Территориальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является попытка выявления и обоснования роли территориальных финансов в финансовой системе РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность и роль территориальных финансов;
2) определить назначение и состав территориального бюджета;
3) попытаться проанализировать динамику доходов и расходов территориального бюджета за несколько последних лет;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ…………………….…4
1.1. Сущность и назначение территориальных финансов……………4
1.2. Состав территориальных финансовых ресурсов…………………7
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ - ГЛАВНАЯ ФИНАНСОВАЯ БАЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ……………………….10
2.1.Экономическая сущность, назначение и состав территориальных
бюджетов………………………………………………...................10
2.2.Анализ доходов и расходов бюджета г.Москвы за 2009–2011 гг..25
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНАСЫ.docx

— 90.27 Кб (Скачать)

    Основным  источником ее финансирования стали  бюджетные ассигнования, средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации), кредитные ресурсы, средства домашних хозяйств.

         Основной составной частью территориальных  финансов являются территориальные бюджеты. В современных условиях территориальные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

         По экономическому содержанию  и социальному назначению к  территориальным финансам можно  отнести и средства субъектов хозяйствования. Во-первых, это средства муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в собственности территориальных органов власти, поэтому и результаты их финансовой деятельности являются собственностью территориальных органов. Во-вторых, это финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объект для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко значительная часть социальной инфраструктуры находится в ведомственном подчинении. Поэтому иногда в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие, т.е. в конечном итоге это средства, направляемые на удовлетворение потребностей населения конкретной территории.

         Компонентом территориальных финансов  являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

         Другой компонент территориальных  финансов — региональный и  муниципальный кредит, т.е. средства, полученные или предоставляемые субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам.

         Наконец, составной частью территориальных  финансов являются финансовые ресурсы, создаваемые в результате деятельности населения в рамках домашнего хозяйства. В целом состав территориальных финансов может быть представлен на рис. 1. 

       

    Рис. 1. Состав территориальных финансов.

    Таким образом, территориальные финансы  включают два блока: централизованные финансы (бюджетные средства) и децентрализованные финансы (средства предприятий, средства домашних хозяйств, средства территориальных внебюджетных фондов, территориальные кредитные ресурсы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ - ГЛАВНАЯ ФИНАНСОВАЯ БАЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 

    2.1. Экономическая сущность, назначение и состав территориальных бюджетов.

         Для выполнения возложенных на  территориальные органы власти (ТОВ)  функций они наделялись соответствующими  правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.

         Наличие у каждого из ТОВ бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности ТОВ в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения.

         Таким образом, территориальные бюджеты можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы ТОВ. Это планы финансовых ресурсов, мобилизуемых и направляемых на финансирование социально-бытовой инфраструктуры и других мероприятий, предусмотренных планами экономического и социального развития административно-территориальных единиц, на всестороннее развитие всех членов общества.

         Территориальные бюджеты, являясь  органической частью консолидированного бюджета страны, связаны с движением и распределением той части создаваемого в материальном производстве национального дохода, которая выражена в денежной форме, направляется по каналам этих бюджетов в основном на удовлетворение многообразных социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей человека — главной производительной силы, т.е. в известной мере на расширенное воспроизводство рабочей силы.

         Национальное хозяйство требует  выделения ресурсов на воспроизводство рабочей силы, но финансирование его, в том числе посредством территориальных бюджетов, находится в тесной связи с развитием всего процесса воспроизводства. Все это предопределяет место и роль территориальных бюджетов в процессе производства, в создании и перераспределении национального дохода страны.

         К территориальным бюджетам как  части консолидированного бюджета  государства применимо определение,  характеризующее их как систему  экономических отношений. Действительно,  формирование и использование  ресурсов этих бюджетов выражает  планомерное движение общественного  продукта между участниками производственного процесса и государством, а также государством и населением. В результате этого движения возникают определенные финансовые отношения между предприятиями и государством; между предприятиями, организациями и учреждениями производственной и непроизводственной сферы; между звеньями бюджетной системы; между государством и населением. Такие отношения имеют не только количественный, но и качественный аспект. Нельзя понять экономическую сущность территориальных бюджетов, если ограничиться лишь исследованием их количественных параметров, оставив вне поля зрения экономические отношения, в результате которых получены эти параметры.

         Территориальные бюджеты являются  главным каналом доведения до населения конечных результатов производства, направляемых на общественное потребление. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются в территориальном и социальном разрезе, т.е. между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из этих бюджетов финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важными показателями уровня народного благосостояния.

