Затраты предприятия на производство продукции и выручка от её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы было показать методику анализа затрат предприятия на производство продукции и выручки от её реализации, с помощью этой методики рассмотреть конкретное производственное предприятие, выявить недостатки в существующем положении и разработать меры, ведущие к оздоровлению экономической ситуации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика издержек предприятия и выручки от реализации продукции.
Сущность затрат предприятия…….…………………………………6
Планирование затрат предприятия………………………………….12
Выручка от реализации продукции…………………………………22
Глава 2. Анализ затрат предприятия в 2001 – 2002 гг., оценка выручки от реализации товарной продукции ………………………………….…...27
Глава 3. Перспективы оптимизации затрат предприятия………………46
Заключение……………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ АЛЕКСАНДР .doc

— 349.50 Кб (Скачать)

В  зарубежных  странах  широко  применяется  метод  исчисления  затрат  на  производство  продукции  по  сокрашённой  номенклатуре  калькуляционных  статей.  В  затраты  включаются  только  переменные  расходы: сырьё  и  материалы, оплата  труда, переменная  часть  косвенных  расходов. Совершенно  обосновано  считается, что  постоянные  расходы  слабо  связаны  с  издержками  производства. В  соответствии  с  этим  широко  принято  подразделение  издержек  производства  на  постоянные, переменные, валовые  и  предельные.  

Под  постоянными  издержками  понимают  такие, сумма  которых  в  данный  период  не  зависит  непосредственно  от  величины  и  структуры  производства  и  реализации  продукции. К этим  издержкам относят оклады  сотрудников предприятия, амортизацию основных  фондов, аренду  помещений, другие  относительно  постоянные  расходы. 

Другой  вид  издержек – переменные. Это  издержки, общая  величина  которых  на  данный  период  непосредственно  зависит  от  объёма  производства  и  реализации  продукции, а  также  от  структуры  издержек  при  производстве  и  реализации  нескольких  видов  продукции. Сюда  входят  расходы  на  приобретение  сырья, материалов, топлива, энергии, оплата  рабочей  силы.

Сумма  постоянных  и  переменных  издержек  составляет  валовые  издержки  предприятия.     

Различают  также  предельные  издержки. На  предприятиях  нередко  возникает  вопрос  о  необходимости  расширения  или  сокращения  производства  продукции.  

При  этом  следует  решить, насколько  оправданным  может  быть  то  или  иное  расширение  или  сокращение  производства. При  решении  этих  вопросов  необходимо  уметь  рассчитывать  величину  издержек  прироста  при  расширении  хозяйственной  деятельности  и  соответственно  издержек  сокращения  при  её  сворачивании.  Под  предельными  издержками  понимается  средняя  величина  издержек  прироста  или  издержек  сокращения  на  единицу  продукции, возникших  как  следствие  изменения  объёмов  производства  и  реализации  более  чем  на  одну  единицу  продукции.     

На  зарубежных  предприятиях  и  фирмах  применяется  группировка  издержек  производства  по  экономическим  элементам  и  по  статьям  затрат, близкая  отечественной. Поэтому нет нужды рассматривать это более подробно, а вот на  что хотелось  бы  обратить  особое  внимание – это на  планирование  и учёт  себестоимости продукции в части переменных  затрат  по  методу  директ-костинг. При этом  методе  основными  финансовыми  показателями  являются  маржинальная  прибыль  и  прибыль. 

Показатель Условное  обозначение
1

Выручка  от  реализации  продукции

В

2 Переменные  затраты З пер.
3 Маржинальная  прибыль П м.= В – З пер.
4 Постоянные  затраты З пост.
5 Прибыль П = П м. – З пост.
 
 
 

Как  указывают  авторы  приводимой  схемы  метод  «директ-костинг» даёт  возможность  установить  связи  и  пропорции  между  объёмом  производства  и  затратами  на  него, получить  информацию  о  прибыльности  или  убыточности  производства  в  зависимости  от  его  объёма, прогнозировать  поведение  себестоимости  продукции  при  увеличении  или  уменьшении  объёма  производства.

А  выделение  величины  постоянных  затрат  при  этом  методе  калькулирования  позволяет  показать  влияние  их  размера  на  сумму  прибыли.

