Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов Российской Федерации, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, структуру, необходимость создания внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) изучить законодательную основу современных внебюджетных фондов Российской Федерации;
3) изучить источники и порядок формирования бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации;
4) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов Российской Федерации;
5) показать механизм работы внебюджетных фондов Российской Федерации, их функцию и роль в обществе.
29
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в механизме социального обеспечения и экономического развития страны важную роль играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.
В своей работе я подробнее остановлюсь на внебюджетных фондах социального назначения, так как их считаю более весомыми и значимыми. Они аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих. А социальное обеспечение занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества, теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов Российской Федерации, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, структуру, необходимость создания внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) изучить законодательную основу современных внебюджетных фондов Российской Федерации;
3) изучить источники и порядок формирования бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации;
4) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов Российской Федерации;
5) показать механизм работы внебюджетных фондов Российской Федерации, их функцию и роль в обществе.
Для решения поставленных задач мной были изучены законодательные акты Российской Федерации, специальная литература по внебюджетным фондам, были использованы некоторые сайты интернета.
1 Теоретические основы деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
1.1 Понятие внебюджетных фондов и причины их образования
Внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования.
То есть, основными причинами образования фондов является необходимость:
- социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
- целевого использования средств этих фондов;
- оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
- новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
- финансирования территориальных нужд.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды социального назначения:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
1.2 Законодательство
Законодательной основой деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также иные нормативные акты.
Нормативные правовые акты устанавливают правовые, экономические и организационные основы внебюджетных фондов Российской Федерации, определяют средства фондов в качестве одних из источников финансирования социальных нужд и закладывают основу для создания в стране системы страховой модели финансирования пенсионного обеспечения, здравоохранения, социального страхования, социальное обеспечение в случае безработицы.
Механизм формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием их средств на региональном и местном уровнях регулируется Законом Российской Федерации от 15.04.1993г. №4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (с изменениями от 05.05.1997г.).
Федеральный закон от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изменениями от 16.10.2010 №212-ФЗ) регулирует отношения связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а так же отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечение к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Действия настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование неработающего населения. Эти правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 27.07.2010 N 226-ФЗ) и законом Российской Федерации от 28.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (с изменениями от 01.07.1994 N 9-ФЗ).
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Деятельность Фонда обязательного социального страхования регламентируется Федеральным законом от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
1.3 Порядок формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовки отчетов об их исполнении
Для всех государственных внебюджетных фондов установлен единый порядок формирования бюджетов и подготовки отчетов об их исполнении и регламентируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ (с изменениями от 27.07.2010 №216-ФЗ).
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации последовательно проходят ряд процедур:
- Составляются органами управления этих фондов на очередной финансовый год и плановый период;
- Представляются в Минздравсоцразвития Российской Федерации;
- Вносятся в Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, другими документами и материалами;
- Направляются в Государственную Думу, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а так же в Счетную палату Российской Федерации на заключение;
- Рассматриваются и принимаются Государственной Думой на позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
В первом чтении Государственная Дума рассматривает основные характеристики бюджетов государственных внебюджетных фондов, к которым относятся:
- Прогнозируемый общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
- Предельный объем дефицита бюджета, источники его финансирования либо предельный объем профицита бюджета.
В первом чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации должны быть рассмотрены до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.
Во втором чтении рассматриваются распределения расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов; текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.