         Вместе с другими звеньями  бюджетной системы территориальные бюджеты являются одним из важных инструментов реализации на практике закона пропорционального развития национального хозяйства. Эти бюджеты активно используются в распределении национального дохода в целях пропорционального развития административно-территориальных единиц. Эти бюджеты входят в систему территориальных планов экономического и социального развития, оказывают влияние на их формирование и претворение в жизнь. Через территориальные планы они связаны с производственными и финансовыми планами предприятий, в первую очередь подведомственных ТОВ, а также воздействуют на них. Мероприятия, включенные в план экономического и социального развития административно-территориальной единицы, должны иметь финансовое обеспечение. Важнейшим источником финансовых ресурсов, используемых для выполнения такого плана, является территориальный бюджет. Следовательно, он играет роль основного финансового плана административно-территориальной единицы и способствует ее пропорциональному развитию.

         В соответствии с законом роста  производительности труда в национальном  хозяйстве создаются предпосылки  для увеличения объема национального  дохода и на этой основе  увеличения территориальных бюджетов. Но одновременно с этим эти  бюджеты, через которые результаты  труда работников доводятся до  населения, способствуют созданию условий для воспроизводства рабочей силы, что в свою очередь влияет на дальнейший рост производительности труда и национального дохода. Таким образом проявляется тесная связь между законом роста производительности труда и территориальными бюджетами.

         Помимо перечисленных выше законов  на развитие территориальных бюджетов могут оказывать влияние и другие экономические законы и экономические категории. В частности, следует обратить внимание на связь этих бюджетов с такой категорией, как экономические интересы.

         Экономические интересы выражают  необходимость удовлетворения личных, коллективных, корпоративных, территориальных и общегосударственных потребностей. Но потребности людей могут удовлетворяться при условии осуществления ими хозяйственной деятельности, в результате которой создаются материальные возможности для реализации этих потребностей.

         Итак, факторами привлечения людей  к хозяйственной деятельности являются индивидуальные, коллективные, корпоративные, территориальные и общегосударственные интересы. Для повышения уровня интенсификации труда и получения на этой основе более высоких конечных хозяйственных результатов необходимо экономическое стимулирование2.

         Назначение территориальных бюджетов  не ограничивается лишь решением  вопросов на региональном уровне. Большую роль они играют в  осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач. В первую очередь следует отметить значение местных бюджетов в распределении общественных фондов потребления, финансировании содержания и развития социальной инфраструктуры нашего общества.

         Материальной основой для осуществления  задачи повышения народного благосостояния  являются рост и совершенствование  производства. Но созданный в  производстве национальный доход  должен быть распределен в  отраслевом, территориальном и социальном направлениях. Распределение и доведение до населения благ осуществляются в значительной мере с помощью бюджетной системы. В этом процессе территориальные бюджеты играют достаточно заметную роль. В общей сумме расходов консолидированного бюджета страны на социально-бытовую инфраструктуру средства, проходящие по каналам территориальных бюджетов, составляют подавляющую часть. При этом на образование из территориальных бюджетов выделяется более 80% этих средств, на здравоохранение — свыше 85%, на жилищно-коммунальное хозяйство — более 95%.

         Это назначение территориальных  бюджетов предопределяет их роль  в перераспределении национального  дохода страны. Особенно важно их место в территориальном перераспределении национального дохода. Перераспределение через эти бюджеты национального дохода создает ТОВ для выполнения возложенных на них задач независимо от величины региональных источников доходов. Это в свою очередь позволяет в общегосударственном масштабе осуществлять мероприятия по выравниванию уровней развития города и деревни, различных регионов, последовательно проводить политику дальнейшего развития всех территорий нашей страны.

         Отмеченный выше высокий удельный  вес территориальных бюджетов  в финансировании социально-культурных  мероприятий и жилищно-коммунального  хозяйства свидетельствует о  значительном их месте в перераспределении национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. Эта функция территориальных бюджетов содействует не только формированию инфраструктуры в необходимых для общества масштабах и направлениях, но и достижению пропорциональности в развитии производственной и непроизводственной сфер, а также пропорциональности внутри самой инфраструктуры.

         Кроме того, следует отметить, что  территориальные бюджеты участвуют  в перераспределении национального  дохода, создаваемого на предприятиях всех форм собственности.

         Следовательно, эти бюджеты являются  инструментом перераспределения национального дохода страны, создаваемого в различных секторах экономики нашего государства. И наконец, территориальные бюджеты, мобилизуя налоги с населения, играют важную роль в перераспределении национального дохода между отдельными слоями населения.

         Несмотря на то, что основная  часть расходов территориальных  бюджетов направляется на финансирование  социально-культурных мероприятий, не следует забывать о значительной роли этого звена государственного бюджета в развитии производительных сил общества.

         Во-первых, через территориальные  бюджеты проходит свыше 70% расходов  консолидированного бюджета страны  непосредственно на финансирование отраслей производственной сферы. При этом в общей сумме расходов на жилищно-коммунальное хозяйство средства территориальных бюджетов составляют более 95%. Из территориальных бюджетов в значительных размерах финансируются промышленность, сельское и водное хозяйство, строительство, транспорт и другие отрасли.

Информация о работе Территориальные финансы