Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- изучение научной литературы по выбранной теме;
- охарактеризовать основные цели, элементы и виды финансовой политики;
- рассмотрение финансовой политики России;
- рассмотрение основных направлений бюджетной политики на 2011 год и дальнейшую перспективу;
-выявление основных направлений совершенствования современной бюджетной политики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………… 3
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики…………………..………4
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………11
1.3 Эволюция финансовой политики РФ…………………………….………...15
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.
2.1. Финансовая политика России на современном этапе…………………….20
2.2. Основные направления бюджетной политики на 2011год
и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………...………22
2.3. Основные направления совершенствования финансовой политики РФ на 2011-2013 гг……………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………………..……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…...…….37
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям:
-разработка
механизмов компенсации
- упорядочение системы социальных льгот;
- регулирование вынужденной миграции и др.
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики - сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.
Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.
Финансовая
политика международных финансовых
организаций направлена на оказание
финансовой помощи государствам, переживающим
финансовый кризис или испытывающим
финансовые трудности. Помощь, как правило,
оказывается в форме
Помощь
международных финансовых организаций
оказывается не безвозмездно и сопровождается
рядом экономических или
В период
эволюционного развития общественной
жизни и стабильного
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации.
Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики:
Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Внешними проявлениями данной политики выступают сбалансированный государственный бюджет, стабильный экономический рост в стране, большое количество государственных заказов и т.д.
При проведении политики стабилизации правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен. Рассматривая данные виды политики, неверно полагать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
Политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП и ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем. Данная политика необходима в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.6
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Разработка
научно обоснованных концепций
развития финансов, которая формируется
на основе изучения требований
экономических законов,
2. Определение
основных направлений
3. Осуществление
практических действий, направленных
на достижение поставленных
Существует два типа финансовой политики:
а) недискреционная финансовая политика, использующая встроенные стабилизаторы;
б) дискреционная
политика или политика, проводимая
непосредственно
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Кроме налогового, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные
выплаты, включая пособия по
безработице. Действительно,
Другие
типы пособий - такие, как благотворительные
выплаты вне рамок системы
социального страхования, - по характеру
своего автоматического
2. Актуальные
для развитых
3. Эффект
надежности компаний. Практика показывает,
что с целью создания иллюзии
стабильного дохода корпорации,
акционерные общества другие
подобные юридические лица
4. Инертность
склонности к потреблению. Так,
Несмотря
на, безусловно, полезные способности
налоговой системы к
1) Саморегулирования
недостаточно при сильном
2) Политические
и другие внеэкономические
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
- общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
- социальные программы;
- правительственные закупки;
- государственные инвестиции;
- изменение
расходов трансфертного или
- управление налоговым гнетом.
Таким образом,
можно найти два главных
1) Политика
в области государственных
2) Фискальная политика.
К первому элементу можно отнести все программы связанные с государственными расходами:
Сущность второго элемента заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.
1.3. Эволюция финансовой политики РФ
До 1930г. финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она сформировалась под воздействием теоретических концепций К.Маркса и В.И. Ленина. В марксистко-ленинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства - концентрация финансовых ресурсов в руках государства.
Уже в 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
В 1930-1931 гг. в Советском Союзе была проведена налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены методики их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 платежа, которые действовали ранее. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства.8
Был установлен
следующий порядок
Такая финансовая политика организации финансов позволила государству успешно выполнить задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной войне.
В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.
Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы были положены следующие принципы:
Информация о работе Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе