Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:43, курсовая работа
Согласно концепции управления затратами на прибыль предприятия возможно влиять путем изменения объема и структуры обязательств предприятия. Данная зависимость называется эффектом финансового рычага. Как правило, эффективность привлечения заемного капитала определяется посредством оценки эффекта финансового рычага.
1. Эффект финансового рычага
2. Управление дебиторской задолженностью
3. Практическое задание
4. Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Эффект финансового рычага
2. Управление дебиторской задолженностью
3. Практическое задание
4. Список литературы
1. Эффект финансового рычага
Согласно концепции управления затратами на прибыль предприятия возможно влиять путем изменения объема и структуры обязательств предприятия. Данная зависимость называется эффектом финансового рычага. Как правило, эффективность привлечения заемного капитала определяется посредством оценки эффекта финансового рычага.
Эффект финансового рычага - приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Эффект финансового
рычага возникает из-за расхождения
между экономической
Методика определения
эффективности привлечения
1) определение рентабельности всего капитала (заемного и собственного);
2) нахождение плеча финансового рычага:
,
где ПФР - плечо финансового рычага;
ЗС - заемные средства;
СС - собственные средства.
Возрастание плеча финансового рычага, с одной стороны, увеличивает величину эффекта финансового рычага, с другой стороны, - при большом плече (ПФР > 2) возрастает риск кредитора, могущий привести к увеличению им ставки процента по кредитам, что снизит значение дифференциала. Таким образом, плечо рычага нужно регулировать в зависимости от величины среднего процента по кредитам;
3) определение дифференциала:
где Д - дифференциал;
СНП - ставка налога на прибыль;
ЭР - средняя расчетная ставка процента по кредитам;
Следует заметить, что риск кредитора выражен именно величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск, и наоборот. Значение дифференциала не должно быть отрицательным. Отрицательное значение дифференциала означает, что предприятие несет убытки от использования заемных средств;
4) определение эффекта финансового рычага:
где ЭФР - эффект финансового рычага.
Если новое заимствование приносит увеличение ЭФР, то оно выгодно;
5) нахождение рентабельности
собственных средств и доли
эффекта финансового рычага в
рентабельности собственных
где РСС - рентабельность собственных средств.
где ДЭФР - доля эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств.
В зарубежной практике золотой серединой считается величина ДЭФР, равная 0,25 - 0,35, которая позволяет компенсировать налоговые изъятия прибыли;
6) расчет отношения
экономической рентабельности
В зависимости от того, куда будут инвестироваться заемные средства, возможно изменение структуры себестоимости продукции. Например, вложение заемных средств в развитие основных производственных фондов будет сопровождаться ростом постоянных издержек, что в свою очередь скажется на прибыли предприятия. Найти оптимальное соотношение между вложениями в основной и оборотный капитал довольно трудно. Возможность влиять на валовой доход предприятия путем изменения структуры и объема выпуска характеризуется категорией производственного (операционного) рычага (левереджа).
Эффект производственного рычага показывает степень чувствительности прибыли от реализации к изменению выручки от реализации. Величина эффекта производственного рычага чрезвычайно возрастает при падении объема производства и приближении его к порогу рентабельности (или критическому объему производства), при котором прибыль равна нулю. То есть в этих условиях небольшое увеличение выручки от реализации порождает многократное увеличение прибыли, и наоборот. Величина эффекта определяется по следующей формуле:
где ЭПР - эффект производственного рычага;
Ц - цена изделия (единицы продукции), руб.;
Зпост - постоянные затраты, руб.;
Зпер - переменные затраты, руб.;
П - прибыль от реализации продукции;
V- объем реализации продукции.
Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами не ее производство называется маржинальной прибылью. Другими словами, маржинальная прибыль, - это часть выручки от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли.
Сила операционного
рычага показывает, на сколько процентов
изменится прибыль при
2. Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.
Современные условия развития экономики нашей страны предусматривают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности.
Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.
Существует тенденция
отождествлять дебиторскую
Дебиторская задолженность - сумма счетов к получению, форма временного отвлечения средств из оборота предприятия, возникшая в результате поставки товаров, работ или услуг в кредит.
Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.
Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать. Если задолженность невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отображаться в балансе.
Таким образом, дебиторскую задолженность можно определить как оборотный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношения контрагентов по оплате стоимости полученного товара (работы, услуги). Это задолженность за отгруженную продукцию, товары в пути, за поставленную продукцию, за выполненную работу и проч. При этом часть доходов предприятия складывается за счет средств, которые только формально принадлежат ему, но не находятся в его хозяйственном обороте.
Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства.
Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.
Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:
- планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;
- управление кредитными лимитами покупателей;
- контроль дебиторской задолженности;
- мотивация сотрудников.
Для управления дебиторской задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах:
- данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент;
- время просрочки платежа по каждому из счетов;
- размер безнадежной
и сомнительной дебиторской
- кредитная история
контрагента (средний период
Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Однако прежде чем приступить к исследованию системы, стоит определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности. Выделяют такие этапы управления дебиторской задолженностью, как построение системы учета и контроля дебиторской задолженности, разработка кредитной политики, автоматизация управления дебиторской задолженностью.
Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:
- нет достоверной
информации о сроках погашения
обязательств компаниями-
- не регламентирована
работа с просроченной
- отсутствуют данные
о росте затрат, связанных с
увеличением размера
- не проводится
оценка кредитоспособности
- функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.
Предлагается в процессе управления дебиторской задолженностью выделять такие этапы.
Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.
Второй этап. В процессе
выполнения учета дебиторской
Третий этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В эпоху централизованного планирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.