Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношение различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности.

Оглавление

Введение
5
1. Теоретические и методологические основы аудита
7
1.1.Цель и задачи проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
7
1.2.Законодательные и нормативные документы
9
1.3. Информационная база
10
2. Основные этапы проверки
11
2.1. План и программа проверки
11
2.2.Аудит организаций первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
16
2.3.Аудит организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
18
3. Типичные ошибки при осуществление расчетов с поставщиками и подрядчиками и мероприятия по их снижению
26
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО АУДИТУ 2.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

 

 

Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего уровня, У3 – средний

уровень, У4 – высокий уровень.

 

Руководитель аудиторской организации                                                      (подпись)

Руководитель аудиторской группы                                                              (подпись)

Таблица 1

План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация                                    ЗАО «Поиск»

Период аудита                                                      01.04.04 — 30.04.04

Количество человеко-часов                                 120

Руководитель аудиторской группы                    Сидоров М.М.

Состав аудиторской группы                                Сидоров М.М., Петрова Л.Б.

Планируемый аудиторский риск                        4%

Планируемый уровень существенности             1%

 

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Исполнитель

Примечание

1

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

01.04.04 – 03.04.04

Сидоров М.М.

При возникновении необходимости привлечение эксперта

2

Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

01.04.04 – 06.04.04

Петрова Л.Б.

При возникновении необходимости привлечение эксперта

3

Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками

04.04.04 – 06.04.04

Сидоров М.М.

При возникновении необходимости привлечение эксперта

4

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

07.04.04 – 25.04.04

Сидоров М. М.

Петрова Л.Б.

 

 

 

 

 

 

 

При возникновении необходимости привлечение эксперта

5

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

26.04.04 – 27.04.04

Петрова Л.Б.

При возникновении необходимости привлечение эксперта

6

Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

26.04.04 – 30.04.04

Сидоров М.М.

При возникновении необходимости привлечение эксперта

 

 

Руководитель аудиторской организации             __Прохоров О.И.__

                                                                                                 (подпись)

 

Руководитель аудиторской группы                     __Сидоров М.М.__

                                                                                                 (подпись)

 

Первый этап проведения аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками - правовая оценка договоров с позиций действую­щего законодательства. Необходимость проведения данной проце­дуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и ус­ловий договора различаются и варианты отражения в учете опера­ций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контр­агента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.

 

Таблица 2

Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация                                    ЗАО «Поиск»

Период аудита                                                       01.04.04 — 30.04.04

Количество человеко-часов                                 120

Руководитель аудиторской группы                    Сидоров М.М.

Состав аудиторской группы                                Сидоров М.М., Петрова Л.Б.

Планируемый аудиторский риск                         4%

Планируемый уровень существенности             1%

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примечание

1.

 

 

 

1.1

 

 

1.2

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

Экспертиза договоров с поставщиками

Экспертиза договоров с подрядчиками

01.04.04 – 03.04.04

Сидоров М.М.

Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения)

При проверке применять непредставительную выборку

2.

 

 

 

 

2.1

 

 

 

 

 

2.2

 

 

 

 

 

2.3

 

 

 

2.4

 

 

2.5

 

 

 

2.6

 

 

 

Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверка достоверности (полноты и точности) факторов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг

Проверка оперативности регистрации факторов поступления сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законности первичной учетной документации (ПУД)

Проверка соблюдения графика документооборота

Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах

Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД

01.04.04 – 06.04.04

Петрова Л.Б.

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД

При осуществлении проверки по поступлению ТМЦ – применять репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ) – выборка непредставительная

3.

 

 

 

 

3.1

 

 

 

3.2

Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию

04.04.04 – 06.04.04

Сидоров М.М.

Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной к взысканию и прочие

Провести выборочную инвентаризацию задолженности, списанные безнадежные долги проверять сплошным методом

4.

 

 

 

 

 

 

 

4.1

 

 

4.2

 

 

4.3

 

 

4.4

 

4.5

 

 

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам

Проверка расчетов по векселям выданным

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

Проверка расчетов по претензиям

Проверка учета курсовых и суммовых разниц

07.04.04 0- 25.04.04

Сидоров М.М. Петрова Л.Б.

