Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношение различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности.
Введение
5
1. Теоретические и методологические основы аудита
7
1.1.Цель и задачи проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
7
1.2.Законодательные и нормативные документы
9
1.3. Информационная база
10
2. Основные этапы проверки
11
2.1. План и программа проверки
11
2.2.Аудит организаций первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
16
2.3.Аудит организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
18
3. Типичные ошибки при осуществление расчетов с поставщиками и подрядчиками и мероприятия по их снижению
26
Заключение
Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего уровня, У3 – средний
уровень, У4 – высокий уровень.
Руководитель аудиторской организации
Руководитель аудиторской группы (подпись)
Таблица 1
План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы Сидоров М.М.
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения аудита | Исполнитель | Примечание |
1 | Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками | 01.04.04 – 03.04.04 | Сидоров М.М. | При возникновении необходимости привлечение эксперта |
2 | Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками | 01.04.04 – 06.04.04 | Петрова Л.Б. | При возникновении необходимости привлечение эксперта |
3 | Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками | 04.04.04 – 06.04.04 | Сидоров М.М. | При возникновении необходимости привлечение эксперта |
4 | Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками | 07.04.04 – 25.04.04 | Сидоров М. М. Петрова Л.Б.
| При возникновении необходимости привлечение эксперта |
5 | Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета | 26.04.04 – 27.04.04 | Петрова Л.Б. | При возникновении необходимости привлечение эксперта |
6 | Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками | 26.04.04 – 30.04.04 | Сидоров М.М. | При возникновении необходимости привлечение эксперта |
Руководитель аудиторской организации __Прохоров О.И.__
Руководитель аудиторской группы __Сидоров М.М.__
Первый этап проведения аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками - правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.
Таблица 2
Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы Сидоров М.М.
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения аудита | Исполнитель | Рабочие документы аудитора | Примечание |
1.
1.1
1.2 | Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками Экспертиза договоров с поставщиками Экспертиза договоров с подрядчиками | 01.04.04 – 03.04.04 | Сидоров М.М. | Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения) | При проверке применять непредставительную выборку |
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
| Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Проверка достоверности (полноты и точности) факторов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг Проверка оперативности регистрации факторов поступления сырья и материалов, оказания услуг Проверка законности первичной учетной документации (ПУД) Проверка соблюдения графика документооборота Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД | 01.04.04 – 06.04.04 | Петрова Л.Б. | Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота, организационно-распорядительна | При осуществлении проверки по поступлению ТМЦ – применять репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ) – выборка непредставительная |
3.
3.1
3.2 | Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию | 04.04.04 – 06.04.04 | Сидоров М.М. | Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной к взысканию и прочие | Провести выборочную инвентаризацию задолженности, списанные безнадежные долги проверять сплошным методом |
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
| Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам Проверка расчетов по векселям выданным Проверка расчетов по коммерческим кредитам Проверка расчетов по претензиям Проверка учета курсовых и суммовых разниц | 07.04.04 0- 25.04.04 | Сидоров М.М. Петрова Л.Б. | Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета- фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, претензионные письма с прилагающейся документацией | Проверку проводить сплошным методом |
5
5.1
5.2
| Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками | 26.04.04 – 27.04.04 | Петрова Л.Б. | Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность | ------------------ |
6.
6.1
6.2
6.3
6.4 | Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам Налоговый учет сомнительных задолженности Налоговый учет суммовых разниц Учет налога на добавленную стоимость | 26.04.04 – 30.04.04 | Сидоров М.М. | Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы | ------------------ |
Руководитель аудиторской организации __Прохоров О.И.__
Руководитель аудиторской группы __Сидоров М.М.__
Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.
Экспертиза договоров с поставщиками.
Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия, и риск признания договора недействительным отсутствует. Договоры с поставщиками отличает одна существенная особенность: предмет этих договоров - приобретение вещи или вещных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров - достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.
Экспертиза договоров с подрядчиками.
Гораздо более трудоемкая процедура - подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.
Учитывая все эти факторы, аудитору следует очень ответственно подходить к правовой оценке договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.
2.2.Аудит организаций первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причин тому несколько:
• отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
• сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
• большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
• значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
Результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.
Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме:
1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов.
2. Оцениваются величины внутрихозяйственного риска системы первичного учета на данном участке по результатам проведения аналитических процедур.
3. Определяются примерные объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.
При проведении аудита организации первичного учета по разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг (ТМЦ). Основная цель — достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период.
Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют такие факты разовый или систематический характер. С помощью опроса главного бухгалтера (его заместителя или работника отдела по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация. Осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия, некомплектности или некачественности, и как в таких ситуациях происходит принятие к учету ТМЦ, работ, услуг.
Проверка законности первичной учетной документации (ПУД) по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель — получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации).
По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки.
Проверка соблюдения графика документооборота. Проверка проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, и на все ли первичные документы он составлен.
Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.3.Аудит организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Аудитор приступает к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций применяются следующие аудиторские процедуры.
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей. Цель процедуры — достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности.
Информация о работе Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками