Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия на примере ООО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 20:14, дипломная работа

Краткое описание

В современном мире все больше на первый план выдвигается экономическая деятельность человека. Производство, торговля, оказание и потребление услуг – все эти и многие другие виды человеческой деятельности охватываемой экономикой – направлены в основном на извлечение прибыли (выгоды), как отдельных предприятий и их групп, так и общества в целом. В России после перехода от командно-административной модели экономики к рыночной большинство хозяйствующих субъектов получило свободу выбора и действия. Но вместе с этой свободой, как плату за эту самостоятельность, возможность несостоятельности и банкротства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1 Платежеспособность и ликвидность предприятия. Сущность, значение и методы оценки 6
1.1 Платежеспособность: сущность и оценка
6
1.2 Ликвидность: определение, сущность и оценка 9
1.3 Внешние и внутренние факторы, как рисковая составляющая, влияющая на ликвидность и платежеспособность 22
Глава 2 Оценка ликвидности и платежеспособности ООО «» 28
2.1 Общая характеристика ООО «»
28
2.2 Анализ имущества и источников его формирования
ООО «» 33
2.3 Оценка ликвидности и платежеспособности ООО «» 44
Глава 3 Рекомендации по управлению ликвидностью и платежеспо-собностью ООО «» 54
3.1 Направления повышения ликвидности и платежеспособности предприятия 54
3.2
Экономическая оценка предложенных рекомендаций 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список использованной литературы. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Файлы: 2 файла

Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия..doc

— 1.27 Мб (Скачать)

В целях изыскания внутренних резервов оптимизации структуры баланса, и в целях минимизации привлечения дополнительных средств финансирования, предприятию было рекомендовано провести инвентаризацию своих товарно-материальных запасов и прочих видов оборотных средств, выявить залежалые запасы, и сократить их уровень. В таких случаях, в частности для выявления излишних запасов готовой продукции, анализируются их остатки на конец месяца на складе, сверяются даты поступления и выбытия товара (продукции).

 

Таблица 3.1 Структура  готовой продукции ООО «» в 2010 г.

Наименование

Характеристика

Доля в составе готовой продукции

%

Тыс. руб.

Тип А

Изделия из необработанного янтаря.

18

26495,3

Тип Б

Изделия из обработанного янтаря средней степени обработки.

42

61822,3

Тип В

Изделия из обработанного янтаря с  привлечением высоких технологий

9

13247,5

Тип Г

Комбинированные изделия из янтаря и драгоценных металлов (золото, серебро).

22

32383,2

 

Тип Д

Высокохудожественные изделия (ручная работа)

1

1472

Тип Е

Сувенирная продукция

8

11775,7


 

В упрощенной форме номенклатуру готовой продукции ООО «» и реализуемых им товаров можно представить в виде следующей  классификации (Таблица 3.1).

По результатам сверки дат поступления и выбытия было выявлено, что 11 % готовой продукции типа «А» (2914,5 тыс.руб.) и 7% продукции типа «Б» (4327,5 тыс.руб.) на складе является залежалым товаром. Было принято решение о: сокращении производства продукции типа «А» и ликвидации залежалых остатков товара «А» и товара «Б».

ООО «» избавляться от плохо реализуемой части готовой продукции даже при наличии неблагоприятной конъюнктуры ее продажи. В случае если  предприятие и получит от этого убыток, оно, тем не менее, выиграет, поскольку получит денежные средства и сможет погасить с их помощью определенную часть кредиторской задолженности, тем самым, улучшая финансовое состояние организации.

За остатки товара «А» планируется  выручить 85% оценочной  стоимости, что составляет 2477,3 тыс. рублей. По товару типа «Б» планируется получить 90% от оценочной стоимости, т.е. 3894,7 тыс. рублей. На данном этапе произойдет сокращение доли готовой продукции на 7247 тыс. рублей (2914,5+4327,5). Вырученная от реализации сумма денежных средств 6372 тыс. рублей (2477,3+3894,7) должна быть направлена на сокращение кредиторской задолженности. Потери от реализации неликвидов в сумме 875 тыс. руб. отразятся по статье нераспределенной прибыли (убытков).

Дебиторская задолженность. Большой объем дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие-продавец реально получает лишь часть стоимости проданной продукции.  Кроме того, дебиторская задолженность представляет собой обездвиженные собственные оборотные средства, тем самым она напрямую влияет на ликвидность фирмы.