Регистры бухгалтерского  учета, первичные документы (накладные, счета- фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, претензионные письма с прилагающейся документацией

Проверку проводить сплошным методом

5

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1

 

 

 

 

 

5.2

 

 

 

 

 

 

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам  с поставщиками и подрядчиками

26.04.04 – 27.04.04

Петрова Л.Б.

Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность

------------------

6.

 

 

 

 

6.1

 

 

 

6.2

 

 

6.3

 

6.4

Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам

Налоговый учет сомнительных задолженности

Налоговый учет суммовых разниц

Учет налога на добавленную стоимость

26.04.04 – 30.04.04

Сидоров М.М.

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы

------------------

 

Руководитель аудиторской организации             __Прохоров О.И.__

                                                                                                  (подпись)

 

Руководитель аудиторской группы                     __Сидоров М.М.__

                                                                                                (подпись)

 

Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.

Экспертиза договоров с поставщиками.

Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия, и риск признания договора недействительным отсутствует. Догово­ры с поставщиками отличает одна существенная особенность: пред­мет этих договоров - приобретение вещи или вещных прав, обла­дающих количественными и стоимостными характеристиками. Про­верка соблюдения этих договоров - достаточно несложная процеду­ра, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как пра­вило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезента­тивную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.

Экспертиза договоров с подрядчиками.

Го­раздо более трудоемкая процедура - подтверждение факта выпол­нения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение опреде­ленной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют дого­воры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, по­жарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечис­ленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечиваю­щих фиктивные выплаты.

Учитывая все эти факторы, аудитору следует очень ответственно подходить к правовой оценке договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует приме­нять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредстави­тельную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимо­сти аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.

 

 

2.2.Аудит организаций первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

 

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контроль­ный риски при проведении аудита. Причин тому несколько:

•  отсутствие многократного контроля за первичными докумен­тами на стадии их создания и проверки (как это происходит с до­кументацией, создаваемой на предприятии);

•  сложность восстановления  отсутствующих     и исправления неправильно оформленных документов;

•  большая   вероятность   несвоевременного   поступления   под­тверждающих документов;

•  значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с дого­ворами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной докумен­тации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудитор­ских доказательств.

Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме:

1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов.

2. Оцениваются величины внутрихозяйственного риска системы первичного учета на данном участке по результатам проведения анали­тических процедур.

3. Определяются примерные объемы первичной учетной докумен­тации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.

При проведении аудита организации первичного учета по разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются сле­дующие методы сбора аудиторских доказательств.

Проверка достоверности (полноты и точ­ности) фактов оприходования товарно-ма­териальных ценностей, принятия к учету ра­бот, услуг (ТМЦ). Основная цель — достижение уве­ренности в том, что на предприятии присутствует вся первичная до­кументация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услу­гам за отчетный период.

Проверка оперативности регистрации фак­тов поступления сырья и материалов, оказа­ния услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных опера­ций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют та­кие факты разовый или систематический характер. С помощью оп­роса главного бухгалтера (его заместителя или работника отдела по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются посту­пившие на предприятие документы, каковы основные каналы посту­пления документов, ведется ли их централизованная регистрация. Осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия, некомплектности или некачественности, и как в таких ситуациях происходит принятие к учету ТМЦ, работ, услуг.

Проверка   законности   первичной   учетной документации   (ПУД)  по  операциям расчетов с поставщиками и  подрядчиками. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель — получение достаточного количе­ства доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации).

По результатам проведения данной процедуры аудитор должен вы­явить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки.

Проверка соблюдения графика докумен­тооборота. Проверка проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с постав­щиками и подрядчиками, и на все ли первичные документы он со­ставлен.

Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

 

2.3.Аудит организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Аудитор  приступает к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки пра­вильности и полноты отражения в учете и отчетности операций применяются следующие аудиторские процедуры.

Проверка реальности дебиторской и кре­диторской задолженностей. Цель процедуры — достиже­ние уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолжен­ности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных зна­чениях. Наиболее эффективным способом проведения данной про­цедуры является инвентаризация расчетов. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят нека­чественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникнове­ния задолженности, реальность ее погашения, тождественность рас­четов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолжен­ностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности.

Информация о работе Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками