Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 07:18, курсовая работа
Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.
В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.
Коэффициенты рентабельности, рассчитанные как отношение полученной прибыли к среднему размеру величины используемых ресурсов, характеризуют экономическую эффективность.
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.
Коэффициент рентабельности продаж (%), демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по формуле:
Коэффициент рентабельности собственного капитала (%) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Рассчитывается по формуле:
Коэффициент рентабельности оборотных активов (%) демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рассчитывается по формуле:
Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (%), демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. Рассчитывается по формуле:
Коэффициенты рентабельности
Показатель рентабельности |
Расчет |
Источник информации |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1. Рентабельность активов |
Чистая прибыль/Среднего-довая стоимость активов |
190ф2/300ф1 |
0,05 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
2. Рентабельность реализации |
Чистая прибыль/Чистая выручка от реализации |
050ф2/010ф2 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
3. Рентабельность собственного |
Чистая прибыль/Среднего-довая стоимость собственного капитала |
190ф2/(490-450)ф1 |
0,19 |
0,21 |
0,19 |
0,21 |
Финансовая устойчивость, характеризующая стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, оценивается соотношением собственных и заемных средств (по данным разделов пассивов баланса). Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов.
В мировой и отечественной аналитической практике разработана система показателей финансовой устойчивости.
Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) = Собственный капитал/Активы - показывает, какова доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие. Чем больше этот коэффициент, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Считается, нормальным, если коэффициент автономии больше или равен 0,5;
Коэффициент концентрации привлеченного капитала = Заемные средства/Активы, сумма которого с коэффициентом автономии равна единице , определяется как отношение заемных средств в сумме пассивов.
Коэффициент финансовой зависимости = Сумма привлеченного капитала/Собственный капитал – обратный коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост его в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия, а снижение до единицы (100%) свидетельствует о том, что собственники (акционеры) полностью финансируют свое предприятие. Например к=1,4 означает, что в каждом 1,4 руб. в составе пассивов предприятия 40 коп. – заемные.
По коэффициенту маневренности собственных средств = Собственные средства/Собственный капитал можно судить, какая часть собственных средств предприятия используется для финансирования его текущей деятельности (т.е. вложена в оборотные средства), а какая его часть капитализирована. Значение коэффициента маневренности собственного капитала может ощутимо варьировать в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. В среднем считается нормальным, когда этот показатель превышает 0,2 или 20%.
Коэффициент финансирования, численно равный отношению собственных средств к заемным (вычисляется по данным пассивов баланса), дает наиболее достоверную оценку финансовой устойчивости предприятия. Как все другие коэффициенты, этот показатель весьма просто интерпретируется. Если, например, к=0,6, то это означает, что на каждый рубль заемных средств приходится 60 коп. собственных. Снижение показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала, т.е. о снижении финансовой устойчивости, и наоборот. Считается нормальным, когда значение этого показателя равно или больше 1,0.
В расчетах и анализе широко применяется обратный показатель – плечо финансового рычага. Этот показатель численно равен отношению заемных средств к собственным и может вычисляться отдельно для любой категории заемных (привлеченных) средств.
Коэффициенты финансовой устойчивости
Показатель финансовой устойчивости |
Расчет |
Источник информации |
Рекомендуемое значение |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1.Концентрации собственного |
Собственные средства/Сумма пассивов |
490ф1/700ф1 |
более 0,5 |
0,28 |
0,27 |
0,26 |
0,25 |
2.Концентрации привлеченного капитала |
Заемные средства/Сумма пассивов |
(590+690-640-650)ф1/700ф1 |
менее 0,5 |
0,72 |
0,73 |
0,74 |
0,75 |
3.Маневренности собственных |
Собственные оборотные средства/Собственный капитал |
(290-216-244)-(690-640-650)/ |
0,2 и более |
0,67 |
1,46 |
1,79 |
2,00 |
4.Структуры долгосрочных |
Долгосрочные пассивы/Внеоборотные активы |
510ф1/190ф1 |
0,00 |
2,31 |
3,11 |
3,53 | |
5.Долгосрочного привлечения |
Долгосрочные пассивы/Сумма пассивов |
||||||
6.Структуры привлеченного |
Долгосрочные пассивы/Заемные средства |
||||||
7.Финансирования |
Собственные средства/Заемные средства |
300/(590+690) |
1 и более |
1,39 |
1,37 |
1,35 |
1,34 |
8.Финансовой зависимости |
Заемные средства/Собственные средства |
(590+690)/300 |
менее 1.0 |
0,72 |
0,73 |
0,74 |
0,75 |
Для рассмотренных коэффициентов не существует единых нормативных значений. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, сложившейся структуры активов и пассивов и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственных сопоставлений по группам родственных предприятий, а также в результате сопоставления показателей анализируемых финансовых планов с предысторией данного предприятия (и с прогнозами его развития). Можно сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для предприятия любого типа. Собственники предприятия (акционеры) предпочитают разумный рост доли заемных средств в динамике, поскольку в этом случае (через эффект финансового рычага) увеличивается размер чистой прибыли приходящейся на один рубль собственного капитала (растут дивиденды). Кредиторы, напротив отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономией, поскольку в этом случае снижается риск неплатежеспособности компании, что позволяет ей осуществлять заимствования на более выгодных условиях.
Заключение
Целью составления финансового плана является обеспечение руководителей финансовых служб и всего предприятия определенного рода информацией, необходимой для эффективного управления ресурсами предприятия:
1. оперативного планирования и
управления платежами для
2. контроля за возникновением
и погашением обязательств
3. оперативного учета исполнения планов, в частности, плана движения денежных средств;
4. анализа выполнения финансовых планов;
5. контроля за показателями
и принятию соответствующих решений.
План баланса денежных расходов и поступлений показал, предприятие будет испытывать избыток денежных средств, который надо обязательно эффективно использовать. В противном случае избыток денежных средств будет свидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки, связанные с инфляционным обесценением денег, а также упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.
Можно назвать несколько направлений использования свободных денежных средств:
1. вложения в производство и совместные (с другими предприятиями) проекты;
2. вложения в недвижимость;
3. помещение денег на депозиты и вклады;
4. приобретение ценных бумаг.
Первое и второе направления должны укладываться в рамки инвестиционной деятельности предприятия. Дело в том, что вложения в производство, в крупные совместные проекты, в недвижимость требуют, как правило, больших сумм и длительного периода их освоения. Конечно, если, например, приобретение нового оборудования может дать существенный и скорый эффект, то есть смысл вложить в это деньги, несмотря на то, что завтра, скажем, придется финансировать оборотные средства за счет кредитов. При определенной конъюнктуре весьма выгодны вложения в недвижимость.
Помещение денег на депозиты и вклады в современных условиях редко бывает выгодным. Депозитные проценты, которые предлагают банки, практически не перекрывают инфляцию, не говоря уже о процентах по срочным вкладам.
Приобретение ценных бумаг позволяет заработать большую прибыль, если заниматься этим профессионально. Цены на акции некоторых предприятий постоянно меняются, т.е. можно покупать акции в момент, когда они дешевые, и продавать, когда они дорогие. Делать это лучше с помощью профессиональных брокеров фондового рынка.
В некоторых случаях есть смысл использовать бартерные операции, а также операции зачета взаимных требований, что дает следующие выгоды:
1. снижает потребность в «живых» деньгах;
2. появляется возможность
3. можно рассчитаться своей
4. в некоторых случаях можно
отказаться от привлечения
5. своей продукцией можно
Вместе с тем, бартерные сделки имеют и отрицательные стороны. В частности, можно указать на следующие негативные последствия бартера:
снижаются поступления денежных средств;
получатель бартера, как правило, принимает то количество и ассортимент продукции, которое диктуется размером задолженности контрагента, а не потребностями компании;
необходимость перепродажи товаров, полученных по бартеру, задерживает поступление наличных денежных средств, увеличивает издержки на хранение и сбыт.
На основании анализа, выполненного по плану доходов и расходов и балансу активов и пассивов можно сказать что: