Влияние финансов на НТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение влияния финансов на НТП. Для этого необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть экономическое содержание научно-технического прогресса;
- изучить понятие и формы экономического стимулирования научно-технического процесса;
- определить особенности финансирования и кредитования научно-технического прогресса;
- проанализировать значение финансов для развития научно-технического прогресса в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание научно-технического прогресса 5
1.1. Понятие и история развития научно-технического прогресса 5
1.2. Приоритетные направления и экономическая эффективность научно-технического прогресса 8
Глава 2. Роль финансов в развитии научно-технического прогресса 13
2.1. Понятие и формы экономического стимулирования научно-технического процесса 13
2.2. Особенности финансирования научно-технического прогресса 15
2.3 Особенности кредитования научно-технического прогресса 18
Глава 3. Значение финансов для развития научно-технического прогресса в России 21
3.1. Источники финансирования инновационной деятельности как основы развития научно-технического прогресса в России 21
3.2. Динамика финансирования инновационной деятельности в России 23
Заключение 28
Список литературы

Файлы: 1 файл

Влияние финансов на НТП.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями самостоятельно, после одобрения сметы расходов их советом и профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТ финансируется 1) техническое перевооружение, реконструкция и расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов 2) проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий, оборудования и т.д.; 3) подготовка производства и освоение новой продукции, компенсация повышенных затрат в период освоения 4) приобретение научно-технической продукции, погашение кредитов на научно-технический прогресс и уплата процентов по ним; 5) создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д. Государственные предприятия имеют право передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства, а также использовать их в порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д.

В условиях самофинансирования многие предприятия используют ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ, связанных с ломкой сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу. [15, c. 29]

Если 1 руб. затрат на научно-технический прогресс обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп. Поэтому финансирование программ научно-технического прогресса требует налоговых льгот, ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации оборудования, страхования риска, скидок с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.

 

2.3. Особенности кредитования научно-технического прогресса

 

В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развитие. Банки становятся главными центрами финансирования научно-технического прогресса, выдающими кредиты на выпуск новой продукции,  освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.

Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции,  не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк  становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.

Банковский факторинг – привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их платежных  документов и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.

Выделяется два вида кредитов: на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции.  Банк  проверяет включение предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по договору, источники погашения кредита в намеченные сроки.

В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на отдельные мероприятия научно-технического прогресса банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от НИР и создания опытных образцов до ее серийного производства. Он погашается за счет ФРПНиТ.

При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование.  [18, c. 70]

Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные  для  кредитования  нововведения  и  организации,  а предприятия – банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд. Промстройбанк – агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует  стратегические направления научно-технического прогресса, в том числе поисковые исследования, развитие наукоемких производств. 

Коммерческие банки концентрируют свободные средства предприятий и населения и выдают своим пайщикам кредиты на обновление продукции и производственных фондов,  срочную  перестройку технологии.

Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты  творческим  коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач.

Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании научно-технического прогресса связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.

Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения  исключительное  право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты,  эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  3.  Значение финансов для развития научно-технического прогресса в России

3.1. Источники финансирования инновационной деятельности как основы развития научно-технического прогресса в России

 

По видам собственности источники финансирования делятся на:

      государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

      инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и  субъектов Федерации источниками финансирования являются:

      собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

      привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

      заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

      собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

      привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

      заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр. [12, c. 49]

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже (см. рис.1):

Рисунок 1. Система бюджетного финансирования инновационной сферы

 

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже (см. табл. 1):

 

 

 

Таблица 1

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности

Форма

Возможные инвесторы

Получатели заемных средств

Преимущества использования формы

Сложности использования формы в условиях нашей страны

Дефицитное финансирование

Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ

Правительство Российской Федерации

Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций

Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

Акционерное (корпоративное) финансирование

Коммерческие банки. Институциональные инвесторы

Корпорации. Предприятия

Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия)

Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

Проектное финансирование

Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы

Инвестиционный проект. Инновационный проект

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

 

Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

 

3.2.           Динамика финансирования инновационной деятельности в России

 

В рамках комплексного анализа динамики финансирования инновационной деятельности за период 2008-2009 гг. сопоставлены тенденции и приоритетность вложения средств в инновационные проекты в различных отраслях (табл. 2).

Таблица 2

Инновационная активность предприятий по отраслям

 

Доля холдингов осуществляющих инновационные мероприятия (в%)

В целом по выборке

I полугодие 2008 г.

I полугодие 2009 г.

Химическая и нефтехимическая промышленность

46

47

Машиностроение и металлообработка

63

67

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

56

58

Промышленность строительных материалов

14

23

Легкая промышленность

22

27

Пищевая промышленность

18

19

В целом по выборке

25

30

Информация о работе Влияние финансов на НТП