Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- изучение научной литературы по выбранной теме;
- охарактеризовать основные цели, элементы и виды финансовой политики;
- рассмотрение финансовой политики России;
- рассмотрение основных направлений бюджетной политики на 2011 год и дальнейшую перспективу;
-выявление основных направлений совершенствования современной бюджетной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………… 3
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики…………………..………4
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………11
1.3 Эволюция финансовой политики РФ…………………………….………...15
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.
2.1. Финансовая политика России на современном этапе…………………….20
2.2. Основные направления бюджетной политики на 2011год
и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………...………22
2.3. Основные направления совершенствования финансовой политики РФ на 2011-2013 гг……………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………………..……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…...…….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.61 Кб (Скачать)

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям:

-разработка  механизмов компенсации доходов  наименее обеспеченных слоев  населения;

- упорядочение  системы социальных льгот;

- регулирование  вынужденной миграции и др.

Все большее  значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики - сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций  и в финансировании совместных программ.

Финансовая  политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

Помощь  международных финансовых организаций  оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя  финансовая политика государства решает одну главную задачу - обеспечение  сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

 

1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации.

Ведущие экономисты выделяют  три вида финансовой политики:

  1. политика экономического роста (стимулирующая)
  2. политика стабилизации
  3. политика ограничения деловой активности (сдерживающая).

Под  политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных  расходов;

— снижение налогового бремени.

Внешними  проявлениями данной политики выступают сбалансированный государственный бюджет, стабильный экономический рост в стране, большое количество государственных заказов и т.д.

При проведении политики стабилизации правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен. Рассматривая данные виды политики, неверно полагать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

Политика ограничения деловой  активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП и ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем. Данная политика необходима в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей с избыточным спросом.

Сдерживающая  политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.6

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  задача контроля над инфляцией.

Реализация  финансовой политики проводится в три  этапа:

1. Разработка  научно обоснованных концепций  развития финансов, которая формируется  на основе изучения требований  экономических законов, всестороннего  анализа перспектив совершенствования  производства и состояния потребностей  населения.

2. Определение  основных направлений использования  финансов на перспективу и  текущий период, то есть выработка  стратегии и тактики финансовой  политики. Здесь, исходя из поставленных  целей, учитывают возможности  роста и падения финансовых  ресурсов, а также внешние и  внутренние политико-экономические  факторы.

3. Осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.7

Существует два типа финансовой политики:

а) недискреционная финансовая политика, использующая встроенные стабилизаторы;

б) дискреционная  политика или политика, проводимая непосредственно правительством.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Кроме налогового, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные  выплаты, включая пособия по  безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает  давление на слишком большие  расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости  резервный фонд используется  для выплаты доходов, чем увеличивает  платежеспособный спрос, поддерживая  потребление, что ведет к снижению  темпов падения производства, смягчая  спад.

Другие  типы пособий - такие, как благотворительные  выплаты вне рамок системы  социального страхования, - по характеру  своего автоматического антициклического регулирования также относятся и стабилизирующему типу.

2. Актуальные  для развитых капиталистических  стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос  сокращается и цены на сельскохозяйственные  продукты падают, федеральное правительство  субсидирует фермеров, поглощая  излишки продукции, когда же  надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

3. Эффект  надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии  стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие  подобные юридические лица сохраняют  прежний уровень выплачиваемых  дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность  склонности к потреблению. Так,  индивид, стремясь поддержать  привычный жизненный уровень,  медленно приспосабливается к  повышению своего дохода.

Несмотря  на, безусловно, полезные способности  налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия  правительства на экономическую  ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому  есть две причины:

1) Саморегулирования  недостаточно при сильном изменении  экономической ситуации, так как,  продолжая изымать часть каждого  дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние  оставшихся денег, при этом  не учитывается эффект мультипликации, которым существенно ослабляет  действие стабилизатора.

2) Политические  и другие внеэкономические соображения,  препятствующие пассивным действиям  правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при  помощи встроенных стабилизаторов, поэтому  проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов  проповедующих невмешательство  в экономику, представляется необходимым

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

- общественные  работы и другие программы,  связанные с расходами;

- социальные  программы;

- правительственные  закупки;

- государственные  инвестиции;

- изменение  расходов трансфертного или перераспределительного типа;

- управление  налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика  в области государственных расходов.

2) Фискальная  политика.

К первому  элементу можно отнести все программы  связанные с государственными расходами:

Сущность  второго элемента заключается в  искусном изменении налогового бремени  в течение всего экономического цикла.

 

 

1.3. Эволюция финансовой политики РФ

До 1930г. финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она сформировалась под воздействием теоретических концепций К.Маркса и В.И. Ленина. В марксистко-ленинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства - концентрация финансовых ресурсов в руках государства.

Уже в  1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

В 1930-1931 гг. в Советском Союзе была проведена  налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены методики их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 платежа, которые действовали ранее. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства.8

Был установлен следующий порядок распределения  прибыли. В результате распределения  прибыли на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12 % предприятие  направляло на капитальные значения, 5% - в поощрительные фонды и 3% - на другие цели; 72% прибыли вносилось  в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского  хозяйства (колхозы и совхозы).

Такая финансовая политика организации финансов позволила  государству успешно выполнить  задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и  социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной  войне.

В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.

Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы были положены следующие принципы:

Информация о работе Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе