Финансовый леверидж и его роль в управлении финансами коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение эффективности операционного и финансового рычагов, определить понятие порога рентабельности.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его эффективность;

Файлы: 1 файл

курсовая фин.docx

— 885.09 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений, любое коммерческое предприятие, планирует свою деятельность, таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому  одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием  прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Наиболее  действенным фактором, влияющим на результативность предприятия, является – леверидж (в переводе с англ. – рычаг). 
Производственный леверидж – количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными затратами и вариабельностью показателей прибыли до вычета процентов и налогов.

Финансовый леверидж – количественно характеризуется соотношением между заемным и собственным капиталом.

Целью данной работы является определение  эффективности операционного и  финансового рычагов, определить понятие  порога рентабельности.

Основываясь на цели работы, были установлены следующие  задачи:

- выявить  определение финансового рычага  и показать возможности расчета  его эффективности;

- установить  определение операционного рычага  и показать возможности расчета  его эффективность;

- установить  определение порога рентабельности.

Актуальность  данной работы заключается в важности понятий операционного и финансового  рычагов для любого коммерческого  субъекта. 

Данная  тема будет раскрыта на примере сельскохозяйственного  производственного кооператива  «Дружба», которое находится в  Кезском районе Удмуртской Республики.

 

ГЛАВА 1. РИСК И ЛЕВЕРИДЖ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

    1. Категории риска и левериджа, их взаимосвязь.

Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing». В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе в английском рычагом является «lever», но никак не «1еverege»[8].

В экономике, а точнее в менеджменте под  словом леверидж понимают процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли [9].

Основным  результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая  зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно  представить как разницу между  выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера  и финансового характера. Они  не взаимозаменяемы, однако величиной  и долей каждого из этих типов  расходов можно управлять. Такое  представление факторной структуры  прибыли является исключительно  важным в условиях рыночной экономики  и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся  по предлагаемым ими процентным ставкам. 

C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

Первый  момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных  средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости  продукции являются переменные и  постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:

- финансовый

- производственный (операционный)

- производственно-финансовый

Всякое  предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового  характера. Эти факторы формируют  расходы предприятия. Расходы производственного  и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной  и структурой затрат производственного  и финансового характера можно  управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала [4].

 

    1. Финансовый леверидж и его роль в финансовом менеджменте.

Финансовый  леверидж возникает в том случае, если компания привлекает заемный капитал. Причина такого шага очевидна -  компания имеет хорошие, по мнению ее собственников, возможности для реализации некоторого проекта, но не обладает в достаточном размере собственными источниками финансирования. Прибыль, как наиболее доступный из источников собственных средств, ограничена, в то время, как заемные средства – в принципе, нет.

Вместе  с тем привлечение заемного капитала для усиления экономического потенциала предприятия не является какой-то легкой процедурой: требуется надлежащее обоснование, да и собственно процесс иммобилизации  средств может сопровождаться ограничениями  правового и экономического характера.

Дело, в частности, в том, что подавляющая  часть источников средств платная, причем стоимость источника – это сумма средств, которую нужно уплатить за возможность использования некоторого объема ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, зависит от общей финансовой структуры, т.е. структуры источников средств. Посколку все источники имеют собственную стоимость, каждой компании свойственна такая характеристика, как средневзвешенная стоимость капитала (WACC), существенная для определения рыночной стоимости компании и способности ее к долгосрочному устойчивому генерированию прибыли. При прочих равных условиях, чем ниже значение WACC, тем лучше финансовое положение компании с позиции долгосрочной перспективы.

Привлечение заемных средств меняет структуру  источников, повышает финансовую зависимость  компании, увеличивает ассоциируемый  с нею финансовый риск, приводит к росту WACC. Именно этим объясняется существенность такой характеристики, как финансовый леверидж.

Сущность, значимость и эффект финансового левериджа можно выразить следующими тезисами:

а) высокая  доля заемного капитала в общей сумме  источников финансирования характеризуется  как высокий уровень финансового  левериджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска;

б) финансовый леверидж свидетельствует о наличии и степени финансовой зависимости компании от лидеров;

в) привлечение  долгосрочных кредитов и займов сопровождается ростом финансового левериджа и соответственно финансового риска;

г) суть финансового риска заключается  в том, что регулярные платежи (например, проценты, являются обязательными, поэтому  в случае недостаточности источника, а в качетсве такового выступает прибыль до вычета процентов и налогов, может возникнуть необходимость ликвидации части активов;

д) для компании с высоким уровнем финансового левериджа даже малое изменение прибыли до вычета процентов и налогов в силу известных ограничений на ее использование (прежде всего удовлетворяются требования лидеров, т.е. сторонних поставщиков финансовых ресурсов, и лишь затем – собственников предприятия) может привести к существенному изменению чистой прибыли.

Теоретически  финансовый леверидж может быть равен нулю – это означает, что компания финансирпует свою деятельность лишь за счет собственных средств, т.е. капитала, предоставленного собственниками, и генерируемой прибыли: такую компанию называют финансово независимой. В том случае, если имеет место привлечение заемного капитала (облигационный заем, долгосрочный кредит), компания рассматривается как финансово зависимая.

Известны  две основные меры финансового левериджа:

- соотношение  заемного и собственного капитала;

- отношение  темпа изменения чистой прибыли  к темпу изменения валовой  прибыли.

Первый  показатель весьма нагляден, легко  рассчитывается и интерпретируется, второй применяется для количественной оценки последствий при  развитии финансово-хозяйственной ситуации (объем производства, сбыт продукции, вынужденное или целевое изменение  ценовой политики и т.п.) в условиях выбранной структуры капитала, т.е. выбранного уровня финансового левериджа. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

    1. Организационно-правовая характеристика коммерческой организации.

В данной курсовой работе, как  было указано выше, рассматривается  сельскохозяйственный производственный кооператив «Дружба». Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Копия устава кооператива, а  также зарегистрированные в установленном  порядке внесенные в него изменения  выдаются каждому члену кооператива  или каждому его ассоциированному члену либо должны быть доступны для  ознакомления. Правление кооператива  по требованию члена кооператива  или ассоциированного члена кооператива  обязано выдать им копию устава кооператива  с внесенными в него изменениями  за плату, не превышающую расходов на изготовление этой копии.

Члену кооператива выдается членская книжка, в которой указываются:

 - фамилия, имя, отчество (для граждан), наименование (для юридических лиц) члена кооператива;

- основание вступления  в кооператив и дата вступления  в него;

- размер обязательного  паевого взноса и дата его  внесения;

- размер дополнительного  паевого взноса и дата его  внесения;

- размер приращенного  пая, даты его начисления и  погашения;

- размер возвращенных  паевых взносов и даты их  выплат;

- помимо предусмотренных  пунктом 6 настоящей статьи сведений  кооператив вправе указывать  в членской книжке дополнительные  сведения.

Членство в кооперативе  прекращается в случае:

1) выхода члена кооператива  из кооператива на основании  заявления о выходе из него  по истечении срока, установленного уставом кооператива, или, если уставом кооператива срок рассмотрения такого заявления не установлен, по истечении двух недель с даты поступления в правление кооператива такого заявления;

2) смерти гражданина, являющегося  членом кооператива, - с даты его смерти;

3) передачи пая членом  производственного кооператива  другому члену данного кооператива  - с даты решения общего собрания членов кооператива о такой передаче;

4) передачи пая членом  потребительского кооператива другому  члену данного кооператива или  другому лицу - с даты решения правления кооператива о такой передаче;

5) исключения из членов  кооператива - с момента получения  уведомления в письменной форме  об исключении из членов кооператива.

Член производственного  кооператива с согласия кооператива  вправе передать свой пай или его  часть другому члену кооператива  и выйти из кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Не допускается передача пая или  его части лицу, не являющемуся  членом производственного кооператива.

Кооператив не ранее чем  через два месяца и не позднее  чем через четыре месяца после  окончания финансового года обязан проводить годовое общее собрание членов кооператива.

Общие собрания членов кооператива, проводимые помимо годового общего собрания членов кооператива, являются внеочередными.

Формирование повестки дня годового общего собрания членов кооператива осуществляется с учетом статьи 22 настоящего Федерального закона правлением кооператива, а в случае приостановления полномочий правления кооператива - наблюдательным советом кооператива.

Информация о работе Финансовый леверидж и его роль в управлении финансами коммерческой организации