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Стремление к максимально возможному сокращению дебиторской задолженности – один из способов управления ликвидностью для ООО «».

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя такие  мероприятия, как: систематическая проверка платежной дисциплины и деловой репутации дебиторов предприятия и ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности; ведение платежного календаря, отслеживающего динамику платежей, их приоритетность, что позволяет синхронизировать поступления и выплаты. Кроме того, применяются системы скидок за досрочное погашение счетов по договору среди покупателей, равно как и системы штрафов и пеней для партнеров, несоблюдающих платежную дисциплину. Лимит на дебиторскую задолженность, при превышении которого должно прекращаться предоставление услуг дебитору – так же является одним из способов контроля дебиторской задолженностью. Это типовые общеизвестные меры по управлению дебиторской задолженностью.

Особое внимание при  выработке системы кредитных  условий ( условий предоставления скидки) необходимо уделить определению стоимости предоставления кредита, иначе говоря, максимальный размер скидки, которую можно предложить за немедленный расчет, да так что бы скидка была выгодна и кредитору и дебитору.

ПС

=
;

Где ПС - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦС - ценовая скидка при немедленной оплате поставки;

СП - срок предоставления кредита (кредитный период).

Решение о возможности  предоставления кредита принимается  на основе сопоставления реальной потери выручки от инфляции с величиной скидки с цены. Учитывая заявление от 20 апреля 2011 года председателя правительства РФ В.В.Путина перед Государственной Думой РФ, о том, что официальный темп инфляции за 2011 год может составить 6,5-7,5%, я буду отталкиваться от значения 7. на данном этапе дебиторы кредитуются ООО «» на срок в 30 дней. Очевидно, что значение ПС должно быть меньше или равно семи. Таким образом

ЦС

=(7*30)/360=0,58%

Дебитор, имеющий возможность  вложения средств под 12% годовых  за  тот же срок получит 1%. Даже с  учетом инфляции, которая «съест»  за этот месяц 0,58%, выгода дебитора составит 0,42%. Выгода (разница) в 0,16% для стимулирования должника к немедленной оплате – крайне мала. А при наличии альтернативного способа вложения средств с рентабельностью более 12% - выгода от такой скидки ничтожна и может не учитываться.

В таком случае целесообразно рассмотреть возможность использования факторинга. Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании-фактора.

 В результате фирма  получает сумму долга за минусом определенной скидки, как следствие - за счет получения оборотных средств и ускорения их оборачиваемости, продавец имеет возможность повысить свой объем продаж, а значит, и заработать дополнительную прибыль.

Использование факторинга при расчетах приводит к увеличению ликвидности дебиторской задолженности, поскольку денежные средства поступают непосредственно после отгрузки товаров (оказания услуг) с отсрочкой платежа. При этом по мере роста продаж финансирование предоставляется продавцу во всё большем объеме.

Основными значимыми преимуществами факторинга в сравнении с кредитованием и банковским овердрафтом можно назвать отсутствие залога, снижение риска (в частности ликвидности), и то, что должниками банка становятся его дебиторы, а не предприятие-поставщик (гл. 43 ГК РФ); кроме того дополнительно возможно управление фактором дебиторской задолженностью.

За последние два  года цены на факторинговое обслуживание сократились с 20-22% до 13-16%, в то время как объем финансирования вырос до 90%. В Калининграде и калининградской области существует несколько компаний, предоставляющих услуги факторинга - Национальная Факторинговая Компания, Промсвязьбанк (Калининградский филиал), Альфа-Банк, ООО «Вест Факторинг Калининград» и другие.

Для ООО «Русский Янтарь» существует возможность привлечения средств компании-фактора в 90%-ном объеме от суммы поставки в кредит, под 13% годовых, при лимите 40000 тысяч рублей. Единовременное вознаграждение фактора – 2.5% от суммы финансирования. При этом финансирование происходит в день поставки.

Факторинг, при условии максимально эффективного использования,  позволит сократить размер дебиторской задолженности:

 51203-40000=11203 тысячи рублей.

Стоимость факторинга:

((13/365*30)+2,5)*40000/100=1427,4 тысячи рублей.

