Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- изучение научной литературы по выбранной теме;
- охарактеризовать основные цели, элементы и виды финансовой политики;
- рассмотрение финансовой политики России;
- рассмотрение основных направлений бюджетной политики на 2011 год и дальнейшую перспективу;
-выявление основных направлений совершенствования современной бюджетной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………… 3
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики…………………..………4
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………11
1.3 Эволюция финансовой политики РФ…………………………….………...15
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.
2.1. Финансовая политика России на современном этапе…………………….20
2.2. Основные направления бюджетной политики на 2011год
и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………...………22
2.3. Основные направления совершенствования финансовой политики РФ на 2011-2013 гг……………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………………..……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…...…….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.61 Кб (Скачать)

Объем ВВП  в 2011 г. прогнозируется в размере 50 389 млрд. руб. (прирост – 4,2%), в 2012 г. – 55 950 млрд. руб. (прирост – 3,9%), в 2013 г. – 61 920 млрд. руб. (прирост – 4,5%).

Дефицит бюджета по планам составит в текущем  году около 1 814 млрд. руб., или 3,6% ВВП, в 2012 г. – 1 734 млрд. руб., или 3,1% ВВП, в 2013г. – 1 795 млрд. руб., или 2,9% ВВП.

Для покрытия дефицита планируется использовать в  2011 г.           284,4 млрд. руб. из Резервного фонда. Главная нагрузка по обеспечению покрытия дефицита (70-80%) возлагается на заимствования на рынках, а также на поступление в бюджет средств от приватизации федеральной собственности и повышения налоговых поступлений. В результате изменений в налоговой сфере (повышение ставок НДПИ, индексация акцизов, корректировка ставок платежей в социальные фонды) доходы бюджета в целом должны возрасти в 2011 г. – на 274 млрд. руб., в 2012 г. – 338 млрд. руб., в 2013 г. – 530 млрд. руб.14

Особенности бюджета этого года предполагают, что кроме восстановления трехлетнего  горизонта планирования также на три года распределяются межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации, вводятся четыре новых раздела классификации, которые более полно покажут  позиции по отдельным направлениям. Закладывается резерв на реформу  Министерства внутренних дел: в 2012 г. – 138 млрд. руб., в 2013г. – 189 млрд. руб. Создается Федеральный дорожный фонд.

В связи  с переходом с 2012 г. на программную классификацию бюджета, обсуждение проекта бюджета теперь будет вестись не по линии финансирования того или иного раздела нынешней классификации (оборона, здравоохранение и т.д.), а по линии тех результатов, которых Правительство хочет добиться в рамках принятого бюджета. Расходы должны быть обоснованы запланированными результатами.

Серьезное переосмыслены все федеральные  целевые программы и существенно  усилены программы модернизации, в том числе те, которые уже  были. Это программы, которые финансируют основные цели нашей экономики от космоса и авиации, новой технологической базы развития науки и образования до новых программ, которые связаны с такими программами, как «Сколково», как усиление фондов поддержки инноваций, венчурного фонда, нанотехнологий и других, по которым принимались новые решения. Сегодня эти программы уже осуществляются.

В 2011 году финансирование федеральных целевых  программ увеличится на 19% - до 981,7 млрд. руб. В частности, финансирование программы  развития гражданского авиастроения будет  повышено на 45%, гражданского судостроения – на 51%, федеральной космической  программы – на 13%.

Согласно  планам, с 2012 г будут финансироваться 42 действующие федеральные целевые программы, 15 новых проектов федеральных целевых программ и 3 новые госпрограммы. По ней будут расписаны 97% всего бюджета.  В 2012 году на федеральные целевые программы будет потрачено 806, 6 млрд. руб., в 2013 – 750,1 млрд. руб.

В связи  с переходом в будущем году к программному бюджету было проведено  условное предварительное распределение  бюджетных средств 2012 года по 42 программам.

Ключевые  направления расходов бюджета:

- блок «Новое  качество жизни» (11 программ) – 4 761 млрд. руб.;

- блок «Инновационное  развитие и модернизация» (17 программ) –           1 685 млрд. руб.;

- блок «Обеспечение  национальной безопасности» (2 программы)  –          1 959 млрд. руб.

- блок «Сбалансированное  региональное развитие» (4 программы)  – 347 млрд. руб.;

- блок «Эффективное  государство», включая «Межбюджетные  трансферты» - 1 574  млрд. руб.15

В связи  с переходом к программному формированию бюджета актуальной проблемой становится качественное выполнение программ. Если в прежние годы, анализируя эффективность  бюджетных затрат, Минфин смотрел, на чем можно сэкономить, где можно  сократить бюджетные расходы, то теперь важными становятся результаты, которые планируется достичь  за счет выделенных на это бюджетных  средств.

