Управление собственным капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Управление собственным капиталом предприятия является одной из основных задач финансовых менеджеров компании.
При управлении собственными капиталами предприятия необходимо вести постоянный анализ проделанной работы. На основе анализа собственного капитала определяется уровень эффективности использования собственного капитала компании.
Цель курсовой работы: оценить и проанализировать собственный капитал ОАО «Нижневартовскстройснаб», разработать мероприятия по улучшению управления собственным капиталом.

Оглавление

Введение 3
I. Теоретические основы управления собственным капиталом предприятия 5
1.1. Состав и структура собственного капитала, источники формирования собственного капитала 5
1.2. Методы оценки стоимости отдельных элементов собственного капитала 13
1.3. Стратегии управления собственным капиталом 22
II. Оценка и анализ собственного капитала ОАО «НИЖНЕВАРТОВСКСТРОЙСНАб» 26
2.1. Краткая характеристика предприятия 26
2.2. Анализ структуры и движения собственного капитала предприятия 29
2.3. Формирование собственных финансовых ресурсов и определение их стоимости 39
III. Мероприятия по повышению эффективности управления собственным капиталом 49
Заключение 51
Список литературы 53
приложение 56

Файлы: 1 файл

Управление собственным капиталом.docx

— 237.08 Кб (Скачать)

 

Оборачиваемость собственного капитала выражают коэффициенты оборачиваемости и продолжительности  одного оборота в днях. Показатели представлены в таблице 1.4.

Категория «собственный капитал» тесно связана с понятием «чистые активы» акционерного общества. Чистые активы общества не могут быть ниже величины уставного капитала:

 

,                    (1.32)

 

где Иа – активы баланса;

ЗУ – задолженность учредителей  по взносам в уставный капитал;

ИIV – долгосрочные обязательства;

ИV – краткосрочные обязательства;

Дбп – доходы будущих периодов.

Таблица 1.4

Коэффициенты рентабельности16

Показатель

Формула расчета

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (КОСК)

,                          (1.26)

где КОСК – рентабельность собственного капитала, %;

ВР – выручка (нетто) от реализации товаров (продукции, услуг) в рыночных ценах;

 – средняя  стоимость собственного капитала  за расчетный период

Коэффициент оборачиваемости акционерного капитала (КОАК)

,                             (1.27)

где Рак – рентабельность акционерного капитала, %;

 – средняя  за расчетный период стоимость  акционерного капитала;

Рча – рентабельность чистых активов, %.

Коэффициент оборачиваемости чистых активов (КОЧА)

,                           (1.28)

где Рча – рентабельность чистых активов, %.

- средняя за  расчетный период величина чистых  активов.

Продолжительность одного оборота  собственного капитала (ПОСК)

,                           (1.29)

где ПОСК– продолжительность одного оборота собственного капитала, дни;

Д – число дней в расчетном  периоде.

Продолжительность одного оборота  акционерного капитала (ПОАК)

,                           (1.30)

где  ПОАК– продолжительность одного оборота акционерного капитала, дни.

Продолжительность одного оборота  чистых активов (ПОЧА)

,                           (1.31)

где ПОЧА – продолжительность одного оборота чистых активов, дни.


 

 Приведенные  показатели анализируются за  ряд периодов.

Согласно  методике анализа доходности собственного капитала с использованием эффекта финансового левериджа рентабельность может быть представлена в следующем виде:

,                          (1.33)

 

где РСК – рентабельность собственного капитала;

(1-н) – налоговый корректор;

Ркапитала – рентабельность капитала;

ЭФР – эффект финансового рычага.

 

Здесь доходность собственного капитала выражается через  влияние трех факторов: налоговый  фактор (l – н),  где  н – ставка  налога  на  прибыль,  экономическая  рентабельность (Ркапитала)  как результат инвестиционных  решений и эффект  финансового рычага (ЭФР)  как результат принятия  финансовых решений.

Данная методика отображает возможность влияния  на доходность собственного капитала и на размер чистой  прибыли  через  привлечение  заемного  капитала. 

Эффект  финансового  левериджа (рычага), возникающий за счет разницы между рентабельностью  активов и стоимостью заемных  средств, показывает уровень дополнительно  генерируемой прибыли на собственный  капитал при различной доле использования заемных средств:

 

,                          (1.34)

 

где Ракт – рентабельность активов;

i – проценты за кредит;

ЗК – заемный капитал;

СК – собственный капитал.

