Основным
источником ее финансирования стали
бюджетные ассигнования, средства субъектов
хозяйствования (предприятия, организации),
кредитные ресурсы, средства домашних
хозяйств.
Основной составной частью территориальных
финансов являются территориальные
бюджеты. В современных условиях территориальные
органы власти все в большей степени призваны
обеспечить комплексное развитие регионов,
пропорциональное развитие производственной
и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно усиливается
их координационная функция в экономическом
и социальном развитии территорий. Указанные
факторы вызывают необходимость дальнейшего
расширения и укрепления финансовой базы
территориальных органов власти, решения
ряда проблем, связанных с совершенствованием
методов формирования и использования
финансовых ресурсов территорий.
По экономическому содержанию
и социальному назначению к
территориальным финансам можно
отнести и средства субъектов
хозяйствования. Во-первых, это средства
муниципальных предприятий и учреждений,
находящихся в собственности территориальных
органов власти, поэтому и результаты
их финансовой деятельности являются
собственностью территориальных органов.
Во-вторых, это финансовые ресурсы предприятий,
фирм, организаций, используемые ими для
финансирования социально-культурных
и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты
хозяйствования для социальной поддержки
своих работников строят и приобретают
жилые дома, квартиры, детские дошкольные
учреждения, медицинские учреждения и
объект для отдыха. В нашей стране, особенно
в новых городах, возникших на базе строящихся
предприятий, нередко значительная часть
социальной инфраструктуры находится
в ведомственном подчинении. Поэтому иногда
в общем объеме территориальных финансов
превалируют средства предприятий, направляемые
на социальное развитие, т.е. в конечном
итоге это средства, направляемые на удовлетворение
потребностей населения конкретной территории.
Компонентом территориальных финансов
являются территориальные внебюджетные
фонды. Источниками формирования таких
фондов служат добровольные взносы предприятий
и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные
фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Другой компонент территориальных
финансов — региональный и
муниципальный кредит, т.е. средства,
полученные или предоставляемые
субъектами Российской Федерации и муниципальными
образованиями юридическим и физическим
лицам.
Наконец, составной частью территориальных
финансов являются финансовые ресурсы,
создаваемые в результате деятельности
населения в рамках домашнего хозяйства.
В целом состав территориальных финансов
может быть представлен на рис. 1.
Рис.
1. Состав территориальных финансов.
Таким
образом, территориальные финансы
включают два блока: централизованные
финансы (бюджетные средства) и децентрализованные
финансы (средства предприятий, средства
домашних хозяйств, средства территориальных
внебюджетных фондов, территориальные
кредитные ресурсы).
ГЛАВА
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ -
ГЛАВНАЯ ФИНАНСОВАЯ
БАЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ВЛАСТИ
2.1.
Экономическая сущность,
назначение и состав
территориальных бюджетов.
Для выполнения возложенных на
территориальные органы власти (ТОВ)
функций они наделялись соответствующими
правами, имущественной базой, материальными
и финансовыми ресурсами.
Наличие у каждого из ТОВ бюджета
укрепляет их экономическую самостоятельность,
активизирует хозяйственную деятельность,
позволяет им развивать инфраструктуру
на подведомственной территории, расширять
ее экономический потенциал, выявлять
и использовать резервы финансовых ресурсов.
В конечном итоге все это расширяет возможности
ТОВ в наиболее полном и всестороннем
удовлетворении нужд населения.
Таким образом, территориальные
бюджеты можно охарактеризовать как совокупность
экономических отношений, способствующих
территориальному перераспределению
национального дохода страны, обеспечивающих
создание финансовой базы ТОВ. Это планы
финансовых ресурсов, мобилизуемых и направляемых
на финансирование социально-бытовой
инфраструктуры и других мероприятий,
предусмотренных планами экономического
и социального развития административно-территориальных
единиц, на всестороннее развитие всех
членов общества.
Территориальные бюджеты, являясь
органической частью консолидированного
бюджета страны, связаны с движением и
распределением той части создаваемого
в материальном производстве национального
дохода, которая выражена в денежной форме,
направляется по каналам этих бюджетов
в основном на удовлетворение многообразных
социально-культурных и коммунально-бытовых
потребностей человека — главной производительной
силы, т.е. в известной мере на расширенное
воспроизводство рабочей силы.
Национальное хозяйство требует
выделения ресурсов на воспроизводство
рабочей силы, но финансирование его, в
том числе посредством территориальных
бюджетов, находится в тесной связи с развитием
всего процесса воспроизводства. Все это
предопределяет место и роль территориальных
бюджетов в процессе производства, в создании
и перераспределении национального дохода
страны.
К территориальным бюджетам как
части консолидированного бюджета
государства применимо определение,
характеризующее их как систему
экономических отношений. Действительно,
формирование и использование
ресурсов этих бюджетов выражает
планомерное движение общественного
продукта между участниками производственного
процесса и государством, а также государством
и населением. В результате этого движения
возникают определенные финансовые отношения
между предприятиями и государством; между
предприятиями, организациями и учреждениями
производственной и непроизводственной
сферы; между звеньями бюджетной системы;
между государством и населением. Такие
отношения имеют не только количественный,
но и качественный аспект. Нельзя понять
экономическую сущность территориальных
бюджетов, если ограничиться лишь исследованием
их количественных параметров, оставив
вне поля зрения экономические отношения,
в результате которых получены эти параметры.
Территориальные бюджеты являются
главным каналом доведения до населения
конечных результатов производства, направляемых
на общественное потребление. Через эти
бюджеты общественные фонды потребления
распределяются в территориальном и социальном
разрезе, т.е. между отдельными административно-территориальными
единицами и социальными группами населения.
Кроме того, из этих бюджетов финансируется
и развитие отраслей производственной
сферы, в первую очередь коммунального
хозяйства, объем продукции и услуги которых
также являются важными показателями
уровня народного благосостояния.
Вместе с другими звеньями
бюджетной системы территориальные
бюджеты являются одним из важных инструментов
реализации на практике закона пропорционального
развития национального хозяйства. Эти
бюджеты активно используются в распределении
национального дохода в целях пропорционального
развития административно-территориальных
единиц. Эти бюджеты входят в систему территориальных
планов экономического и социального
развития, оказывают влияние на их формирование
и претворение в жизнь. Через территориальные
планы они связаны с производственными
и финансовыми планами предприятий, в
первую очередь подведомственных ТОВ,
а также воздействуют на них. Мероприятия,
включенные в план экономического и социального
развития административно-территориальной
единицы, должны иметь финансовое обеспечение.
Важнейшим источником финансовых ресурсов,
используемых для выполнения такого плана,
является территориальный бюджет. Следовательно,
он играет роль основного финансового
плана административно-территориальной
единицы и способствует ее пропорциональному
развитию.
В соответствии с законом роста
производительности труда в национальном
хозяйстве создаются предпосылки
для увеличения объема национального
дохода и на этой основе
увеличения территориальных бюджетов.
Но одновременно с этим эти
бюджеты, через которые результаты
труда работников доводятся до
населения, способствуют созданию условий
для воспроизводства рабочей силы, что
в свою очередь влияет на дальнейший рост
производительности труда и национального
дохода. Таким образом проявляется тесная
связь между законом роста производительности
труда и территориальными бюджетами.
Помимо перечисленных выше законов
на развитие территориальных бюджетов
могут оказывать влияние и другие экономические
законы и экономические категории. В частности,
следует обратить внимание на связь этих
бюджетов с такой категорией, как экономические
интересы.
Экономические интересы выражают
необходимость удовлетворения личных,
коллективных, корпоративных, территориальных
и общегосударственных потребностей.
Но потребности людей могут удовлетворяться
при условии осуществления ими хозяйственной
деятельности, в результате которой создаются
материальные возможности для реализации
этих потребностей.
Итак, факторами привлечения людей
к хозяйственной деятельности являются
индивидуальные, коллективные, корпоративные,
территориальные и общегосударственные
интересы. Для повышения уровня интенсификации
труда и получения на этой основе более
высоких конечных хозяйственных результатов
необходимо экономическое стимулирование2.
Назначение территориальных бюджетов
не ограничивается лишь решением
вопросов на региональном уровне.
Большую роль они играют в
осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач. В первую
очередь следует отметить значение местных
бюджетов в распределении общественных
фондов потребления, финансировании содержания
и развития социальной инфраструктуры
нашего общества.
Материальной основой для осуществления
задачи повышения народного благосостояния
являются рост и совершенствование
производства. Но созданный в
производстве национальный доход
должен быть распределен в
отраслевом, территориальном и социальном
направлениях. Распределение и доведение
до населения благ осуществляются в значительной
мере с помощью бюджетной системы. В этом
процессе территориальные бюджеты играют
достаточно заметную роль. В общей сумме
расходов консолидированного бюджета
страны на социально-бытовую инфраструктуру
средства, проходящие по каналам территориальных
бюджетов, составляют подавляющую часть.
При этом на образование из территориальных
бюджетов выделяется более 80% этих средств,
на здравоохранение — свыше 85%, на жилищно-коммунальное
хозяйство — более 95%.
Это назначение территориальных
бюджетов предопределяет их роль
в перераспределении национального
дохода страны. Особенно важно их место
в территориальном перераспределении
национального дохода. Перераспределение
через эти бюджеты национального дохода
создает ТОВ для выполнения возложенных
на них задач независимо от величины региональных
источников доходов. Это в свою очередь
позволяет в общегосударственном масштабе
осуществлять мероприятия по выравниванию
уровней развития города и деревни, различных
регионов, последовательно проводить
политику дальнейшего развития всех территорий
нашей страны.
Отмеченный выше высокий удельный
вес территориальных бюджетов
в финансировании социально-культурных
мероприятий и жилищно-коммунального
хозяйства свидетельствует о
значительном их месте в перераспределении
национального дохода между производственной
и непроизводственной сферами. Эта функция
территориальных бюджетов содействует
не только формированию инфраструктуры
в необходимых для общества масштабах
и направлениях, но и достижению пропорциональности
в развитии производственной и непроизводственной
сфер, а также пропорциональности внутри
самой инфраструктуры.
Кроме того, следует отметить, что
территориальные бюджеты участвуют
в перераспределении национального
дохода, создаваемого на предприятиях
всех форм собственности.
Следовательно, эти бюджеты являются
инструментом перераспределения национального
дохода страны, создаваемого в различных
секторах экономики нашего государства.
И наконец, территориальные бюджеты, мобилизуя
налоги с населения, играют важную роль
в перераспределении национального дохода
между отдельными слоями населения.
Несмотря на то, что основная
часть расходов территориальных
бюджетов направляется на финансирование
социально-культурных мероприятий, не
следует забывать о значительной роли
этого звена государственного бюджета
в развитии производительных сил общества.
Во-первых, через территориальные
бюджеты проходит свыше 70% расходов
консолидированного бюджета страны
непосредственно на финансирование отраслей
производственной сферы. При этом в общей
сумме расходов на жилищно-коммунальное
хозяйство средства территориальных бюджетов
составляют более 95%. Из территориальных
бюджетов в значительных размерах финансируются
промышленность, сельское и водное хозяйство,
строительство, транспорт и другие отрасли.