Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:48, реферат
В рыночных условиях залогом стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Финансовый механизм предприятия……………………………………..3
2. Принципы организации финансов предприятия…………………………5
3. Цели и задачи управления финансами организации…………………….8
4. Организация управления финансами на предприятии (финансовые службы предприятий)…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемых источников……………………………………..
Вторая цель финансового менеджмента дополняет и уточняет приоритетную цель. Ее суть состоит в организации на предприятии эффективного делового партнерства с клиентами и кредиторами, с хозяйствующими субъектами, которые способствуют развитию бизнеса данного предприятия. Механизм обеспечения эффективности делового партнерства обусловлен обязательственными отношениями сторон — это контроль за срочностью и полнотой возврата заинтересованных ценностей, построение эффективной схемы обслуживания основной суммы долга, залога, выдаваемых гарантий, аренды, товарного кредитования, банковских услуг.
Третья цель профессионального финансового менеджмента может быть сформулирована как обеспечение социальной ответственности бизнеса.
Устойчивость деловой
Цели финансового менеджмента в процессе развития экономики страны меняются. Так, в условиях нестабильности налогового законодательства и значительного налогового обременения важными являются задачи налогового менеджмента — выбор учетной политики для целей налогообложения, оптимизация налоговых издержек, налоговое планирование, использование предоставленных законодателем льгот и вычетов.
Таким образом, финансовый менеджмент имеет целью создания необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность предприятия. Именно с этой целью осуществляется управление активами и источниками финансирования, финансовыми результатами продаж и учетом уровня рисков, планирования динамики активов и пассивов. Основа для принятия управленческих решений — глубокий финансовый анализ их оценка качества фактического финансового состояния предприятия.
Финансовая работа на предприятии
— это часть его управленческой
функции, это специфическая
Сама же организация управления
финансами на конкретных предприятиях
зависит от ряда факторов: форм собственности,
организационно-правового
Финансовый директор (главный финансовый менеджер):
1) управление стоимостью и структурой капитала;
2) привлечение денежных средств с финансового рынка;
3) планирование и регулирование денежных потоков;
4) управление кредитными ресурсами;
5) управление валютными операциями;
6) страхование имущества;
7) пенсионные программы;
8) дивидендная и инвестиционная политика;
9) управление финансовыми рисками;
10) управление денежной наличностью и счетами дебиторов;
11) прочие финансовые операции.
1) участие в разработке оперативных бюджетов (смет);
2) организация бухгалтерского учета;
3) участие в разработке и внедрении бухгалтерского учета;
4) подготовка финансовых отчетов;
5) налоговое планирование и контроль;
6) разработка трансфертных и иных цен;
7) кредитный контроль;
8) выплата заработной платы;
9) внутренний аудит;
10) информационные системы для внутренних и внешних пользователей и др.
При этом в функции главного бухгалтера входят постановка и функционирование систем бухгалтерского, управленческого и налогового учета; ответственность за ведение своевременной и объективной системы внутренней и внешней отчетности и обеспечение соблюдения норм бухгалтерского и налогового законодательства; организация внутреннего аудита; участие в разработке оперативных бюджетов; ответственность за компьютеризацию системы учета и за наем и обучение квалифицированных бухгалтеров и др.
Основные функции финансового
менеджера реализуются в
• финансовый анализ и планирование (прогнозирование) — формулирование общей финансовой стратегии; составление стратегических и тактических финансовых планов; участие в подготовке бизнес-планов; формирование инвестиционной, ценовой, кредитной, дивидендной и прочей политики; финансовый анализ для облегчения принятия управленческих решений, финансовый контроль;
• управление источниками
финансирования — формирование внутренних
и внешних, краткосрочных и долгосрочных
источников финансирования организации;
анализ условий их формирования, определение
цены; оценка целесообразности привлечения
заемных и использования
• управление инвестиционной
деятельностью — поиск
• управление текущей деятельностью
(оборотным капиталом и
• организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами по поводу наличных и безналичных расчетов, получения наличных денежных средств, кредитов, покупки-продажи ценных бумаг, уплаты неустоек, начисления пеней и т, п.
