Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:48, курсовая работа
Сегодняшняя экономическая ситуация такова, что любая фирма, крупное предприятие или государство должны обладать известной экономической гибкостью. Это означает, что сегодня вложение крупных средств в одну отрасль или установка на производство огромных партий однотипной продукции в большинстве случаев приведет к банкротству или снижению прибылей. Ситуация на рынке меняется довольно часто; нельзя со стопроцентной точностью предсказать принесет ли то или иное вложение желаемую прибыль, окажется ли заемщик кредитоспособен или будет ли иметь спрос та или иная продукция.
Введение 3
Глава 1. Понятие диверсификации, ее возникновение и разновидности 4
1.1 История появления и развития диверсификации 4
1.2 Различные виды диверсификации, ее этапы 6
1.3 Преимущества диверсификации 10
Глава 2. Современные проблемы диверсификации и методы их решения 13
2.1 Типичные проблемы применения диверсификации 13
2.2 Возможные пути решения проблем диверсификации 20
Заключение 24
Список литературы 25
На макроуровне диверсификация позволяет распределить ресурсы между множеством экономических агентов или более использовать инвестиции для получения в будущем прибыли.
Как правило, начальные этапы
деятельности компании связаны с
ее концентрацией на одной отрасли.
Обзор западной практики показывает,
что многие из наиболее удачливых
компаний достигли высокого уровня благосостояния,
используя стратегию
Стратегия отраслевой концентрации
может быть использована лишь на ранних
стадиях жизненного цикла отрасли,
т.к. при благоприятных
Диверсификация в рамках
определенной группы отраслей позволяет
компании более широко использовать
накопленный опыт в сфере маркетинга,
производственных технологий и т.п.,
а, следовательно, увеличивать конкурентные
преимущества диверсифицируемых
В этой главе будут рассмотрены основные проблемы диверсификации на примере отечественной экономики , в том числе проблемы экспорта и взаимодействия государства и бизнеса и .
В 2008-2009 гг. по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) выполнялась научно-исследовательская работа "Разработка комплекса мер по стимулированию диверсификации экономики". На ее основе я постараюсь перечислить основные проблемы диверсификации, дам собственные комментарии и, по возможности, приведу примеры.
1).Несовершенство или отсутствие конкурсных процедур. В основе государственной диверсификации лежит распределение ресурсов между множеством экономических субъектов (зачастую это выражается в устранении монополий на те или иные ресурсы или отрасли производства и науки). Но тут встает вопрос, на какой основе должно происходить это распределение. Отсутствие явных конкурсных процедур характерно также для государственных финансовых институтов развития (Государственная корпорация "Банк развития", ОАО "Российская венчурная компания", Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития), для прямой финансовой поддержки предприятий и бизнес - ассоциаций. В случае с Инвестиционным фондом наблюдается дисфункция как следствие недостаточной проработанности механизмов его деятельности. Вследствие этого зачастую ресурсы распределяются либо в пользу крупнейших предприятий, либо имеющих административный ресурс или имеющих политическое значение – иными словами, мы возвращаемся к тому, с чего начали.
2). Более общей проблемой является наличие неадекватных (не соответствующих запланированным целям) внутренних стимулов операторов диверсификации. Особенно ярко это выражается на примере венчурных фондов, заинтересованных лишь в кратковременной прибыли и неохотно идущих на риски при финансировании полезных, но трудноокупаемых отраслей. Так, в 1998 - 99 годах основными проектами венчурных фондов стали: участие в организации производства ныне популярной минеральной воды "Святой источник"; развитие лесотехнического комплекса в Архангельской области (строительство и организация работы лесопилок, котельных и т. д.); строительство современной климатической установки (теплицы) в Архангельской области и т. д. И только проект по развитию системы спутникового и кабельного телевидения в г. Северодвинске - аналог "Космос - TV" - с известной долей условности можно назвать высокотехнологичным. Иными словами, основным направлением инвестиций является эксплуатация природных богатств, что само по себе является проблемой.
3). Нерентабельность использования отдельных механизмов диверсификации. Меры диверсификации могут носить как прямой (непосредственное влияние на субъектов экономики), так и косвенный (опосредованное влияние через других субъектов диверсификационной политики) характер. В качестве прямых мер можно выделить прямую финансово-имущественную, кадровую и прочую поддержку, участие государства в качестве самостоятельного рыночного игрока. Меры косвенного характера заключаются, в основном, в развитии и стимулировании негосударственных институтов диверсификации экономики: создание и стимулирование гарантийных фондов, технопарков, особых экономических зон.
Для прямых мер (и частично для косвенных мер, требующих государственных затрат) может быть характерна нерентабельность для бюджета, например, меры прямой государственной финансовой поддержки, а также субъекты государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В рамках реализации косвенных мер может возникнуть нерентабельность для негосударственных участников, особенно субъектов рыночной инфраструктуры (промышленные парки - для девелоперов, институты стимулирования инноваций - для частных операторов).
4). Высокие издержки администрирования. Отдельные механизмы, способные оказать существенное влияние на диверсификацию экономики, такие, как меры налогового регулирования, зачастую сопряжены с высокими издержками разделения экономических субъектов на реальных объектов воздействия специальных налоговых механизмов (бенефициаров) и лиц, формально имитирующих свои характеристики с целью получения предусмотренных механизмами выгод. Все это усугубляется высокими уровнем коррупции в административных кругах, что означает возможность использования механизмов диверсификации в корыстных целях.
5). Отсутствие общественного мониторинга и контроля. Смещение политических приоритетов и акцентов на вновь создаваемые институты часто приводит к тому, что уже действующие механизмы перестают работать. Такая ситуация в той или иной мере характерна для всех мер государственного регулирования, политический спрос на которые снижается, а эффективный механизм предъявления спроса со стороны реальных "бенефициаров" отсутствует. В наибольшей степени эта проблема проявляется в применении механизмов, не предполагающих адекватной заинтересованности соответствующих операторов. Отсутствие последнего на стадии разработки и внедрения механизмов диверсификации особенно снижает их эффективность.
6) В 2005 году министерство экономического развития и торговли РФ и Центр стратегических разработок заказали группе ученых из Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса под руководством профессора Майкла Портера исследование конкурентоспособности России и возможности применения «кластерной политики» для ее повышения.
Первые результаты группа
представила 4 октября 2006 года в рамках
круглого стола «Стратегический
аудит России». Тогда Портер заявил,
что основная проблема нашей страны
— однобокая сырьевая направленность
и наличие массы вертикально
интегрированных компаний (в мире
их эффективность заметно
Это очень точно характеризует отечественный экспорт – 55,2% занимают энергопродукты, на втором месте идут металлы (13,2%), а машины и оборудование занимает всего 3,2 %8. В итоге отечественный экспорт практически полностью зависит от цен на ресурсы, технологический экспорт практически отсутствует. Именно эта привязанность к ресурсному потенциалу страны и мешает развитию по европейским стандартам
Если говорить о микроэкономике, то и здесь проблем хватает:
1) Основное отличие большинства российских компаний от зарубежных конкурентов состоит в том, что они в разы меньше. Соответственно, для поддержания конкурентоспособности нужно либо вкладывать в развитие столько же ресурсов, сколько вкладывают западные конкуренты, что весьма проблематично, либо сконцентрировать свои ресурсы только на самых перспективных направлениях.
2) Затруднения в диверсификации
вызывает сама специфика
3) Чрезвычайная
Также можно отметить:
- недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
- трудности с получением банковских кредитов;
- усиление давления криминальных структур;
- нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
- сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
- ограниченные возможности получения лизинговых услуг
Решение напрашивается само
собой – нужно усилить
В этой главе я постараюсь перечислить наиболее действенные способы решения проблем диверсификации.
1.Одним из наиболее действенных способов является налаживание инфраструктуры взаимосвязи государства и бизнеса. Для этого необходимо
- сделать процедуру отбора регионов для создания экономических зон федерального уровня максимально открытой, т.е. экономические агенты должны знать, по какому признаку идет рассредоточение ресурсов.
- введение более жестких
ограничений на виды
- очень важным является
налаживание эффективной
2. Государственные финансовые институты развития:
разработка форм и механизмов
осуществления сотрудничества между
финансовыми институтами
повышение степени формализации механизмов контроля деятельности и общественного мониторинга деятельности ГК "Банк Развития", ОАО "Российская венчурная компания", ГК "Российская корпорация нанотехнологий", Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития, увязка форм отчетности институтов с целями на конкретный период времени;
увеличение финансирования
программ Фонда содействия развитию
малых форм предприятий в научно-
внедрение конкурсных процедур в отбор проектов в рамках деятельности ГК "Российская корпорация нанотехнологий", Российского фонда технологического развития;
повышение степени формализации механизмов отбора проектов для финансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
повышение информационной открытости и прозрачности деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Информация о работе Теоретические проблемы диверсификации экономики и бизнеса