При  этом  изменение  величины  маржинального  дохода  позволяет  выявить  более  рентабельные  изделия  и  своевременно  внести  изменения  в  ассортимент  выпускаемой  продукции.

В  результате  эта  система  даёт  возможность  определить  размер  прибыли  и  колебания  её  величины  под  влиянием  изменения  переменных  затрат, цен  реализации, структуры  выпускаемой  продукции  и  на  основе  подобного  анализа  принять  комплекс  необходимых  в этом  случае  мер по  управлению  издержками  и предприятием.

  • Позволю  себе  между  строк  выразить  по  этому  поводу  собственное  мнение;  сама  система,  конечно,  отражает  самые главные составляющие, которые нужны для анализа, однако, для более  полного  понимания  резервов  снижения  себестоимости  и  увеличения  прибыли  своего  предприятия  необходимо  знать  всё  дело  в  деталях.  А  для  этого  внутри  этой  системы  нужна  подробная  схема  затрат.
 
 
---
 
 
 
 

Применение  такой  системы  особенно  важно  в  российских  условиях  освоения  рыночной  экономики. Сегодня  важно  добиваться  увеличения  прибыли  не  путём  повышения  цен, а  путём  относительно  невысоких  цен  на  продукцию, делая  её, таким  образом, конкурентоспособной.  

Завоевание  и  удержание  рынков  сбыта,  возможно,  при  реализации  более  дешёвой  и  качественной  продукции  на  основе  снижения  нормы  прибыли,  и  получения  массы  прибыли  за  счёт  больших  объёмов  продаж.

Наконец, важным  показателем  для  принятия  управленческих  решений  является  точка  безубыточности. Она  характеризует  объём  производства, при  котором  предприятие  не  будет  иметь  ни  прибыли, ни  убытков.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.  Выручка  от  реализации  продукции. 

В  процессе  производства  продукции, выполнения  работ, оказания  услуг  создаётся  новая  стоимость, которая  определяется  ценой  реализованной  продукции, работ, услуг. Результатом  их  реализации  является  выручка  от  реализации  продукции, работ, услуг, которая  поступает  на  расчётный  счёт  предприятия. В  настоящее  время  предприятие  имеет  право  самостоятельно  определять  методы  исчисления  выручки  в  зависимости  от  выбранной  учётной  политики. Законодательно  определены  два  метода  учёта  выручки  от  реализации  продукции  (работ, услуг):

  1. по  мере  отгрузки  товаров  (выполнения  работ, услуг)  и  предъявления  контрагенту  расчётных  документов;
  2. по  мере  оплаты  и  поступления  денег  на  расчётный  счёт.
 

В  Российской  Федерации  наибольшее  распространение  получил  второй  метод, поскольку  позволяет  предприятиям  производить  своевременные  расчёты  с  бюджетом  и  внебюджетными  фондами, так  как  под  начисленные  налоги  и  платежи  имеется  реальный  денежный  источник. Однако  в  случае  авансовых  расчётов  за  отгруженную  продукцию  (работы, услуги)  общий  размер  денежных  средств  не  всегда  совпадает  с  фактической  реализацией, поскольку  возможна  такая  ситуация, что  деньги  на  основе  предоплаты  поступили, а  продукция  не  только  не  отгружена, но  и  не  произведена.

Выручка  от  реализации  продукции  (работ, услуг)  является  основным  источником  возмещения  авансированного  в  производство  продукции  (работ, услуг)  капитала, его  накопления, формирования  централизованных  и  децентрализованных  фондов  денежных  средств.

Её  своевременное  поступление  обеспечивает  непрерывность  кругооборота средств, бесперебойность  производственного  процесса. Несвоевременное  поступление  выручки  влечёт  простои  в  производстве, снижение  прибыли, нарушение договорных  обязательств, штрафные  санкции.

С  планированием  затрат  по  товарному  выпуску  связано  планирование  затрат  на  реализованную  продукцию. Плановая  величина  затрат  на  реализованную  продукцию  определяется  по  формуле: 

З р = О нп + С т.п  – О к.п, 

Где  З р – затраты  на  реализованную  продукцию  по  полной  плановой  себестоимости;

С т.п  – плановая  полная  себестоимость  товарного  выпуска;

О нп –  остатки  готовой  нереализованной  продукции  по  фактической  производственной  себестоимости  на  начало  планового  периода;

О к.п  – остатки  готовой  нереализованной  продукции  по  плановой  производственной  себестоимости  на  конец  планового  периода.

Плановый  период  должен  совпадать  с  отчётным  периодом, что  позволяет  предприятию  прогнозировать  предстоящие  налоговые  выплаты  и  соответственно  обеспечивать  предстоящие  обязательные  платежи  необходимыми  денежными  ресурсами.

Состав  остатков  готовой  продукции  зависит  от  метода  учёта  выручки  от  реализации  продукции  на  предприятии. Если  моментом  реализации  считается  дата  фактической  отгрузки  продукции  и  выписки  платёжных  документов, то  остатки  нереализованной  продукции  на  начало  планового  периода  совпадают  с  фактическими  складскими  запасами  готовой продукции. 

Оценка  остатков  на  начало  планового  периода  осуществляется  по  фактической  производственной  себестоимости  отчётного  периода.

В  составе  остатков  продукции  на  конец  планового  периода  учитывается  только  плановая  величина  остатков  готовой  продукции  по  плановой  производственной  себестоимости. При  этом  исходят  из  однодневного  выпуска  продукции  по  производственной  себестоимости  и  нормы  запаса  в  днях. Норма  запаса  в днях  ориентировочно  может быть  рассчитана  на  каждом предприятии исходя  из  сроков  комплектации  готовой продукции, её  накопления  для формирования  отгрузки  по  имеющимся заказам, а также из  динамики  отчётных  данных  о ежедневных  остатках  готовой  продукции.

С  экономической  точки  зрения  производственные  запасы  оказывают  двоякое  влияние  на  финансово-экономическое  состояние  предприятия. С  одной  стороны, имея  большие  запасы  сырья, предприятия  получают  широкие  возможности  для  поиска  поставщиков  и  осуществления  закупок. Производя  закупки  сырья  в  больших  количествах, можно  добиться  существенных  скидок. Запасы  готовой  продукции  позволяют  эффективно  удовлетворять  потребительский  спрос, предоставляют  предприятию свободу в составлении производственного плана и маркетинговых мероприятий. Кроме того, создание  крупных запасов готовой продукции может быть  связано с выполнением крупных заказов.

С  другой  стороны, при  формировании  крупных  запасов  происходит  временное  омертвление  капитала. Хранение  и  перевозка  запасов  связаны  с  дополнительными  денежными  затратами. Поэтому  важно  определить  объём  запасов, при  котором  полученная  экономия  и  выгода  превышают  дополнительные  затраты  и  ущерб  от  их  содержания.  

Использование  выручки  характеризует  начальную  стадию  распределительных  процессов. Из  полученной  выручки  возмещаются  материальные  затраты  на  сырьё, материалы, топливо, электроэнергию  и  другие  предметы  труда.

Для  более  полного  представления  о  результатах  по  реализации  используют  показатель – рентабельность  продаж, который  определяется  следующей  формулой: 

РП = П / VП, 

Где  РП – рентабельность  продаж;

П –  прибыль  от  реализации;

VП – объём  продаж.

Планирование  выручки  от  реализации  продукции  тесно  связано  с  условиями  поставки  продукции  и  применяемыми  формами  расчётов. Многие  предприятия  практикуют  полную  или  частичную  предоплату  поставляемой  продукции. Понятно, что  это  в  какой-то  мере  снимает  проблему  нереализованных  остатков  продукции, отгруженной  потребителю, и  обеспечивает  поступление  выручки  поставщику.

Дальнейшее  распределение  выручки  связано  с  формированием  амортизационного  фонда  как  источника  воспроизводства  основных  фондов  и  нематериальных  активов. Оставшаяся  часть  выручки  представляет  собой  валовой  доход, или  вновь  созданную  стоимость, которая  направляется  на  выплату  заработной  платы  и  формирование  чистого  дохода  предприятия.  
 
 
 

Информация о работе Затраты предприятия на производство продукции и выручка от её реализации