменение условно-постоянных затрат; поскольку считается, что эти затраты не зависят от объема продаж, линия параллельна оси абсцисс. Штриховая линия АС отражает изменение совокупных затрат как суммы переменных и условно-постоянных затрат. Точка пересечения линий ОВ и АС определяет тот объем продаж Qe, при котором выручка равна совокупным затратам. Это и есть критический объем продаж, т. е. тот минимум, который обеспечивает безубыточность производственно-коммерческой деятельности. Таким образом, до тех пор пока объем продаж не достиг уровня Q,, фирма работает в убыток; превышение Q,- означает генерирование прибыли.

Информация о работе Эффект операционного производственного рычага