Территориальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является попытка выявления и обоснования роли территориальных финансов в финансовой системе РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность и роль территориальных финансов;
2) определить назначение и состав территориального бюджета;
3) попытаться проанализировать динамику доходов и расходов территориального бюджета за несколько последних лет;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ…………………….…4
1.1. Сущность и назначение территориальных финансов……………4
1.2. Состав территориальных финансовых ресурсов…………………7
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ - ГЛАВНАЯ ФИНАНСОВАЯ БАЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ……………………….10
2.1.Экономическая сущность, назначение и состав территориальных
бюджетов………………………………………………...................10
2.2.Анализ доходов и расходов бюджета г.Москвы за 2009–2011 гг..25
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНАСЫ.docx

— 90.27 Кб (Скачать)

         1) местные налоги и сборы:

              •  земельный налог;

              •  налог на имущество физических  лиц;

              •  налог на рекламу;

              •  налог на наследство или  дарение;

              •  местные лицензионные сборы.

         В свою очередь земельный налог  включает:

                 земельный налог и арендную  плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодия в составе лесного фонда;

                 земельный налог и арендную  плату за земли несельскохозяйственного назначения;

                 доходы от централизации средств  земельного налога и арендной  платы за земли сельскохозяйственного  назначения, земли городов и других населенных пунктов;

                возмещение потерь сельскохозяйственного  производства, связанных с изъятием  сельхозугодий;

         2)доходы от приватизации (собственности,  принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

            •  доходы от приватизации  объектов государственной и муниципальной собственности;

            •  доходы от продажи земли;

            •  доходы от продажи квартир  гражданам;

         3) средства обязательного медицинского  страхования, средства внебюджетных  и отраслевых фондов.

         Местные органы власти заинтересованы  в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

         Постоянно увеличивающиеся расходы  местных бюджетов при недостаточном  росте объема собственных доходов  вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

         В число главных регулирующих  доходов местных бюджетов входят  отчисления от:

         •  налога на добавленную  стоимость;

         •  акцизов;

         •  налога на прибыль (доход)  предприятий;

         •  подоходного налога с  физических лиц.

         Нормативы отчислений регулирующих  доходов утверждаются вышестоящими  территориальными органами власти  в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

         По объему и экономическому  значению ведущее положение в  доходах местных бюджетов занимают  отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

         Рост местных бюджетов непосредственно  связан с процессом урбанизации,  а следовательно, расширением  социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

         Рост городских поселений, увеличение  числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

         В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ исключительно из  местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды  расходов:

         содержание органов местного  самоуправления;

         формирование муниципальной собственности  и управление ею;

         организация, содержание и развитие  учреждений образования, здравоохранения,  культуры, физической культуры и  спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

         содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

         организация, содержание и развитие  муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

         муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного  значения;

         благоустройство и озеленение  территорий муниципальных образований;

         организация утилизации и переработки  бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

         содержание мест захоронения,  находящихся в ведении муниципальных органов;

         организация транспортного обслуживания  населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

         обеспечение противопожарной безопасности;

         охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных образований;

         реализация целевых программ, принимаемых  органами местного самоуправления;

         обслуживание и погашение муниципального  долга;

         целевое дотирование населения;

         содержание муниципальных архивов;

         проведение муниципальных выборов  и местных референдумов.

         Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство, составляющих примерно 1/3 всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (при этом на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55, на социальную политику — 49, на культуру и искусство-45%.

         Роль местных бюджетов в финансировании  отраслей народного хозяйства  скромнее. Тем не менее в общебюджетных  расходах на промышленность, энергетику  и строительство средства местных  бюджетов составляют 8%, сельского  хозяйства и рыболовства —  19, транспорта, дорожного хозяйства,  связи — 40%.

         Структура расходов отдельных  видов местных бюджетов не  одинакова и зависит от объема  хозяйства и подведомственности  его территориальным органам  различного уровня. Так, городским  и районным органам власти  подчинена подавляющая часть  предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

         В настоящее время одним из  главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

         Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов местных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

         В расходах местных бюджетов  на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.5

         Развитие урбанизации проявляется  в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д. 

    2.2. Анализ доходов и расходов бюджета г. Москвы за 2009–2011 гг.

         Доходы бюджета – денежные  средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке, в  соответствии с действующим в  стране бюджетным и налоговым  законодательством, в распоряжение  органов государственной власти  и местного самоуправления

         Виды доходов:  налоговые доходы,  неналоговые доходы, безвозмездные  перечисления.

         Расходы бюджета – денежные  средства, направляемые на финансовое  обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

    По  словам руководителя  департамента финансов г. Москвы Юрия Коростелева, доходы Московского бюджета за три года - с 2009 по 2011 – увеличились более, чем на 60%, а в 2011 году составили около 2 триллионов рублей.6

    Доходы  бюджета в процентах по годам  выросли на 19% в 2009 году, 17% - в 2010 году, 16% - в 2011 году. Согласно проекту закона, доходы столицы в ближайшие три года составили около 5 триллионов рублей. В 2009 году доходы в размере 1,389 триллиона рублей, в 2010 - 1,664 триллиона рублей, в 2011 - 1,952 триллиона рублей.

      

    Рис.1Доходы бюджета г. Москвы за 2009-2011 г.г. 

    Таким образом, как видно на рис. 1, доходы бюджета г. Москвы по итогам 2011 г. достигли максимальных значений за последние три года. Подобный рост доходов можно объяснить благоприятной обстановкой, а также увеличением налога на прибыль и безвозмездных поступлений. В итоге наблюдается значительный рост доходов бюджета г. Москвы практически по всем доходным статьям.

    По  словам руководителя департамента, в  основном доходная часть бюджета  формируется за счет налоговых поступлений, в частности, за счет налога на прибыль, подоходного налога с физических и юридических лиц. С ростом доходов в ближайшие три года выросли и расходы столичного бюджета, а также дефицит.

    Расходы бюджета Москвы в ближайшие три  года также увеличились почти на 60%. Значительные расходы связаны с социальной сферой, куда только в 2009 году, по сравнению с 2008, направлено на 34% средств больше. Так, на социальную сферу в 2009 году выделили около 1,8 триллиона рублей.

    Можно добавить, что дефицит бюджета в 2009 году, по сравнению с 2008, увеличился на 9%, в 2010 - на 4%, в 2011 - на 7%. Согласно проекту закона, расходы бюджета Москвы в 2009 году в размере 1,522 триллиона рублей, в 2010 - 1,731 триллиона рублей, в 2011 - 2,032 триллиона рублей. 7 

                                    

             

    Рис. 2 Расходы бюджета г. Москвы за 2009-2011 г.г.

                     

    В целом по бюджету достаточно много  положительных тенденций, таких  как увеличение доходов, уверенного увеличения расходов по социально-важным статьям. Но тем не менее слишком  мала доля расходов на образование, здравоохранение, промышленность. Рост расходов по этим статьям реально отстает от нужд экономики. Недофинансирование социальной сферы никогда не позволит преодолеть проблему бедности и выйти по показателям  на пороговое значение экономической  безопасности.  

Информация о работе Территориальные финансы