 

Приведенная  формула  расчета  эффекта  финансового  левериджа  позволяет  выделить  в  ней  три основные составляющие:

    1. налоговый  корректор  финансового  левериджа (1 – н),  который  показывает,  в  какой  степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;
    2. дифференциал  финансового  левериджа (Ракт – i),  который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит;
    3. коэффициент  финансового  левериджа (ЗК/СК),  который  характеризует  сумму  заемного  капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который вызывает положительный  или   отрицательный  эффект,  получаемый  за  счет  соответствующего  его  дифференциала.  При  положительном  значении  дифференциала  любой  прирост  коэффициента  финансового  левериджа  будет  вызывать  еще  больший  прирост  коэффициента  рентабельности  собственного  капитала,  а  при  отрицательном  значении дифференциала  прирост  коэффициента  финансового  левериджа  будет  приводить  к  еще  большему  темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.

Следовательно,  финансовый  рычаг  становится  главной  причиной  как  повышения  суммы  и  уровня прибыли на собственный  капитал, так и появления финансового  риска потери этой прибыли.

Применение  данных  методик  оценки  эффективности  использования  собственного  капитала, способствует  пониманию причин  тех или иных  изменений его рентабельности  и принятию  более взвешенных решений в процессе управления собственным капиталом организации.

    1. Стратегии управления собственным капиталом

 

В качестве стратегий управления собственным  капиталом можно выделить эмиссионную  и дивидендную политики предприятия.

Эмиссионная политика предприятия включает широкий  спектр организационно-технических, информационных, консультационных и иных процедур, входящих в сферу деятельности финансового  директора.

 Данная  политика реализуется только  в выпуске акций как основного  источника формирования уставного  капитала предприятия на фондовом  рынке.

С позиции  финансового права эмиссия ценных бумаг представляет собой последовательность действий эмитента по выпуску и размещению эмиссионных ценных бумаг. Стандартная  процедура эмиссии включает следующие  этапы:

  1. Принятие эмитентом решения о выпуске акций.
  2. Регистрацию выпуска акций.
  3. Для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов акций.
  4. Размещение акций. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию, размещению не подлежит.
  5. Регистрацию отчета об итогах выпуска акций.

Размещают акции путем:

  • распределения среди учредителей акционерного общества при его образовании;
  • распределения среди акционеров общества;
  • подписки;
  • конвертации.

При учреждении акционерного общества учредителям  оплачивают их акции по цене не ниже номинальной. Оплату дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, осуществляют по цене, устанавливаемой Советом директоров (Наблюдательным советом) общества, но не ниже их номинальной стоимости. Цена размещения дополнительных акций акционерам общества при осуществлении ими преимущественного права их приобретения может быть ниже цены размещения для других лиц, но не более чем на 10%.

Порядок конвертации  в акции эмиссионных ценных бумаг  определяется:

  • уставом общества – в отношении конвертации привилегированных акций;
  • решением о выпуске – в отношении конвертации корпоративных облигаций.

На рисунке 1.2. представлены этапы управления эмиссией акций.

Рисунок 1.2. Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении акционерного капитала

 

Основной  целью эмиссионной политики предприятия  является привлечение с рынка  ценных бумаг дополнительного объема денежных средств в сжатые сроки и с минимальными трансакционными издержками.

Дивидендная политика непосредственно связана  с использованием чистой прибыли  акционерными компаниями. Целью дивидендной  политики является установление баланса  между текущим потреблением прибыли  собственниками и будущим ее ростом.

Дивидендная политика как часть политики управления прибылью заключается в оптимизации  пропорций между потребляемой и  реинвестируемой частями прибыли  в целях максимизации стоимости  акционерной компании и обеспечения  финансовой базы для ее стратегического  развития.

Согласно  Федеральному закону «Об акционерных  обществах» от 07.08.01, установлено, что  дивиденды выплачивают только один раз в год. Их выплачивают из чистой прибыли общества, а по привилегированным  акциям определенных типов – за счет специально предназначенных для  этого фондов.

Выделяют  следующие формы выплаты дивидендов:

  1. Выплата дивидендов наличными деньгами. Это самая простая и распространенная форма дивидендных выплат.
  2. Выплата дивидендов акциями. Данная форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендов. Такая форма представляет интерес для акционеров, которые заинтересовались в росте стоимости акционерного капитала в будущем периоде.
  3. Автоматическое реинвестирование предоставляет акционерам право самостоятельности выбора – получить дивиденды наличными деньгами или вложить их в дополнительные акции.
  4. Выкуп акционерным обществом собственных акций рассматривают как одну их форм реинвестирования дивидендов. В этом случае общество приобретает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически повысить размер чистой прибыли, приходящейся на каждую оставшуюся акцию, и увеличить коэффициент выплаты дивидендов в предстоящем периоде.

Таким образом, дивидендная политика предприятия неразрывно связана  с другими аспектами ее финансово-хозяйственной  деятельности.

    1. Оценка и анализ собственного капитала ОАО «НИЖНЕВАРТОВСКСТРОЙСНАБ»

    1. Краткая характеристика предприятия

 

Полное фирменное  наименование общества: Открытое акционерное  общество «Нижневартовскстройснаб».

Общество  было создано в соответствии с  Гражданским Кодексом РФ и Федеральным  законом «Об акционерных обществах» 06.06.2003г

Учредителем Общества с долей участия 100% являлось ОАО «Нижневартовскстройснап».

В 2005 году акции  ОАО «Нижневартовскстройснаб» приобретен ОАО «СИБУР Холдинг» с долей участия 100%.

ОАО «Нижневартовскстройснаб» зарегистрировано по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа: ул.Кузоваткина, 27, г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский авт.окр., Тюменская обл., РФ, 628606 Тюменская обл., РФ, ,

По состоянию  на 31.12.2010г. Общество является дочерней организацией по отношению к ОАО  «Нижневартовскстройснаб».

На дату регистрации  уставный капитал Общества составлял 10 100 025 000 (Десять миллиардов сто миллионов  двадцать пять тысяч) рублей и полностью  оплачен. Уставный капитал Общества по состоянию на 31.12.2010г. составлял 19 971 468,00 рублей.

Список акционеров на 31.12.2010г. следующий:

Таблица 2.1

Список  акционеров ОАО «Нижневартовскстройснаб»

№ п/п

Наименовании организации акционера

Доля в УК в %

1.

ОАО «СИБУР Холдинг

69,2059

2.

ООО СИБУР-Финанс»

0,000005

3.

ООО «Инфраструктура Тобольск-Полимер»

30,7941

 

Итого

100


Основные  виды хозяйственной деятельности в 2010г.:

  • оказание услуг по агентским договорам и договорам комиссии;
  • оказание услуг по транспортировке продуктов переработки нефтяного газа (сухого газа, широкой фракции легких углеводородов);
  • продажа товаров и материалов оптом;

ОАО «Нижневартовскстройснаб» представляет собой основной и стратегический блок в Западной Сибири, объединяющий в единую технологическую цепочку:

  • четыре дочерних газоперерабатывающих комплекса (ОАО  «Южно-Балыкский ГПК», ОАО «Губкинский ГПК», ООО «Ноябрьский ГПК», ООО «Няганьгазпереработка»);
  • трубопроводные коммуникации, обеспечивающие прием попутного нефтяного газа (ПНГ) от нефтяных компаний и транспорт производимой продукции – газа горючего природного отбензиненного  (СОГ) в магистральные газопроводы «Уренгой – Челябинск»  «Уренгой-Центр» ООО «Газпром трансгаз Сургут» и широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) до наливной эстакады на ЮБ ЛДПС и далее до товарно-сырьевой базы ООО «Тобольск-Нефтехим», а также с Губкинского ГПК и Муравленковского ГПЗ до конденсатопровода «Уренгой – Сургутский ЗСК» ООО Газпром переработка»;
  • базу приема, хранения и налива ШФЛУ в районе г. Пыть-Ях, обеспечивающую ее поставку на предприятия ОАО «Нижневартовскстройснаб» железнодорожным транспортом;
  • прирельсовую базу приема и налива БГСА г. Нягань, с которой осуществляется поставка БГС на предприятия ОАО «Нижневартовскстройснаб» и другим потребителям.

Информация о работе Управление собственным капиталом