Даже при сохранении прежних объемов реализации, сокращение размера дебиторской задолженности до 11203 тыс. рублей, позволит увеличить коэффициент оборачиваемости более чем в 4 раза с 10,7 до 48,14. Соответственно период оборота сократится с 34 до 7 дней. Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении средств из оборота и проявляется в увеличении суммы выручки и суммы прибыли. Эффект рассчитывается как произведение однодневного оборота по реализации и изменения периода оборачиваемости.

Э=(Выр/Д)*ΔП

Выр – выручка от реализации;

Д –дни периода;

П - период оборачиваемости.

Э=(539409/365)*(7-34)=39901 тысяча рублей

Выгодность использования факторинга очевидна. Наиболее разумным решением в отношении привлеченных средств фактора в целях достижения оптимального состояния платежеспособности предприятия считаю их аккумуляцию в виде краткосрочных финансовых вложений.

Рекомендуемая мера улучшения финансового состояния предприятия, не влияющая напрямую на расчет коэффициентов ликвидности, но, безусловно, повышающая общее состояние платежеспособности,- увеличение срока погашения кредиторской задолженности. В результате переговоров с контрагентами-поставщиками высока вероятность их согласия на пролонгацию срока с 60 дней, применяемого на данном этапе, до 90 дней. При условии своевременного и точного исполнения своих обязательств в полном объеме, а при воплощении в жизнь рекомендуемых мер это вполне достижимо, такое изменение не является критическим для кредиторов (ранее применялись и более лояльные сроки исполнения обязательств до 120 дней). Для ООО «», это дает дополнительное время для использования средств кредиторов (в сущности, безвозмездный кредит) и  сокращает финансовый цикл предприятия, что так же является положительным моментом в динамике показателей эффективности использования средств.

    1.  Экономическая оценка предложенных рекомендаций

В соответствии с рекомендованными мероприятиями по повышению платежеспособности и ликвидности организации, на условии  допущения, что уровень реализации и выручка останутся на прежнем уровне в балансе  ООО «» произойдут следующие изменения - таблица 3.2.

 В результате проведенных мероприятий ожидаемое сокращение валюты баланса составит 7247 тысячи рублей (или 2,59% к предыдущему периоду).

Это изменение носит  временный характер. В дальнейшей перспективе планируется открытие двух новых магазинов ООО «», привлечение новых партнеров за счет смягчения политики предоставления товаров в кредит (благодаря применению факторинга). Что предполагает увеличение объема реализации, валовой прибыли и производства. В сочетании с достигнутым уровнем платежеспособности, при условии дальнейшего его сохранения и улучшения, это позволит выйти ООО «» на новый уровень развития.

 

Таблица 3.2  Прогнозный баланс ООО «»

 на конец 2011 года

Показатели

 

 

Стр.

2010

2011

Изменения

Тыс. руб.

тыс.

рублей

 

тыс.

рублей

I.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

190

6404

6404

0

Из них:                                       н.м.а

110

49

49

0

основные средства

120

6352

6279

0

незавершенное строительство

130

0

0

0

доходные вложения

135

3

3

0

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

290

272889

265642

0

Запасы и затраты:

210

166189

158942

0

сырье, материалы и др.

211

3550

3550

0

готовая продукция

214

147196

139949

-7247

товары отгруженные

215

15132

15132

0

расходы будущих периодов

216

311

311

0

Н.Д.С.

220

16293

16293

0

Дебиторская задолженность

240

51203

11203

-40000

Краткосрочные фин. вложения

250

20019

65400

40000+5381

Денежные средства

260

17917

12536

-5381

Прочие оборотные активы

270

1268

1268

0

БАЛАНС

300

279293

272046

-27247

 

III. КАПИТАЛ  И РЕЗЕРВЫ

490

32002

    31127

0

Уставный фонд

410

10

10

0

Добавочный капитал

420

8

8

0

Нераспределенная прибыль (убыток)

470

31984

31109

-875

IV.ДОЛГОСРОЧН.  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

590

68230

133230

+65000

V.КРАТКОСРОЧН. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

690

179061

107689

- 71372

Краткосрочные кредиты и займы

610

69072

4072

-65000

Кредиторская задолженность

620

109954

103582

-6372

Прочие кредиторы

625

35

35

0

БАЛАНС

700

279293

272046

-7247

раздаточный материал к диплому.doc

— 318.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия на примере ООО