Финансовый план предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.
В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.

Файлы: 1 файл

новая кур-я.doc

— 529.00 Кб (Скачать)

 

3.2 Баланс денежных расходов  и поступлений 

В рамках баланса денежных расходов и поступлений планируются денежный поток, который не совпадает ни с выручкой, ни с прибылью предприятия. Именно поэтому вопросы движения денежных средств приходится рассматривать отдельно. Действительно, выручка (или прибыль) отражает как денежные, так и не денежные доходы в течении определенного периода времени, причем выручка возникает в момент отгрузки товара, а деньги от реализации товара могут поступать с опозданием (или с опережением, в порядке предоплаты). Также разница объясняется тем, что в состав выручки не входят такие денежные поступления, как получение кредитов, займов и др., или тем, что при расчете прибыли в составе расходов не учитываются такие оттоки денежных средств, как капитальные затраты, выплата налогов, возврат кредитов и др. Наконец, при расчете прибыли «амортизация» признается «затратами», хотя на осуществление этих «затрат» деньги не требуются (денежных потоков нет).

Моменты фиксации выручки и поступления денежных средств почти всегда «разнесены» во времени; что моменты выплаты расходов и «оттока» денег также «разнесены» во времени; что операции по получению и возврату заемных средств не зависят от текущих хозяйственных операций и, следовательно, не влияют на размер выручки или прибыли в данном периоде; что инвестиционная деятельность предприятия (заимствования, размещение акций, капитальное строительство) сопровождается денежными операциями (влияет на денежный поток), но не влияет на размер выручки в данном периоде и т.д. Парадоксально, но факт: предприятие часто терпит неудачу из-за того, что у него нет в нужный момент денег, а не из-за того, что у предприятия нет прибыли.

При планировании и анализе денежных потоков принято выделять три вида деятельности предприятия: основную, инвестиционную, финансовую.

Поскольку основная (производственная или коммерческая) деятельность предприятия – главный источник прибыли (результирующего показателя работы предприятия), она, по идее, должна формировать наибольший денежный поток. Ведь промышленное (коммерческое) предприятие создается не для работы на финансовых рынках и не для осуществления инвестиционной деятельности. Поэтому второй и третий вид «денежной» деятельности имеют для предприятия вспомогательное значение.

Денежные поступления (притоки) от основной деятельности включают в себя:

денежную выручку от реализации в текущем периоде;

погашение дебиторской задолженности;

выручку от продажи товаров, полученных по бартеру

авансы, полученные от покупателей.

Денежные расходы (оттоки) в рамках основной деятельности предприятия включают в себя:

платежи по счетам поставщиков и подрядчиков;

выплату заработной платы;

налоговые платежи и платежи во внебюджетные фонды;

уплату процента за кредит;

отчисления на содержание социальной сферы;

выданные авансы.

К денежным поступлениям (притокам) от инвестиционной деятельности относятся:

1. денежная выручка от продажи  основных средств и нематериальных  активов предприятия;

2. дивиденды, проценты и дисконты  от долгосрочных финансовых вложений, включая участие в капитале сторонних фирм;

3. возврат финансовых вложений (беспроцентных ссуд, выручка от  продажи облигаций, акций и иных  ценных бумаг).

К денежным расходам (оттокам) в рамках инвестиционной деятельности предприятия относятся:

1. приобретение основных средств  и нематериальных активов;

2. капитальные вложения, включая  финансирование строительства;

3. долгосрочные финансовые вложения (покупка акций, облигаций ).

К денежным поступлениям (притокам) от финансовой деятельности относятся:

краткосрочные кредиты и займы;

долгосрочные кредиты и займы;

поступления от эмиссии акций, облигаций и других ценных бумаг;

средства целевого финансирования

К денежным расходам (оттокам) в рамках финансовой деятельности предприятия относятся:

возврат краткосрочных кредитов и займов;

возврат долгосрочных кредитов и займов;

выплата дивидендов, процентов, дисконтов;

погашение облигаций, векселей и других ценных бумаг.

В сокращенном виде баланс денежных расходов и поступлений может содержать «притоки» и «оттоки» денежных средств только от основной деятельности.

Цель прогнозирования баланса денежных расходов и поступлений состоит в расчете необходимого их объема и определения моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств. Это позволяет избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.

Баланс движения денежных расходов и поступлений является составной частью системы финансового планирования предприятия и использует данные плана продаж, закупок, затрат на оплату труда и других поступлений и расходов. Достоверность закладываемых в баланс движения денежных расходов и поступлений показателей зависит от субъективных оценок, прогнозов и, в первую очередь, от прогноза продаж и оценки периода инкассации дебиторской и кредиторской задолженности.

На первом этапе составления баланса денежных расходов и поступлений необходимо определить поступления и расход денежных средств от основной деятельности компании, так как результаты планирования такого денежного потока могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования.

Баланс денежных поступлений и выплат - это документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела. Данный баланс строится на основе прогнозных оценок:

- объема продаж за наличные;

-уровня инкассации дебиторской  задолженности;

-объема продаж активов, ценных  бумаг;

-платежей в счет увеличения  собственного капитала;

-дохода от инвестиций;

-объема привлечения банковских  ссуд или средств из других  источников;

-объема материальных и трудовых  затрат, необходимых для выполнения  производственного плана;

-расходов на административные  цели;

-объема выплат по ссудам, время платежей которых наступило;

-объема выплаты дивидендов;

-капитальных вложений в здания, сооружения, оборудование;

-объема налоговых выплат.

Определению плановых значений притоков денежных средств от основной деятельности предшествуют содержательные решения по управлению дебиторской задолженностью.

Размер плановых поступлений денежных средств от реализации товаров можно определить на основании прогноза продаж. В этом случае используются так называемые коэффициенты инкассации дебиторской задолженности, которые можно вычислить на основании расчета взвешенного старения дебиторской задолженности или реестра старения счетов дебиторов. Коэффициенты инкассации показывают, какая доля (в процентах) стоимости реализуемой в данном месяце продукции оплачивается в текущем месяце, какая доля – в следующем после отгрузки месяце, какая доля – в третьем месяце и т.д.

На основе ожидаемого объема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется план поступления денежных средств. Коэффициент инкассации равен отношению изменения дебиторской задолженности в интервале i к объему продажи j , где j – месяц отгрузки, i- период получения денег отгрузки j – го месяца. Рассчитываются средние коэффициенты инкассации (приложение 1). В соответствии с рассчитанными средними коэффициентами инкассации 25% реализованных товаров оплачиваются в том же месяце, 55%, 15% и 5% продаж оплачивается в последующие месяцы. На основании этого было спрогнозировано поступление денежных средств от дебиторов Отечественные методы учета расходов предполагают разделение затрат на переменные и постоянные. Переменными называют затраты, размер которых меняется прямо пропорционально изменениям объемов деятельности. К постоянным относят затраты, которые можно считать не зависящими от объема производства (продажи) товаров, работ, услуг. Надо сказать, что разделение затрат на постоянные и переменные в реальных условиях – достаточно кропотливая и трудоемкая работа.

Каким бы методом ни осуществлялось разделение затрат на постоянные и переменные, оно всегда несколько условно.

Во-первых, многие издержки могут быть условно-постоянными или условно-переменными. Так, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (как бы переменные) могут включать в себя расходы на плановый ремонт, производимый вне зависимости то объемов производства. Или заработная плата некоторых категорий рабочих (рассматриваемая как переменные затраты) может включать гарантированный минимум, т.е. постоянную (не зависящую от объемов производства) часть.

Во вторых, постоянные затраты, например расходы на содержание аппарата управления, можно считать неизменными до определенного уровня производства (реализации), сверх которого они скачкообразно возрастают. Рост объемов и усложнения деятельности неизбежно влечет за собой увеличения общей суммы затрат на содержание аппарата управления.

Расходы на хранение запасов продукции с ростов объемов также могут изменяться. Так, до определенного уровня оборота достаточно арендовать один склад. При росте объемов реализации и соответственно увеличении запасов может возникнуть необходимость в аренде двух складов. При этом арендная плата увеличивается. И т.д.

Так как в Компании издержки носят характер условно-постоянных (переменных), для прогнозирования их на будущие периоды воспользуемся так называемым «методом процента от продаж», т.е. при наращивании объема продаж на определенное количество процентов затраты увеличиваются в среднем на столько же процентов.

При планировании расчетов с кредиторами надо учитывать, что предприятие имеет несколько типов кредиторов:

1. поставщиков и подрядчиков, с которыми предприятие рассчитывается за поставленные товары (работы, услуги);

2. собственных работников, с которыми  предприятие рассчитывается по  зарплате;

3. государственный бюджет, с которым  предприятие рассчитывается по  налогам;

4. государственные внебюджетные  фонды, с которыми предприятие  рассчитывается по единому социальному  налогу;

5. кредитные учреждения или другие  заемщики, с которыми предприятие  рассчитывается по кредитам и  ссудам.

Соответственно целесообразно составлять планы расчетов с каждым типом кредиторов, сведя потом полученные данные в единый план расчетов с кредиторами.

Раздельное планирование расчетов по типам кредиторов обуславливается, в частности, характером отношений с ними по поводу возникновения и погашения обязательств. Так, расчеты с поставщиками и подрядчиками могут осуществляться с отсрочкой платежа.

Расчеты по заработной плате выполняются, как правило, два раза в месяц.

Расчеты по многим налогам производятся раз в квартал, а расчеты по единому социальному налогу – в момент начисления работникам заработной платы.

Расчет плана платежей по налогам приведенных показателей требует дополнительных пояснений. Прежде всего, необходимо обсудить особенности исчисления налога на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость, являющаяся объектом НДС,- это вновь созданная на предприятии стоимость, т.е. та часть продукции, которая добавляется трудом к использованным покупным ресурсам. Численно добавленная стоимость равна сумме трех составляющих: зарплата с начислениями, стоимости амортизации и прибыли. В действительности же при расчете суммы НДС добавленную стоимость не исчисляют, а поступают следующим образом. Предприятие-продавец получает от покупателя НДС со всей стоимости проданной продукции по установленной ставке. Но одновременно это же предприятие уплачивает НДС поставщикам со всей стоимости купленных у них товаров. В итоге размер обязательств предприятия перед государственным бюджетом по НДС определяется как разность между полученных от покупателей и уплаченных поставщикам сумм НДС. Существуют два способа определения момента продаж: по отгрузке и по оплате, для которых обязательства по НДС определяются по разному. В первом случае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от объемов продаж. Во втором случае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от суммы поступивших от покупателей денежных средств. В рассматриваемой Компании используется первый способ исчисления «входящего» НДС, т.е. «по отгрузке». При исчислении обязательств по налогу на имущество требуется информация о стоимости основных средств, запасов, и о размере дебиторской задолженности. Налог на имущество исчисляется по ставке 2% стоимости имущества в год..

Следовательно, месячные обязательства по этому налогу составляют (2/12)=0,17% стоимости имущества в данном месяце.

На основании Федерального закона № 70-ФЗ от 20.07.04 максимальная ставка единого социального налога с 01.01.2005 года снижена с 36,5% до 26%.

В соответствии с поправками, если работник получает до 280 тыс. рублей в год, работодатель обязан уплачивать ЕСН в размере 26%, при годовой зарплате от 280 до 600 тыс. рублей — 10%, свыше 600 тыс. рублей — 2%. В федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) будет отчисляться 0,8% налоговых сборов, в региональные ФОМС — 2%.

В соответствии со статьей 163 Налогового кодекса Российской Федерации для всех плательщиков налога на добавленную стоимость налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Информация о работе Финансовый план предприятия