Анализ движения денежных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является проведение анализа денежных потоков, его роли в управлении финансами и выработка рекомендаций по совершенствованию анализа денежных потоков.
В соответствии с поставленной целью задачами дипломной работы являются:

определить теоретические основы и понятия денежных потоков в условиях рыночной экономики;
рассмотреть действующую практику анализа денежных потоков;
провести анализ движения денежных потоков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
1.1. Денежные потоки как объект экономического анализа 8
1.2. Задачи и источники анализа денежных потоков 23
1.3. Роль анализа в управлении финансами 26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ 33
2.1. Динамика показателей и анализ отчета о движении
денежных средств 33
2.2. Анализ движения денежных потоков 43
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 59
3.1. Аудит денежных средств 59
3.2. Оптимизация информационной базы, как способ повышения
эффективности анализа движения денежных средств 71
3.3. Внедрение контролинга в систему управления
МПС АО «АВТОВАЗ» 78
3.4. Основные пути совершенствования финансовой политики
МПС АО «АВТОВАЗ» 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 474.00 Кб (Скачать)

Влияние на чистую прибыль операций, связанных с приобретением товарно-материальных ценностей, характеризуется тем, что увеличение остатков по материалам, малоценным и быстроизнашивающихся предметов, товарам занижает реальный отток средств. Если происходит увеличение запасов (в нашем примере на 1 180 тыс. рублей), то реальный отток денежных средств будет на эту величину выше, чем сумма расходов на приобретение материалов, учтенных в себестоимости реализованной продукции. По этой причине сумма чистой прибыли должна быть уменьшена на эту сумму.

Следует иметь ввиду, что оборот по дебету счета 10 «Материалы» включает и поступление материальных ценностей, не связанное с расходованием денежных средств. Например о возврате неиспользованных материалов из производства, оприходовании окончательно забракованной продукции по цене возможного использования, а также поступлении материалов, остающихся после ликвидации основных средств. Тогда оборот по дебету счета 10 «Материалы» нужно разделить по операциям поступления материальных ценностей в Медико-профилактическую службу: сопровождающимся оттоком денежных средств; не сопровождающимся оттоком денежных средств. Так как задача анализа изучить движение денежных средств, то мы рассматриваем только движение материальных ценностей, связанное с притоком или оттоком средств. Такое разделение можно выделить  по формуле:

 

                          Оо.д. = Ок – Об.о.д. + (С2-С1),                (2.2.3)

 

где  Оо.д. – поступление материалов, связанное с оттоком денежных средств;

Об.о.д. – внутренний оборот материалов (без оттока денежных средств).

Такую корректировочную операцию можно произвести при наличии соответствующей информации о внутренних оборотах по счетам. Учитывая, что речь идет о данных внутреннего учета, часто недоступных внешним пользователям бухгалтерской информации, при составлении отчета о движении денежных средств последние могут использовать лишь информацию бухгалтерского баланса. В этом случае отчет может быть не точным, но вполне адекватно отражающим реальную картину движения денежных средств.

У операций, отражаемых на пассивных  счетах, механизм воздействия на движение денежных средств обратный. Рост остатков по статьям текущих обязательств свидетельствует о том, что большая часть активов подразделения  и производимых им затрат остается  неоплаченной. Осуществление расходов предполагает увеличение себестоимости и  уменьшение финансового результата. В нашем случае реальные расходы денежных средств оказываются меньше учтенных в себестоимости.

Например, если рассмотреть изменение  остатков кредиторской задолженности  поставщикам 3 410,0 тыс.руб. Это уменьшение говорит о том, что поставленные материальные ценности или оказанные услуги остаются неоплаченными, в то время как Медико-профилактическая служба продолжает расходовать материальные ценности и списывать их стоимость на  себестоимость. Увеличение кредиторской задолженности на конец отчетного периода составляет (5950,0-2540,0) = 3 410,0 тыс. рублей.

Кроме того, изменение остатков по статье «Кредиторская задолженность  по оплате труда» тоже рассматривается  аналогично. Увеличение задолженности  в рассматриваемом периоде означает, что реально было начислено и включено в себестоимость больше, чем выплачено работникам. Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда составляет (10 100 – 9 000) = 1100 тыс. рублей.

