Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния финансов на НТП. Для этого необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть экономическое содержание научно-технического прогресса;
- изучить понятие и формы экономического стимулирования научно-технического процесса;
- определить особенности финансирования и кредитования научно-технического прогресса;
- проанализировать значение финансов для развития научно-технического прогресса в России.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание научно-технического прогресса 5
1.1. Понятие и история развития научно-технического прогресса 5
1.2. Приоритетные направления и экономическая эффективность научно-технического прогресса 8
Глава 2. Роль финансов в развитии научно-технического прогресса 13
2.1. Понятие и формы экономического стимулирования научно-технического процесса 13
2.2. Особенности финансирования научно-технического прогресса 15
2.3 Особенности кредитования научно-технического прогресса 18
Глава 3. Значение финансов для развития научно-технического прогресса в России 21
3.1. Источники финансирования инновационной деятельности как основы развития научно-технического прогресса в России 21
3.2. Динамика финансирования инновационной деятельности в России 23
Заключение 28
Список литературы
Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями самостоятельно, после одобрения сметы расходов их советом и профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТ финансируется 1) техническое перевооружение, реконструкция и расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов 2) проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий, оборудования и т.д.; 3) подготовка производства и освоение новой продукции, компенсация повышенных затрат в период освоения 4) приобретение научно-технической продукции, погашение кредитов на научно-технический прогресс и уплата процентов по ним; 5) создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д. Государственные предприятия имеют право передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства, а также использовать их в порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д.
В условиях самофинансирования многие предприятия используют ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ, связанных с ломкой сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу. [15, c. 29]
Если 1 руб. затрат на научно-технический прогресс обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп. Поэтому финансирование программ научно-технического прогресса требует налоговых льгот, ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации оборудования, страхования риска, скидок с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.
2.3. Особенности кредитования научно-технического прогресса
В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развитие. Банки становятся главными центрами финансирования научно-технического прогресса, выдающими кредиты на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.
Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.
Банковский факторинг – привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их платежных документов и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.
Выделяется два вида кредитов: на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции. Банк проверяет включение предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по договору, источники погашения кредита в намеченные сроки.
В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на отдельные мероприятия научно-технического прогресса банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от НИР и создания опытных образцов до ее серийного производства. Он погашается за счет ФРПНиТ.
При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование. [18, c. 70]
Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия – банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд. Промстройбанк – агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует стратегические направления научно-технического прогресса, в том числе поисковые исследования, развитие наукоемких производств.
Коммерческие банки концентрируют свободные средства предприятий и населения и выдают своим пайщикам кредиты на обновление продукции и производственных фондов, срочную перестройку технологии.
Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач.
Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании научно-технического прогресса связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.
Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.
Глава 3. Значение финансов для развития научно-технического прогресса в России
3.1. Источники финансирования инновационной деятельности как основы развития научно-технического прогресса в России
По видам собственности источники финансирования делятся на:
государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.
Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:
собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
На уровне предприятия источниками финансирования являются:
собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр. [12, c. 49]
В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже (см. рис.1):
Рисунок 1. Система бюджетного финансирования инновационной сферы
Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже (см. табл. 1):
Таблица 1
Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности
Форма | Возможные инвесторы | Получатели заемных средств | Преимущества использования формы | Сложности использования формы в условиях нашей страны |
Дефицитное финансирование | Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ | Правительство Российской Федерации | Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций | Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета |
Акционерное (корпоративное) финансирование | Коммерческие банки. Институциональные инвесторы | Корпорации. Предприятия | Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия) | Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора |
Проектное финансирование | Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы | Инвестиционный проект. Инновационный проект | Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля | Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим |
Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.
3.2. Динамика финансирования инновационной деятельности в России
В рамках комплексного анализа динамики финансирования инновационной деятельности за период 2008-2009 гг. сопоставлены тенденции и приоритетность вложения средств в инновационные проекты в различных отраслях (табл. 2).
Таблица 2
Инновационная активность предприятий по отраслям
| Доля холдингов осуществляющих инновационные мероприятия (в%) | |
В целом по выборке | I полугодие 2008 г. | I полугодие 2009 г. |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 46 | 47 |
Машиностроение и металлообработка | 63 | 67 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 56 | 58 |
Промышленность строительных материалов | 14 | 23 |
Легкая промышленность | 22 | 27 |
Пищевая промышленность | 18 | 19 |
В целом по выборке | 25 | 30 |