Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:45, курсовая работа
Предпринимательская деятельность содержит определенную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска. Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определяет предпринимательство как "инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и, направленную на получение прибыли". Таким образом, законодательно установлено, что осуществление предпринимательской деятельности в любом виде связано с риском.
Введение…………………………………………...…………………………...…3
Глава I Понятие риска, основные его черты.
1.1. Риск, его черты и функции………………………………........……...….5
1.2. Виды и классификация рисков…………………………….…..………...6
1.3. Виды потерь вследствие возникновения рисков………………….........9
Глава II Финансовые риски и управление ими.
2.1. Понятие финансовых рисков, их виды и классификация….…...…….11
2.2. Управление финансовыми рисками…….……………………………...18
2.3. Способы оценки финансовых рисков……………….……………........22
2.4. Методы снижения (минимизации) рисков…………..…………….......27
Заключение………………………………………………………...…………....32
Расчетная (практическая) часть ………….…………………….………...…34
Список использованной литературы………………………………………. 40
После выявления возможных финансовых рисков, с которыми может столкнуться фирма в процессе осуществления финансовой деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска и оценки риска, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь перед предпринимательской фирмой стоит задача разработки минимизации финансовых рисков. Таким образом, специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых путей нейтрализации финансовых рисков, т.е. выбрать наиболее приемлемый метод снижения риска. Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются [9]:
К этим факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.
Результатом хеджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной прибыли. Различают хеджирование покупкой и продажей. Хеджирование покупкой (хедж покупателя, длинный хедж) связано с приобретением фьючерса, что обеспечивает покупателю страхование от возможного повышения цен в будущем. При хеджировании продажей (хедж продавца, короткий хедж) предполагается осуществить продажу на рынке реального товара, и в целях страхования от возможного снижения цен в будущем осуществляется продажа срочных инструментов [9].
Поскольку эти нормативы внутренние, разрабатывать их должна финансовая служба самой фирмы, которой лучше, чем кому-либо, известны особенности финансовой и производственной деятельности.
Для эффективного управления финансовыми рисками необходимо представить процесс управления в виде определенной последовательности действий, включающей анализ рисков, выбор метода воздействия на риск, принятие решения, воздействие на риск и контроль результатов.
Среди основных принципов управления риском можно выделить следующие:
Первый принцип требует, чтобы предприниматель:
Второй принцип. Зная максимально возможную величину убытка, принять решение о принятии риска на свою ответственность, передаче риска на ответственность другому лицу (случай страхования риска) или об отказе от риска (т.е. от мероприятия).
Третий принцип требует соизмерения ожидаемого результата (прибыли) с возможными потерями в случае наступления рискового события
Из сказанного следует, что основными приемами управления риском являются:
1. снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятного события. Особенно важными в этой связи выступают методы оценки риска.
2. сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий по управлению рисками, хотя такая возможность также предусматривается. Основными методами здесь являются самострахование и привлечение внешних источников (путем государственных дотаций или участия в промышленных группах).
3. передача риска подразумевает страхование риска, его распределение или юридическое оформление на сторонние организации (финансовые гарантии, поручительства).
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время существует множество методов управления рисками, способных принести компании дополнительную экономическую выгоду.
Выполнение мероприятий по управлению рисками позволяет компании своевременно выявлять и предотвращать появление отрицательных последствий риска. Важным дополняющим этапом этого процесса является проблема оценки рисков. Методы оценки рисков, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, также очень множественны. Среди них имеются такие, как вариация, дисперсия, среднее ожидаемое значение, анализ целесообразности затрат, индексация, метод экспертных оценок и др.
В данной работе были рассмотрены виды рисков и потерь организаций, основные методы оценки и анализа рисков, принятия решений – то, без чего невозможно эффективное управление риском.
Обязанности управляющего будут состоять в выборе наиболее подходящих для компании решений. Одна из основных его задач – оценить риск и свести его к минимуму, чтобы получить максимальную прибыль в случае удачной сделки и понести минимальные потери в случае неудачной сделки. Неправильно определив влияние некоторых факторов, менеджер может привести компанию к краху. Поэтому резко возрастает важность таких качеств, как опыт, квалификация, и, конечно, интуиция. Необходим постоянный анализ существующей ситуации, очень важно использование опыта других организаций (возможность учиться на чужих ошибках).
Расчетная (практическая) часть
Вариант №2
«Оценка деловой активности компании»
Финансовый
менеджер компании ОАО «Восход»
Все закупки и продажи производились в кредит, период – 1 месяц.
Требуется:
Дополнительная информация:
Таблица 1
Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход»
Показатели |
2007 г., руб |
2008 г., руб |
Выручка от реализации продукции |
477 500 |
535 800 |
Закупки сырья и материалов |
180 000 |
220 000 |
Стоимость потребленных сырья и материалов |
150 000 |
183 100 |
Себестоимость произведенной продукции |
362 500 |
430 000 |
Себестоимость реализованной продукции |
350 000 |
370 000 |
Средние остатки | ||
Дебиторская задолженность |
80 900 |
101 250 |
Кредиторская задолженность |
19 900 |
27 050 |
Запасы сырья и материалов |
18 700 |
25 000 |
Незавершенное производство |
24 100 |
28 600 |
Готовая продукция |
58 300 |
104 200 |
Решение задачи:
1). На основании данных, представленных в задании и Указаниях к решению задачи, сформируем агрегированный баланс ОАО «Восход» за 2008 г.
(таблица 2). Недостающие показатели дополнены самостоятельно.
Таблица 2
Агрегированный баланс
Активы |
|
Оборотные средства: |
|
Денежные средства |
76 500 |
Дебиторская задолженность |
25 300 |
Материальные запасы |
650 |
Запасы готовой продукции |
4 700 |
Итого оборотных средств |
107 150 |
Основные средства: |
|
Земля |
80 000 |
Здания и оборудование |
260 000 |
Накопленный износ |
70 000 |
Итого основных средств |
270 000 |
Итого активов |
377 150 |
Пассивы |
|
Краткосрочные и долгосрочные обязательства: |
|
Счета к оплате |
3 700 |
Налог, подлежащий оплате |
18 950 |
Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств |
22 650 |
Собственный капитал: |
|
Обыкновенные акции |
230 000 |
Нераспределенная прибыль |
124 500 |
Итого собственного капитала |
354 500 |
Итого пассивов |
377 150 |