Для
выполнения требований Программы
экономических реформ и нового
Бюджетного кодекса правительство
ввело в текущем году среднесрочное
бюджетное прогнозирование на
уровне главных распорядителей
бюджетных средств. Но такое
прогнозирование имеет только
информативную ценность и не
налагает каких-либо ограничений.
В следующем году распорядители
бюджетных средств могут обосновать
новые показатели бюджетных ресурсов,
необходимые им для исполнения
функций. Кроме того, остается
непонятным, как распорядители главных
средств могут формировать бюджетные
запросы на среднесрочную перспективу
без соответствующей нормативной
базы.
Отдельной
национальной проблемой в Украине
является звено расходования
бюджетных средств. По данным
Госстата, сумма госзакупок в 2010 году составила
335,3 млрд. грн. Если предположить, что неофициальная
информация об «откатах» за победу в государственном
тендере в размере 20—30% достоверна, то
должны констатировать, что государство
фактически потеряло 83,8 млрд. грн. Это
больше, чем запланированные инвестиционные
расходы на следующий год из сводного
бюджета. Этого ресурса было бы более чем
достаточно, чтобы обеспечить дополнительный
прирост ВВП в 0,7—0,9% ежегодно, не считая
мультипликационного эффекта.
Таким
образом, только за счет наведения
порядка в сфере распределения
и расходования бюджетных средств
экономика могла бы получить
мощный импульс для роста, сравнимый
с эффектом увеличения цен
на мировых рынках металлопродукции.
Но для достижения этого необходимо, прежде
всего, понимать корни нынешних недостатков.
Украинские чиновники ничем не лучше и
не хуже чиновников развитых стран. Проблема
заключается в том, что бюджетный механизм
в Украине выстроен не совсем правильно.
Он эффективно адсорбирует средства из
экономики, однако на стадии их распределения
и использования отдельные составляющие
характеризуются глубинными проблемами,
поэтому на выходе мы получаем ту ситуацию,
которую сегодня имеем. Декларация реформ,
зафиксированная в Программе реформ на
2010—2014 годы, в целом содержит абсолютно
адекватные меры по усовершенствованию
системы государственных финансов, но
проблемой стало то, что правительство
начало их внедрять с реформирования инструментов
мобилизации ресурсов (то есть с налоговой
политики).
Реформы
же в этом сегменте необходимо
начинать с усовершенствования
звена распределения и использования
бюджетных средств. Во-первых, это
обеспечило бы большую общественную
поддержку реформам, поскольку ее
результаты были бы наглядными.
Людям, по большому счету, безразлично,
на сколько выросли доходы от уплаты налогов.
Их больше интересует тот факт, что средства,
которые они платят в бюджет, идут на приобретение
дорогих авто для чиновников, реконструкцию
больниц и отелей для депутатов, аренду
супердорогих офисов органами власти.
Во-вторых, упорядочив расходные приоритеты,
правительство имело бы представление
и понимание того, какой объем средств
ему необходим для реализации приоритетов
социально-экономической политики. Возможно,
это удержало бы его от не вполне обоснованного
снижения налогов в ходе налоговой реформы
и заставило бы более осмотрительно использовать
этот ресурс. Скажем, эффективнее было
бы снижать налог на прибыль только для
той части прибыли, которая реинвестируется
в модернизацию производства, а не внедрять
тотальное снижение налога.
В
этом контексте отсутствие качественных
изменений в вопросе распределения
и использования бюджетных средств,
к сожалению, может затмить
и нивелировать некоторый позитив,
наработанный нынешней властью.
Комплекс реформ в данной сфере
должен стать ключевым национальным
проектом в следующем году.
ВЫВОД
Сегодня Украина находится на
стадии формирования налоговой
системы, главное задание которой
– создать условия для развития
предпринимательства и на этой
основе обеспечить полное удовлетворение
государственных и социальных
потребностей.
Сегодня уже можно подвести
некоторые итоги годовой работы
ГНА Украины. За это время
ещё острее встали все проблемы
налогового поля Украины, ещё
нагляднее стали для разрешения
вопроса, связанные с выплатой
налогов. Увеличился процент выявления
нарушений налогового законодательства.
Например, в прошлом году нарушения
налогового законодательства были
обнаружены у 52% проверенных предприятий,
а за результатами 9 месяцев текущего
года - уже у 56%.
Понять непосредственную связь
между бюджетом страны и благосостоянием
каждого гражданина, в том числе
и предпринимателя, должен каждый.
Недоплачивая налоги в бюджет,
каждый из нас прямо или
косвенно обворовывает сам себя.
Представьте себе удачливого
и богатого предпринимателя, в
офисе которого (а сейчас нередко
и дома) систематично выключают
электроэнергию и воду, не работает
отопление. Даже самые современные
модификации автомобилей становятся
беспомощными на наших неосвещённых
дорогах, покрытых ямами. Как
бы это ни было грустно, но
это реальность нашей жизни,
как при всём этом некоторые
особы нередко восхищаются тем,
что они каким-то образом отклонились
от уплаты налогов. Тогда позвольте
спросить: выигрывают ли они от
этого? На первый взгляд (с
учётом одномоментной выгоды
в денежном выражении), может быть,
и так, но если посмотреть
глубже – ни в коем случае.
Государство, которое не имеет
достаточно средств, становится
беспомощным в деле защиты
своих граждан, как в социальном,
так и в общегосударственном
плане. Вывод простой: отношения
между государством и предпринимателем
должны строиться на основах
паритетности и взаимовыгоды, а регулироваться
могут только через сбалансированную
налоговую систему.
Принимая во внимание вышесказанное,
хотел бы остановиться на одной
из особенностей экономической
ситуации, которая сложилась на
Украине. Существующая налоговая
база способна обеспечить наполнение
бюджета и даже больше. Одновременно
безсистемное предоставление льгот плательщикам
и массовое уклонение субъектов предпринимательской
деятельности от выплаты налогов принуждает
государство расширять налоговую базу
и ввести более жесткую систему взыскания
налогов. Создается парадоксальная ситуация
чем больше налогов пытаемся собрать,
тем меньше платников их выплачивает.
На мой взгляд, построение такой
налоговой системы, которая б
обеспечила создание благоприятного
налогового климата на Украине,
невозможна без внедрения целого
комплекса мер, которые в корне
изменили б сам подход к
выплате налогов, как необходимого
атрибута государства.
Список
литературы:
- Wbrld Economic Outlook
(WEO). Financial Stress, Downturns, and Recoveries. (^\^hington, D.C.).
International Monetary Fund, October2008 (http://ww.irnf.org/external/pubs/ ft/weo/2008/02/index.htm).
- Береславська
0.І. Чинники курсової нестабільності в
Україні. "Вісник НБУ № 2,2009
- Міsеs L. Human
action: a treatise on economics, 4 rev. ed. Published 1949 by Yale University.
San Francisco. "Fox & Wlkes", 1996, p. 310.
- Кейнс Дж.
M. Общая теория занятости, процента и денег.
Избранное. М., "ЭКСМО", 2007, с. 292.
- Та1vі Е., Vеgh
С. A. Tax Base Variability and Procyclical Fiscal Policy. In Developing
Countries. "Journal of Development Economic", Vol. 78 (lOct),
2005, p. 156-190.
- Вариалій
3. С. Підвищення ефективності податкової
політики як чинник конкурентоспроможності
підприємництва України. Теоретичні та
прикладні питання економіки. 36. наук.
пр. К, "Київський університет". Вип.
19,2009
- Мельник П.
В.,Верезубова Т. А.Загорский В. С. идр. Актуальные
проблемы налоговой политики в условиях
модернизации экономики: опыт Украины
и Беларуси. (Под ред. д. э. н., проф. С. В.
Онышко). Ирпень, Национальный университет
ГНС Украины, 2007, с. 114-154.
- Кизим Н. А.,Тищенко
А.Н.Иванов Ю.Б. Налогообложение: проблемы
науки и практики - 2007. Монография. X., ИД
"ИНЖЕК", 2007, с. 105.
- Мельник П.
В.,Тарантул Л.Л.,Варналій 3. С. та ін. Податкова
політика України: стан, проблеми та перспективи.
(За ред. 3. С. Варналий). К., "Знання України",
2008, с. 58.
- Скрипник
А.,Серебрянский Д. Оценка фискальной эффективности
льготного налогообложения прибыли предприятий.
"Экономика Украины" № 7, 2006, с. 13-27
- СеребрянськийД.
М. Інвестиційний потенціал податкової
амортизаційної моделі в Україні: проблеми
та шляхи вирішення. Фінансова система
України. Збірник наукових праць. Острог,
вид-во НУ "Острозька академія". Вип.
8, ч. 1, 2006,468 с.