Финансовое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Содержание финансового планирования ………………………………….5
1.1 Сущность и задачи финансового планирования…………………..5
1.2 Методы, используемые в практике финансового планирования .6
1.3 Процесс и этапы финансового планирования ………………….. 9
2 Виды финансового планирования ………………………………………. 12
2.1 Перспективное финансовое планирование ……………………. 13
2.2 Текущее финансовое планирование …………………………… 17
2.3 Оперативное финансовое планирование ………………………. 19
3 Контроль финансовой деятельности предприятия………………………21
Заключение …………………………………………………………………. 30
Список нормативных актов и литературы …………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Последовательно определяются источники долгосрочного финансирования, формируется структура капитала и затрат, выбирается способ наращивания долгосрочного капитала. 

      2.2 Текущее финансовое планирование.

      Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.

      Текущее финансовое планирование состоит в  разработке трех основных документов:

      - плана движения денежных средств;

      - плана отчета о прибылях и убытках;

      - плана бухгалтерского баланса.

      Основная  цель этих документов - оценка финансового  положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.

      Годовой финансовый план разбивается поквартально или помесячно, в зависимости  от потребности в финансовых средствах. Более конкретных план позволяет  более точно скоординировать движение денежных средств, сопоставить доходы и расходы, ликвидировать кассовые разрывы.

      На  этапе создания годового финансового  плана устанавливается соответствие возможностей предприятия по выпуску  продукции, оказанию услуг со спросом  и предложением на рынке.

      Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются  на основе данных о:

      - финансовой стратегии фирмы;

      - результатах финансового анализа за прошедший период;

      - планируемых объемах производства и реализации продукции;

      - других экономических показателях операционной деятельности фирмы.

      Также на разрабатываемые планы влияет действующее законодательство, система  налогообложения и иные внешние  факторы.

      Для составления финансовых документов важно определить объем будущих  продаж, обычно этот план составляется еще на этапе перспективного финансового планирования.

      На  основе этих данных рассчитывается необходимое  количество материальных и трудовых ресурсов, определяются и другие составные  затраты на производство. И уже  на основе этих данных разрабатывается  плановый отчет о прибылях и убытках. С помощью этого отчета прогнозируется величина прибыли, которая должна быть получена в расчетном периоде.

      В настоящее время на средних и  крупных предприятиях широко распространен  способ планирования затрат по центрам  ответственности, когда руководитель каждого отдела несет ответственность  за издержки своего отдела.

      Далее разрабатывается план движения денежных средств. Этот план учитывает все поступления и платежи, затраты и расходы, показывает чистый денежный поток, то есть избыток или дефицит денежных средств на определенный момент времени. Фактически он показывает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение типов деятельности позволяет повысить эффективность управления денежными потоками.

      План  движения денежный средств составляется на год с разбивкой по кварталам  и включает в себя две основные части: поступления и расходы. Эти части в свою очередь разбиты на расходы (доходы) по типам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

      Заключительным  документом текущего годового финансового  плана является плановый баланс активов  и пассивов на конец планируемого периода. Он показывает состояние имущества и финансов предприятия в результате планируемой деятельности.

      Цель  разработки балансового плана формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем  периоде.

      По  мере реализации заложенных в текущем  финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия.

      Финансовый  контроль осуществляется путем сопоставления  реальных показателей с плановыми. 

      2.3 Оперативное финансовое планирование.

      Оперативное финансовое планирование является как  бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

      В процессе составления платежного календаря  решаются следующие задачи:

      - организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

      - формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

      - ежедневный учет всех изменений в информационной базе;

      - анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;

      - расчет потребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежных поступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств;

      - расчет временно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам;

      - анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временно свободных средств.

      Платежный календарь составляется на квартал  с разбивкой на месяцы и более  короткие периоды. При его осуществлении  необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.

      Главной особенностью правильно составленного  платежа является его сбалансированность. Такой календарь помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину такого положения, наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

      Календарь платежей составляется на основе следующих  документов:

      - плана реализации продукции;

      - сметы затрат на производство;

      - плана капитальных вложений;

      - выписок по счетам предприятия и приложений к ним;

      - договоров;

      - внутренних приказов;

      - графика выплаты заработной платы;

      - счетов-фактуры;

        а также установленных сроков платежей для финансовых обязательств.

      На  многих фирмах наряду с платежным  календарем составляется налоговый  календарь, а также платежные  календари по отдельным видам  движения денежных средств.

      Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

      Банку, обсуживающему предприятие также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.

      Заключительным  этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования. 

3 Контроль финансовой деятельности предприятия. 

      Контрольно-аналитическая работа финансовой службы на предприятии представляет собой одно из важнейших направлений деятельности. Без систематического и оперативного контроля за ранее принятыми решениями невозможно обеспечить достижение запланированных результатов, эффективную работу предприятия. Опыт оптимального управления свидетельствует о целесообразности выделения на крупных предприятиях специальной службы внутреннего контроля за осуществляемыми хозяйственными и финансовыми процессами, состоянием экономики предприятия. В качестве основных объектов анализа выступают финансовое состояние, выполнение планов продаж, прибыли и рентабельности, качество использования основных фондов и оборотных средств [14. с.32].

      Оперативная финансовая работа на предприятии направлена на рациональную организацию отношений с другими хозяйствующими субъектами. Это означает, что на финансового менеджера не только возлагается ответственность за выбор соответствующих систем расчетов, но и контроль за их состоянием с целью минимизации рисков и суммы денежных средств, обслуживающих кругооборот фондов предприятия.

      Повседневный  контроль за состоянием платежной дисциплины предполагает не только оперативную  оценку наличия средств и обязательств, но и учет важности и последовательности каждого из направлений расходования средств. Очередность платежей, устанавливаемая исходя из значимости их для предприятия, способствует укреплению его финансового положения, снижению нежелательных социальных напряжений.

      Усиление  конкуренции на мировых и отечественных  рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают новые требования к системе внутреннего контроля предприятия. В современных условиях внутренний контроль на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.

      Контроль  должен быть направлен на обеспечение  основных показателей эффективности  на всех этапах управления предприятием. В связи с этим целью контроля на предприятии является выявление возможных отклонений запланированных показателей, установление причин этих отклонений и разработка мероприятий по их устранению [35. с.34].

      На  предприятиях устанавливается трехэтапный  контроль: предварительный, текущий, итоговый. Установление трехэтапного контроля обусловлено необходимостью повышения адаптивности предприятия к изменениям внешней и внутренней среды, в том числе и за счет контроля как функции обратной связи не только за весь цикл управления, но и на каждом его этапе (рисунок 1.3.1).

      Это позволяет существенно усилить  оперативность управляющих воздействий  на корректировку и адаптацию  планов к изменяющейся ситуации.

      Для достижения поставленной цели контроля необходимо сформировать задачи контроля на предприятии применительно к этапам цикла управления.

      На  этапе предварительного контроля осуществляется контроль:

      - процесса формирования целей  (правильность выбора целей, проверка  их на обоснованность и согласованность  между заинтересованными группами, адекватность соответствия количественных показателей степени достижения поставленных целей и т. д.);

Информация о работе Финансовое планирование в организации