Пока ранее  принятые обязательства выполняются  с многочисленными нарушениями  или не выполняются вовсе, а новые  обязательства растут. В 2010 г. Федеральные целевые программы не были выполнены на 455 млрд. руб. До сих пор Минфин в подобных случаях блокировал новые статьи расходов для нарушителей. Но на самом деле в таких случаях наказанными оказывались не нарушители бюджетной дисциплины, а потребители.

При переходе на программные методы формирования бюджета нужны более жесткие  санкции к конкретным нарушителям  бюджетной дисциплины. Нужны новые  правила разграничения финансовой ответственности на всех уровнях  власти.

Среди важных моментов следующего года следует отметить уменьшение финансирования дефицита пенсионной системы. Это возможно будет сделать  только в случае повышения страховых  взносов в бюджетную систему, а именно в пенсионную систему.

Общее повышение  бремени для бизнеса составит около 2,1 %. Главные средства пойдут в пенсионную систему для обеспечения  более достойных пенсий. Совокупная нагрузка на бизнес в следующем году – во всех формах платежей в государственную  систему – составит 34,8% ВВП.

Анализируя  все возможности обеспечения  бюджетной системы доходами и  выполнения социальных обязательств, повышения пенсий, Правительство  и Минфин учитывают уровень налоговой  нагрузки и конкурентные возможности  российской экономики и бизнеса  в ближайшие годы. Разница в  доходах и расходах придется покрывать  в основном за счет заимствований. Они  вырастут, но долг не превысит 18% ВВП.

Часть бюджетного дефицита будет покрываться за счет продажи пакетов государственных  компаний. Эти средства пойдут на реализацию программ модернизации и инфраструктуры. От приватизации в 2011 г. предполагается получить 298 млрд. руб.

 В  текущем 2011 г. Основные расходы вырастут на образование на 16,4%, на здравоохранение – на 8,4%.

Поддержка отраслей и субсидии экономики в  текущем году возрастут на 10% и  достигнут 1 760 млрд. руб.16

В кризисные  годы очень большие средства в  рамках государственной поддержки  были переданы крупным корпорациям, банкам с последующим их возвратом. Форма вложения и форма возврата этих средств различны.

Во-первых, средства вкладывались в уставные капиталы банков. Такие вложения были и во Внешторгбанк (180 млрд. руб.), и в Россельхозбанк  (около 40 млрд. руб.). Такие вложения будут возвращаться постепенно, по мере приватизации этих банков.

Второй  вид бюджетной поддержки банковской системы – это субординированные кредиты банкам. Это было размещение средств Фонда национального благосостояния. Это временное размещение средств Фонда национального благосостояния в этих банках в виде субординированных кредитов (как кредиты под проценты).

Третий  вид финансовой поддержки – это  средства Центрального Банка, которые  также выделялись банкам в виде, как субординированных кредитов, так и ликвидности (так называемые беззалоговые кредиты). Беззалоговые кредиты выделены были почти на 2 трлн. руб.

Экономический рост в России сегодня является еще  не вполне устойчивым. Мировая экономика, от состояния которой он в значительной мере зависит, только еще выходит  из кризиса и может преподнести  немало сюрпризов. Поэтому фактические  показатели ВВП России могут оказаться  отличными от тех, что были запланированы.

Но в  любом случае задача ответственной  бюджетной политики заключается  в том, что обеспечить выполнение всех важнейших задач государства, его социальных обязательств в любых  условиях, с учетом всех вызовов, которые  сегодня стоят перед страной  и будут стоять в ближайшее  время.

 

2.3. Основные  направления совершенствования  финансовой политики РФ на 2011-2013 гг.

 

Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Необходимо  ясное понимание последствий  реализации любых мер бюджетной  политики с точки зрения их влияния  на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

Новые расходные  обязательства должны приниматься  только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии  ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих  задач.

1) Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Необходимо ограничение и последовательного снижения размеров дефицита, в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

Необходимо  сокращение в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

В среднесрочной  перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

2) Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными  возможностями. Только комплексный  подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки  кризиса, новые внутренние и внешние  условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы  в пользу эффективных направлений  государственной политики.

В кризисный  период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией  экономической жизни следует  вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии  потребуется расширение горизонта  и повышение надежности экономических  прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных  параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его  финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей  развития страны.

3) Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. Правительство Российской Федерации работает над созданием  комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение  доступности и качества  государственных  и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении  государственных и муниципальных  учреждений (соответствующий федеральный  закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до  1 июля 2012 г.)17.

Практическая  реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам  факт существования учреждения, вне  зависимости от результатов его  работы.

Правительство Российской Федерации, региональные и  местные администрации обязаны  обеспечить планомерное введение новых  принципов деятельности государственных  и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

4) Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

В ближайшие  три года необходимо обеспечить комплексный  подход к формированию инновационной  системы и инвестиционной среды  в целом, создать условия для  полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения  макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Одновременно  необходимо разработать и реализовать  на практике конкретные механизмы внедрения  и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в  таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково»18, в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.

Информация о работе Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе