Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов Российской Федерации, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, структуру, необходимость создания внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) изучить законодательную основу современных внебюджетных фондов Российской Федерации;
3) изучить источники и порядок формирования бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации;
4) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов Российской Федерации;
5) показать механизм работы внебюджетных фондов Российской Федерации, их функцию и роль в обществе.
По показателям бюджетов, рассматриваемых во втором чтении, субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету свои поправки. Комитет по бюджету формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению Государственной Думой.
В третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются в целом и в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, социального).
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов:
- Составляются органами управления фондами;
- Представляются в Мнздравсоцразвития России;
- Вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
- Не позднее 15 июня текущего года представляются Правительством Российской Федерации в Счетную плату Российской Федерации для их внешней проверки и подготовки заключения;
- Не позднее 26 августа представляются Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иной бюджетной отчетностью.
По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
1.4 Источники формирования государственных внебюджетных фондов
Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России от 31.07.1998г. №145-ФЗ (с изменениями от 27.07.2010 №216-ФЗ), а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Доходы накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:
- страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
- доходов, полученных от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений;
- средств пенсионных накоплений, полученных от негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование;
- дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, поступившего от управляющих компаний;
- средств пенсионных накоплений, полученных от управляющих компаний для осуществления выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- прочих доходов – штрафы, пени и иные финансовые санкции, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с неисполнением страхователем обязанностей по уплате страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии, проценты за хранение средств на счетах в кредитных организациях и др.
В бюджет Фонда социального страхования зачисляются:
a) налоговые доходы:
- единый социальный налог по ставке, установленной Налоговым Кодексом Российской Федерации
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации, поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
b) неналоговые доходы:
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- доходы от временно размещенных денежных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
c) безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
d) прочие поступления.
В бюджет Фонда медицинского страхования зачисляются:
e) налоговые доходы:
- единый социальный налог по ставке, установленной Налоговым Кодексом Российской Федерации
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации (Приложение В), поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
f) неналоговые доходы:
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- доходы от временно размещенных денежных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
g) безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
h) прочие поступления.
Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен Единый социальный налог (ЕСН). В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. Сумма единого социального налога должна исчисляться налогоплательщиками отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС, Федеральному и Территориальным ФОМС) и перечисляется на счета фондов отдельными платежными поручениями по ставкам, утвержденным статьей 241 Налогового Кодекса РФ.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.
2 Социальные внебюджетные фонды.
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сложившиеся в Российской Федерации социально-экономические условия потребовали проведение пенсионной реформы:
- заработная плата перестала играть заметную роль при исчислении размера пенсии;
- сузилась финансовая база пенсионного обеспечения (сократилась доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общей доле доходов населения);
- возникла непростая демографическая ситуация в стране, усилился процесс старения населения.
22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» был образован Пенсионный фонд Российской Федерации для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. На данный момент в Программу вступили свыше 3 500 000 россиян.
С созданием Пенсионного фонда Российской Федерации решились следующие основные задачи:
- средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного федерального бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса;
- основным источником финансирования пенсионных выплат выступали страховые взносы, уплачиваемые работодателями за застрахованных лиц;
- вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа внедрялась система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников;
- обеспечивался переход от государственного пенсионного обеспечения (распределительной пенсионной системы) к обязательному пенсионному страхованию (накопительной пенсионной системы).
Распределительная пенсионная система предусматривает, что выплата пенсионерам производится за счет текущих доходов работающих. Финансовая бака этой пенсионной системы основана на принципе солидарности накоплений.
Солидарность накоплений заключается в том, что выплата пенсий производится за счет средств, перечисляемых в текущем периоде в качестве взносов экономически активного населения, а не за счет прошлых накоплений.
При этой системе важнейшее значение имеет соотношение численности плательщиков взносов к численности пенсионеров, которое составляло на 2008 год: 1,4 работающих к 1 пенсионеру. На формирование пропорций влияет много факторов (войны, уровень экономического развития страны и др.).
При распределительной системе размер пенсии зависит, прежде всего, от трудового стажа и среднего заработка.
Доходы распределительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений: