Особенности составления плана финансового оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить методологические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.

Оглавление

Введение 3
Особенности составления плана финансового оздоровления
предприятия 5
Особенности составления плана внешнего управления предприятия 12
Мировое соглашение 17
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение                 3

  1. Особенности составления плана финансового оздоровления

предприятия                                                                                                         5         

  1. Особенности составления плана внешнего управления

предприятия                                                                                        12                                                                                                      

  1. Мировое соглашение              17

Заключение                26

Список литературы               28

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы финансового оздоровления в условиях неплатежеспособности предприятий  обусловлена несколькими причинами, главными из которых являются переход  России к рыночной экономической системе, кризисное состояние предприятий, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово – экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние десять лет.

Цель работы: изучить методологические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.

Задачи работы:

- рассмотрение порядка, формы составления, основных разделов плана финансового оздоровления;

-выявление  необходимости  составления плана   финансового оздоровления предприятия;

-рассмотрение  особенностей составления плана внешнего управления предприятием;

- рассмотрение мирового соглашения  как одну из процедур банкротства;

-изучение особенностей принятия решения и утверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.

На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема возникновения  финансовой неустойчивости предприятий  основными причинами, которой являются:

-не выгодное и неустойчивое  положение предприятия на торговом  рынке;

-производство, выпуск, продажу  дорогой, не пользующейся спросом  продукции;

-высокая степень зависимости  от внешних кредиторов и инвесторов;

-наличие неплатежеспособности  дебиторов;

-не эффективность  хозяйственных и финансовых операций  и т.п. 

Выходом из кризисного состояния предприятия может быть разработка мероприятий, в частности плана финансового оздоровления предприятия или плана внешнего управления. 

 

  1. Особенности составления плана финансового оздоровления предприятия

При антикризисном  управлении бизнес-план называется планом финансового оздоровления предприятия. В данном случае он направлен на восстановление платежеспособности и поддержание эффективной деятельности предприятия.

План финансового оздоровления предприятия базируется на выбранной стратегии. Его задача — определить основные направления работ и общую эффективность. Для потенциальных инвесторов такой бизнес-план служит ориентиром при выборе объектов инвестирования, для самих предприятий — основой для разработки более конкретных плановых документов: планов маркетинга, производственных планов, графиков работ и т.д. На предприятиях, где введена процедура банкротства — внешнее управление — его называют планом внешнего управления.

Бизнес-план даёт доступ к инвестиционному процессу. Поэтому независимо от названия его потребуют в любом финансовом учреждении. 
В зависимости от назначения бизнес-плана он может разрабатываться в следующих модификациях:

- по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения и т. п.);

- по предприятию, в том числе: новому или действующему;

- всему предприятию или производственному подразделению; 
развития или финансового оздоровления.

Для неплатежеспособных предприятий бизнес-план финансового оздоровления должен составляться в обязательном порядке.

Его разработка может оказаться полезной для российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные трудности. Предприятия, имеющие реальные убытки, должны также составлять краткосрочный план чрезвычайных мероприятий. Бизнес-план финансового оздоровления включает определение путей решения проблемы накопившейся задолженности и дальнейшего развития предприятия. Бизнес-планы могут существенно различаться в зависимости от финансового состояния предприятия-должника. [5, с. 20]

Исходя из сложившейся  ситуации бизнес-план может предусматривать:

- реструктуризацию (рассрочку, отсрочку, списание и т. д.) накопленной задолженности. Предприятие при этом получает возможность нормально функционировать. Этот подход применяется в том случае, если задолженность возникла в связи с отдельными ошибочными решениями руководства предприятия или некоторыми негативными всплесками внешней среды, вероятность повторения которых оценивается как незначительная;

- переход на принципиально новую продукцию (перепрофилирование).

В самой крайней форме это полная замена оборудования и перестройка пассивной части основных фондов, замена или переподготовка кадров, полная смена рынков сбыта и снабжения и т. п., то есть полная замена всех элементов предпринимательства. Этот вариант, скорее всего, предполагает продажу предприятия новым собственникам.

План финансового оздоровления предприятия служит для: 
- выработки программы выживания и развития предприятия;

- составления плана проведения реорганизационных процедур;

- организации управления предприятием в условиях кризиса или перед его наступлением; 
- обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию финансовой поддержки.

Бизнес-план финансового оздоровления 
предприятия должен быть прежде всего ориентирован на нововведения (инновации). Типовая форма плана финансового оздоровления (бизнес-плана) предусматривает следующие разделы:

- общая характеристика предприятия;

- краткие сведения по плану финансового оздоровления;

- анализ финансового состояния предприятия;

- мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

-рынок и конкуренция;

-деятельность в сфере маркетинга;

-план производства;

-финансовый план. [8, с. 118]

Разработка первых трёх разделов плана производится в обычном порядке. Остальные разделы имеют особенности, что и обусловливает их более детальное рассмотрение. При разработке чрезвычайных мероприятий необходимо, прежде всего, подвергнуть тщательному анализу активы и систему управления предприятием, в частности: 
- основные фонды предприятия. Их необходимо анализировать в последовательности, сложившейся в практике статистического учёта основных фондов (здания, сооружения и т. п.). При этом следует обратить внимание на свободные производственные и складские площади (они могут быть, например, быстро сданы в аренду). Особого внимания требуют запасы неустановленного оборудования, незавершённые капитальные вложения. В процессе оздоровления предприятия необходимо учитывать и непроизводственные основные фонды. Эти фонды отягощают расходы предприятия, но могут послужить и источником возникновения новых видов деятельности;

- материальные запасы и запасы готовой продукции. Предварительный анализ этих элементов активов поможет выявить ликвидные материальные запасы. Они могут послужить источником средств для расчёта с кредиторами, приобретения необходимых материальных ресурсов и могут быть непосредственно использованы в будущем производстве; 
- кадры предприятия. Анализ кадрового состава рекомендуется проводить с первых дней работы по оздоровлению предприятия. Особое внимание рекомендуется обращать на состав высших управляющих, квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих; 
- долгосрочные и краткосрочные вложения предприятия. При наличии значительных средств во вложениях такого рода их анализ может стать главным в работе по оздоровлению предприятия. Дочерние фирмы предприятия могут быть источником дополнительного финансирования, квалифицированной поддержки;

- дебиторы и кредиторы должника. Дебиторы и кредиторы это, как правило, постоянные поставщики и покупатели. Они входят в технологическую цепочку и при разумном подходе стремятся к стабильности 
производственной системы в целом. При определённых условиях и те, и другие должны выразить заинтересованность в поддержке неплатежеспособного предприятия; 
- сеть товародвижения предприятия- должника. Посреднические структуры, обеспечивающие снабжение предприятия сырьём, материалами, комплектующими изделиями и сбыт его готовой продукции, могут служить источником дополнительного финансирования для должника. Их предложения и пожелания также должны быть приняты в расчёт при подготовке планов оздоровления;

- система управления предприятием. Анализ организационной структуры, системы учёта и контроля, внутренних хозяйственных связей, методов принятия управленческих решений, как правило, выводит на «узкие места» в системе управления предприятием.

В числе чрезвычайных мероприятий  по восстановлению платежеспособности предприятия, как показывает опыт, чаще всего используются следующие:

  1. продажа активов, филиалов, незавершенного строительства и т. п.;
  2. смена руководителей подразделений (если есть очевидные признаки их некомпетентности);
  3. изменение организационной структуры предприятия, сокращение аппарата управления;
  4. оптимизация дебиторской задолженности;
  5. установление жёсткого контроля затрат;
  6. психологическая переориентация и переподготовка персонала;
  7. сокращение номенклатуры продукции и услуг (немедленный отказ от очевидно убыточных производств);
  8. усиленный маркетинг (до разработки стратегии 
    маркетинговые службы могут разобраться с возможностями продажи части активов предприятия, выявить дополнительный спрос на продукцию предприятия);
  9. реструктуризация задолженности;
  10. сжатие или ликвидация обанкротившегося производства;
  11. частичное или полное перепрофилирование предприятия.

Перечисленные меры, как показывает статистика банкротства в развитых странах, являются наиболее часто применяемыми. Однако возможны, конечно, и какие-либо иные действия. В частности, в этом разделе должны также предусматриваться  меры по реализации стратегических целей и указаний. [6, с. 115]

В разделе «Рынок и конкуренция» 
излагаются сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие; даётся характеристика основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие; приводятся сведения о хозяйствующих субъектах, участвующих на том же рынке, что и данное предприятие; проводится анализ вышеназванных сведений, делается вывод о типе рынка данной продукции; помещается информация о законодательных ограничениях по проникновению на рынок (необходимость наличия лицензии, таможенные затраты, государственное регулирование ценообразования и т. п.).

В разделе «Деятельность  в сфере маркетинга»: 
описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке; разрабатывается система маркетинговых коммуникаций, то есть комплекс мер по воздействию предприятия на 
покупателя, которая включает в себя рекламу, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и другие решения, принимаемые службой маркетинга; даётся анализ каналов сбыта, а также приводится объём сбыта продукции по каждому из них; приводится подробное описание продукта, его жизненного цикла, а также плана по созданию и внедрению нового продукта.

В разделе «План  производства» 
рассчитывается производственная программа в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг; определяется прирост объемов продукции путём сравнения программных показателей с объёмом потребности рынка соответствующего вида продукции; определяется необходимый размер производственных мощностей предприятия и их увеличения за счёт технического перевооружения, реконструкции, строительства новых объектов и т. п.; выбирается один из нескольких вариантов; 
производится расчёт потребностей в материальных ресурсах и производственных запасах; рассчитываются потребность в работниках и необходимый фонд заработной платы; 
составляется смета расходов и производится калькуляция себестоимости продукции; рассчитывается потребность в инвестициях.

Раздел «Финансовый план» составляется в 
следующей последовательности: исходя из объёма продаж, цен и себестоимости продукции осуществляется прогноз финансовых результатов; 
определяется потребность в дополнительных инвестициях; определяются источники финансирования и 
срок окупаемости проекта; составляется график погашения кредиторской задолженности; составляется агрегированный прогнозный баланс; 
рассчитываются коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами (на основе агрегированного прогнозного баланса).

Информация о работе Особенности составления плана финансового оздоровления предприятия