Затраты предприятия на производство продукции и выручка от её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы было показать методику анализа затрат предприятия на производство продукции и выручки от её реализации, с помощью этой методики рассмотреть конкретное производственное предприятие, выявить недостатки в существующем положении и разработать меры, ведущие к оздоровлению экономической ситуации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика издержек предприятия и выручки от реализации продукции.
Сущность затрат предприятия…….…………………………………6
Планирование затрат предприятия………………………………….12
Выручка от реализации продукции…………………………………22
Глава 2. Анализ затрат предприятия в 2001 – 2002 гг., оценка выручки от реализации товарной продукции ………………………………….…...27
Глава 3. Перспективы оптимизации затрат предприятия………………46
Заключение……………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ АЛЕКСАНДР .doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Затраты  на  оплату  труда  представляют  собой  денежные  выплаты работникам  предприятия  для  обеспечения  нормального воспроизводства  рабочей  силы.  

Отчисления  на  социальные  нужды — один  из  видов принудительных  расходов, которые законодательно  возложены на  хозяйствующие  субъекты. Это  платежи  по  обязательному  социальному  страхованию  и  отчисления  в  социальные  внебюджетные  фонды — Пенсионный  фонд, Государственный фонд  занятости  населения, Фонд  обязательного  медицинского  страхования. Нормы  отчислений  установлены  законодательно  в  процентах  к  фонду  оплаты   труда.  

Амортизация  основных  фондов.

Поскольку  амортизационные  отчисления  включаются  в  себестоимость, их  величина  отражается  на  общей  сумме  подлежащих  к  уплате  налогов. При  прочих  равных  условиях, чем  больше  размер амортизационных  отчислений, тем  меньше  сумма  налога  на  прибыль  и  налога  на  имущество  юридических  лиц. Амортизационные  отчисления  это  расчетная  величина, позволяющая  предприятию накапливать  собственные  средства  для  инвестиций. 

Прочие  затраты  представляют  собой  группу  различных  по экономическому  содержанию  затрат  с  разнообразными  способами отнесения  их  на  себестоимость  продукции. В  их  состав  входят командировочные, представительские  расходы, затраты  на  рекламу, погашение  процентов  по  краткосрочным  банковским  кредитам.

В  пределах  законодательно  установленных  норм  их  относят  на себестоимость  продукции, сверхнормативные  расходы  погашаются  за  счет  прибыли, остающейся  в  распоряжении  предприятия  после налогообложения.

В  состав  прочих  затрат  входят  также  отчисления  во внебюджетные  фонды, арендная  плата, административные  расходы, и  др. 

По  способу  отнесения  затрат  на  единицу  выпускаемой  продукции выделяются  постоянные  и  переменные  расходы. 

Постоянные  расходы  не  зависят  от  изменения  объема  выпускаемой продукции. Это  административно-управленческие  расходы, повременная  заработная  плата, амортизация, хозяйственные  расходы, арендная  плата  и  др. 

Переменные  расходы  прямо  пропорциональны  объему  производства. Это  расходы  на  сырье  и  материалы, топливо и энергию, сдельная  заработная  плата  и  др. 

Соотношение  между  отдельными  элементами  затрат  представляет собой  структуру  затрат  на  производство. Все  затраты  на производство  и  реализацию  продукции  составляют  ее  полную  себестоимость. Для  предприятия  себестоимость  является  основой  для  определения  цен  на  производимую  продукцию.

1.2. Планирование  затрат.

 

Планирование  затрат  на  производство  и  реализацию  продукции  важно  прежде  всего  для  определения  оптимальной  ценовой  политики  предприятия.  

Используются  пять  наиболее  распространённых  методов  планирования: 

  1. Балансовый – обеспечивает  установление  связей  в потребностях  и источниках  их  покрытия.
  2. Расчётно-аналитический – применяется для расчёта показателей плана, анализа их  динамики, рассчитываются  индексы изменения плановых  показателей по сравнению с базой.
  3. Экономико-математический – позволяет смоделировать зависимость показателей на  основе  выявления изменения их  количественных  параметров  по  сравнению с основными факторами.
  4. Графико-аналитический – даёт  возможность изобразить  результаты  анализа; с  помощью  графиков  выявляется  количественная  зависимость  между  сопряжёнными  показателями.
  5. Програмно-целевой – позволяет составлять  план  в виде  программы, т.е.  комплекс  задач, объединённых  одной целью и приуроченных к  срокам. Программа  нацелена  на  достижение  конечного  результата, стержнем  является  генеральная  цель, конкретизируемая  в  ряде  задач. Цели  достигаются  исполнителями, которые  наделяются  необходимыми  ресурсами.

  
 

Необходимым  условием  при  этом  является  раздельное  планирование  переменных  и  постоянных  затрат  и  определение  наиболее  экономичного  размера  производственных  запасов. 

При  стабильной  экономической  ситуации  планирование  переменных  затрат  не  представляет  особого  труда  и  осуществляется  двумя  взаимодополняющими  методами: 

    • по  планируемым нормам  расхода на  единицу продукции;

    • по  фактическим данным  за  истекший  период. 

    Установление  нормы  переменных  затрат  на  единицу  выпускаемой  продукции  позволяет  определить  суммарный  объём  затрат  на  объём  выпуска. При  стабильной  стоимости  переменных  затрат  их  общая  величина  может  быть  определена  по  формуле: 

    С = Н * В, 

    Где  С – планируемая  сумма  переменных  затрат  в  денежном  выражении;

    Н – норма  затрат  на  единицу  продукции  в  денежном  выражении;

    В – плановый  объём  выпуска  в  натуральном  выражении. 
 
 
 
 
 
 

    Если  на  момент  планирования  можно  опираться  на  фактические  данные  отчётного  периода, то  планируемая  сумма  переменных  затрат  может  быть  рассчитана  следующим  образом: 

    С пл = С ф * В пл / В ф, 

    Где  С пл – плановая  сумма  переменных  затрат;

    С ф – фактическая  сумма  переменных  затрат  в  отчётном  периоде;

    В пл – плановый  объём  выпуска  в  натуральном  выражении;

    В ф – фактический  объём  выпуска  в  отчётном  периоде  в  натуральном  выражении. 

    Если  в  отчётном  периоде  соблюдались  нормы  расхода  на  единицу  продукции, то  плановая  величина  переменных  затрат, рассчитанная  по  первому  методу, будет  идентична  плановой  величине  переменных  затрат, рассчитанных  по  второму  методу.

Положительная  разница  между  плановой  величиной  переменных затрат, рассчитанных  на  базе  отчетных  данных, и  плановой  величиной  затрат, определенных  на  основе  норм  расхода, свидетельствует  о  перерасходе  в  отчетном  периоде. Отрицательная  разница  говорит  об  экономии  и  соответственно  сигнализирует  руководству  предприятия  о  возможности  пересмотра  норм  расхода.

Если  при  планировании  переменных  затрат  предприятие  должно  иметь  представление  о  будущем  выпуске  продукции, то  при  фактическом  производстве  какая-либо  корректировка  производственной  программы  не  повлияет  при  прочих  равных  условиях  на  рост  или  снижение  переменной  составляющей  себестоимости, поскольку  изменения  не  затрагивают  установленных  норм  расходов.

В  нестабильной  экономической  ситуации  планирование  затрат затруднено.

В  этих  условиях  на  первый  план  выходит  текущая оценка  стоимости переменных  затрат  и  корректировка  цены  реализации  в  зависимости  от  уровня  инфляции.

При  этом  возможны  противоречия  между  инфляционно  меняющимися  ценами  и  другими  ценообразующими  факторами, например, состояние платежеспособного  спроса  потребителей  или  ожесточившаяся конкуренция  не  позволят  производителю  увеличивать  цену  реализации  пропорционально  росту  издержек.

Постоянные  расходы  существенно  не  меняются  при  уменьшении  или  увеличении  объема  выпуска  продукции, изменяется  лишь  их относительная  величина  на  единицу  произведенной  продукции.

При  планировании  постоянных  затрат  решающее  значение  имеет  их  взаимосвязь  с  объемом  выпуска. Значительные  изменения  в  объеме  выпуска  могут  вызвать  большие  изменения  в  себестоимости  продукции. Иными  словами, уровень  производственной  активности  является  важнейшим  фактором, влияющим  на  себестоимость  единицы  продукции.  

При  планировании  постоянных  затрат  предприятие  должно  решать следующие  задачи: 

  • определение  необходимого  объема  выпуска  и  реализации продукции, при  котором  достигается  окупаемость  переменных  и постоянных  затрат;
  • расчет  необходимой  величины  постоянных  затрат  и  сопоставление  их  с  реальными  производственными  возможностями.
 

Для  определения  минимального  объема  выпуска  продукции, ниже которого  производство  продукции  становится  нерентабельным, используют  показатель  точки  безубыточности  и  порога  рентабельности, которые  определяются  по  следующим  формулам: 

Т Б = П З / Ц И – Пер. З, 

Где  ТБ – точка  безубыточности;

ПЗ –  постоянные  затраты;

ЦИ –  цена  изделия;

Пер. З  – переменные  затраты  на  единицу  продукции. 

ПР = ПЗ / ВР – Пер. З (%), 

Где  ПР – порог  рентабельности;

ПЗ – постоянные  затраты;

ВР –  выручка  от  реализации;

Пер. З (%) – переменные  затраты  в  относительном  выражении. 

Для  планирования  постоянных  затрат  необходим  детальный  анализ их  ожидаемой  структуры  и  максимальная  информация  о  предстоящем  выпуске, производственных  заказах  и  производственных  возможностях. Постоянные  затраты  могут  меняться  под  воздействием  факторов, не  влияющих  на  объем  производства. Изменения  могут  происходить, прежде  всего, под  воздействием  внешних  условий: повышения  цен  и  тарифов, переоценки  основных  фондов, изменения  норм  амортизационных  отчислений  и т.п.  

Влияние  внешних  условий  не  поддается  планированию, поэтому финансовая  служба  предприятия  должна  оперативно  отслеживать  колебания  себестоимости  и  в  случае  опасных  отклонений  вовремя  ставить  вопрос  перед  руководством  об  увеличении  отпускных  цен.

Изменяя  соотношение  между  постоянными  и  переменными  затратами  в  пределах  возможностей  предприятия, можно  решить  вопрос  оптимизации  величины  прибыли.

Такая  зависимость  называется  эффектом  производственного  рычага. Эффект  производственного  рычага  определяется  по  формуле: 

Пр. Р = ВР – Пер. З / ПР, 

Где  Пр. Р – сила  воздействия  производственного  рычага;

ВР –  выручка  от  реализации;

Пер. З  – переменные  затраты;

ПР –  прибыль  от  реализации. 

Показатель  силы  воздействия  производственного  рычага  определяет, во  сколько  раз  возрастает  прибыль  при  1 %  росте  выручки  от  реализации  продукции. Очевидно, чем  больше  доля  постоянных  затрат  в  структуре  общих  издержек, тем  сильнее  сила  воздействия  производственного  рычага. Таким  образом, для  достижения  оптимальных  финансовых  результатов, необходимо  не  только  абсолютное  планирование  величины  затрат, но  и  определение  их  рациональной  структуры.

Выбор  наиболее  подходящего  для  конкретных  экономических условий  варианта  формирования  текущих  затрат  предприятия является  важнейшей  задачей  финансовой  службы  предприятия. 

Зарубежный  опыт  определения  издержек  производства. 

Информация о работе Затраты предприятия на производство продукции и выручка от её реализации