Таким образом, при рассмотрении  каждой статьи пассива можно сделать вывод, что при увеличении остатков кредиторской задолженности, а оно включает в себя: задолженность перед государственными внебюджетными фондами (+ 137 тыс.руб); задолженность перед бюджетом (+600 тыс. руб.), а также по прочим кредиторам (+ 200,0 тыс. руб) величина себестоимости оказывается завышенной в сравнении с реальным уходом денег с подразделения, а финансовый результат- заниженным. И наоборот, при сокращении остатков по статьям текущих пассивов финансовый результат завышен по сравнению с фактическим расходованием денежных средств.

Все приведенные рассуждения предполагают осуществление следующих корректировочных процедур при расчете чистого  денежного потока от текущей деятельности: увеличение остатков по статьям оборотных  активов должно быть исключено, уменьшение – прибавлено к показателю чистой прибыли или убытка; увеличение по статьям текущих пассивов должно быть прибавлено к финансовому результату, уменьшение – исключено.

Между тем в Медико-профилактической службе отток денежных средств связан и с использованием чистой прибыли. Так как такие расходы имели место, то требуется провести ряд дополнительных корректировочных процедур, связанных с исключением указанных сумм расходов из чистой прибыли.

Поскольку перераспределение статей чистой прибыли не сопровождается уходом денег из подразделения, такие операции в расчет не включаются.

В нашем подразделении отток  денежных средств возник от уплаты процентов за кредит 3 091,0 тыс. рублей.

На исследуемом объекте скорректированные  данные изменения денежных средств по видам деятельности представляют собой: текущая деятельность -7 561,0 тыс.руб.; финансовая деятельность + 11 909,0 тыс.руб. Общее изменение денежных средств Медико-профилактической службы (МПС) осталось неизменным +948 тыс.руб.

Несмотря на незначительный приток денежных средств в анализируемом периоде (из общей суммы увеличения активов МПС в размере 14 379 тыс. руб., прирост денежных средств составил 948,0 тыс.руб.), в результате текущей деятельности денежные средства сократились на 3 400,0 тыс.руб. Главными причинами оттока денежных средств от основной деятельности стало увеличение объема финансирования своих поставщиков в виде выданных авансов на сумму 2 915,0 тыс.руб., а также увеличение задолженности на 3 132,0 тыс. руб. Вместе с тем, задолженность поставщикам сократилась на 3410,0 тыс.руб. и сократились средства, получаемые в виде авансов на 1 393,0тыс.руб.

Таким образом, сложилась прямо  противоположная картина размещения и привлечения средств. При этом из полученных, в результате финансовой деятельности, займов (15 000 тыс.руб.) недостающие средства были поглощены в результате текущей деятельности.

За счет финансовой деятельности осуществлялась и инвестиционная деятельность, отток  от которой составил 7 561,0 тыс.руб.

Исходя из этого можно утверждать, что учредители полностью взяли на себя риск осуществления инвестиций. Для оценки целесообразности их осуществления должны быть использованы специальные методы дисконтирования денежных потоков. Но, ситуация, когда в результате текущей деятельности происходит отток денежных средств, инвесторы несут повышенный риск от того, что полученной чистой прибыли 1000,0тыс.руб. недостаточно для обеспечения окупаемости произведенных инвестиций.

Таким образом, анализ движения денежных средств дает возможность сделать обоснованные выводы о том в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятие денежные средства и каковы основные направления их использования; способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить повышение поступлений денежных средств над платежами, и если да, то насколько стабильно такое превышение и чем объясняются расхождения полученной прибыли и наличия денежных средств.

 

 

 

 

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. Аудит денежных  средств

 

В МПС АО «АВТОВАЗ»  в период 2001 - 2002 гг. аудит не проводился.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных и специальных счетах, необходимо проводить, по нашему мнению, путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков.

При выявлении соответствия проверяемых первичных документов регистрам бухгалтерского учета необходимо выполнять следующие действия:

  • во-первых, проверяется соответствие сумм платежных документов данным журнала-ордера № 2 и ведомости № 2, журнала-ордера № 3;
  • во-вторых, проверяется соответствие данных журнала-ордера № 2 и ведомости № 2, журнала-ордера № 3 за каждый месяц данным по Главной книге;
  • в-третьих, сопоставляются обороты по кредиту счетов 51 "Расчетный счет" (с 01.01.01г. «Расчетные счета») и 55 "Специальные счета в банках" с оборотами по дебету корреспондирующих счетов по данным Главной книги;
  • в-четвертых, проверяется соответствие данных журнала-ордера № 2 и ведомости № 2, журнала-ордера № 3 данным отчета о движении денежных средств (форма № 4);
  • в-пятых, сопоставляется сальдо по счету 51 "Расчетный счет" (с 01.01.01г. «Расчетные счета») в Главной книге на начало года и на конец соответствующего отчетного периода со строкой 262 граф 3 и 4 бухгалтерского баланса.

В случае, если организация  ведет учет с применением средств  вычислительной техники, приведенные  выше данные первичных документов и  отчетов необходимо сверять с данными машинограмм по счетам 51 "Расчетный счет" (с 01.01.01г. «Расчетные счета») и 55 "Специальные счета в банках".

При проверке правильности документального оформления хозяйственных  операций нужно выполнять следующие действия:

Во-первых, проверяеть достоверность и полноту сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату, предоставленных проверяемой организацией в налоговый орган. Эти сведения позволяют аудитору определить, все ли открытые организацией счета отражены в отчетности.

Во-вторых, проверять наличие необходимых первичных документов по счетам - выписок по расчетным счетам и приложенных к ним платежных документов. Выписки вместе с платежными документами должны быть подобраны в хронологической последовательности, раздельно по каждому открытому счету. В целях проверки полноты первичных документов проверяется соответствие исходящего и входящего сальдо по выпискам по расчетному счету организации в те дни, когда имелось движение по счету. Исходящее сальдо по выписке предыдущего дня должно соответствовать входящему сальдо по выписке следующего дня движения по счету. Несоответствие указанных сальдо означает отсутствие части первичных документов.

Подлинность платежных  документов можно проверить по наличию отметки банка о том, что данный платежный документ был проведен банком.

В случае, если в ходе проверки установлено отсутствие части  платежных документов или соответствующей  отметки банка, аудитор может  предложить организации восстановить недостающие первичные документы.

В-третьих, проверять соответствие данных выписок по расчетным счетам организации и приложенных к ним платежных документов данным журналов-ордеров № 2, № 3 и ведомости № 2 или данным машинограмм по счетам 51 "Расчетный счет" (с 01.01.01г. «Расчетные счета») и 55 "Специальные счета в банках".

Денежные средства являются подвижными и легко реализуемыми активами. Наибольшую активность имеют наличные деньги. Их движение совершается посредством  кассовых операций.

В соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 и  «Положением Банка России от 5.01.98 г. № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 22.01.99 г.) все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие имеет кассу. Операции по движению денежных средств проверяются сплошным порядком.

Основными документами, изучаемыми и проверяемыми при аудите кассовых операций являются следующие: приходные и расходные кассовые ордера; кассовая книга, отчеты кассира; журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей, депонированных сумм; платежные (расчетно-платежные) ведомости и др.

Целесообразность использования  денежных средств и их многообразие находят отражение в учетных  регистрах и отчетности:

  • журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету операций по кассе (согласно типовой форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации");
  • Главная книга;
  • Бухгалтерский баланс (форма № 1), 2-й раздел актива;
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4 приложения к балансу).

При планировании аудита конкретного предприятия готовится  перечень вопросов с целью определения  внутреннего контроля и обеспечения  сохранности денежных средств и  достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете.

При проведении аудита необходимо уделить особое внимание правильному, всесторонне грамотному заполнению первичных документов, наличие и  подлинность подписей получателей  денег на расходных кассовых ордерах. При проверке методом инвентаризации выявляется хищение денежных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию денежной наличности в момент выхода аудитора на предприятие.

В соответствии с п. 14 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 (с изменениями и дополнениями) наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными. В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах имеется разрешительная подпись руководителя предприятия, подпись на его расходных кассовых ордерах не обязательна.

Под распиской, используемой для маскировки растраты денежных средств, следует понимать, как правило, расходный кассовый ордер, не подтвержденный хотя бы одной из приведенных подписей:

Информация о работе Анализ движения денежных потоков