Здесь необходимо отметить,
что чаще всего на российских предприятиях
обязанности финансового
• концептуальные способности (чувство связи между фирмой и предпринимательской средой);
• умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для организации (предприятия);
• умение прогнозировать спрос на финансовом рынке.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.
Что же касается самой финансовой службы организации, то в зависимости от объема и сложности решаемых задач она может быть представлена финансовым управлением (департаментом) — на крупных предприятиях, финансовым отделом — на средних предприятиях л ибо только финансовым директором (менеджером) или главным бухгалтером, которые занимаются не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях.
Главная цель финансового
подразделения предприятия
Перед финансовым директором
среднего бизнеса стоят задачи: планирование
и оптимизация денежных потоков,
управление затратами, привлечение
дополнительных средств. Служба бухгалтера
тоже входит в финансовый блок компании,
но лишь как учетная единица, которая
собирает всю финансовую информацию
со всех подразделений и составляет
сводную финансовую отчетность компаний
для налоговых органов и
Попутно заметим, что раньше, 5-7 лет назад, популярно было повышать главного бухгалтера до финансового директора, вменять ему функции казначея и требовать правильного бюджетирования деятельности. Под него формировали и планово-экономический отдел. Но такая структура не может быть эффективной. Основная причина — главный бухгалтер не может в одно мгновение поменять свое восприятие деятельности компании с учета «прошлого» На планирование «будущего».
Между тем чем крупнее бизнес, тем актуальнее обеспечение прозрачности и управляемости его многочисленными подразделениями. Для крупного бизнеса одной из первостепенных задач становится оперативное получение информации по текущему Состоянию, результатам деятельности отдельных подразделений и консолидированным данным по компании в целом. Поэтому на крупных предприятиях структура финансовой Службы более сложная, и в наиболее общем виде в ней выделяются три направления: планово-аналитическое, учетно-контрольное и оперативно-управленческое.
Первое направление отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе — осуществляет учет, финансовый контроль и обеспечение финансовой информацией различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия; третье — предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков.
Для работы в финансовой
службе крупной организации
В крупных организациях структура финансовой службы может быть представлена финансовым департаментом со следующими структурными подразделениями: отделом финансового контроллинга, бухгалтерией, отделом корпоративных финансов (рис. 1.6).
Кроме того, в крупном бизнесе финансовый департамент может быть дополнен отделами МСФО (международных стандартов финансовой отчетности), казначейства, налогового планирования, финансового анализа и контроля, внутреннего аудита и отделом управления рисками.
Между тем при такой организации финансовой службы каждый отдел выполняет определенные функции, а общее руководство финансами осуществляет ключевая фигура финансового департамента — финансовый директор, который определяет политику и общее направление развития организации в области финансов; обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность организации; разрабатывает принципы, методологию и формы управления финансами организации; обеспечивает общее руководство финансовым планированием; определяет целевую структуру консолидированного баланса компании; является представителем компании во взаимодействии с финансово-кредитными организациями; формирует и контролирует реализацию кредитной политики компании; занимается подготовкой аналитических отчетов руководству компании для принятия стратегических решений в области финансов и др.
Отдел финансового контроллинга осуществляет планирование и прогнозирование финансовой деятельности организации на предстоящий период; анализирует затраты, составляет отчеты о выполнении планов финансовой деятельности организации; осуществляет налоговое планирование; занимается анализом и оценкой финансового состояния и рисков организации; выявляет резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и разрабатывает мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия. В его задачи может входить также прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов, сбор и систематизация информации о финансовых рынках (ставки по кредитам, процент инфляции) и др.
Экономисты подразделения, кроме всего прочего, осуществляют анализ и отбор инвестиционных предложений, проводят анализ эффективности инвестиционных проектов, организуют разработку инвестиционных и инновационных проектов и др.