Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:48, курсовая работа
Сегодняшняя экономическая ситуация такова, что любая фирма, крупное предприятие или государство должны обладать известной экономической гибкостью. Это означает, что сегодня вложение крупных средств в одну отрасль или установка на производство огромных партий однотипной продукции в большинстве случаев приведет к банкротству или снижению прибылей. Ситуация на рынке меняется довольно часто; нельзя со стопроцентной точностью предсказать принесет ли то или иное вложение желаемую прибыль, окажется ли заемщик кредитоспособен или будет ли иметь спрос та или иная продукция.
Введение 3
Глава 1. Понятие диверсификации, ее возникновение и разновидности 4
1.1 История появления и развития диверсификации 4
1.2 Различные виды диверсификации, ее этапы 6
1.3 Преимущества диверсификации 10
Глава 2. Современные проблемы диверсификации и методы их решения 13
2.1 Типичные проблемы применения диверсификации 13
2.2 Возможные пути решения проблем диверсификации 20
Заключение 24
Список литературы 25
Академия бюджета и казначейства
Министерства финансов Российской Федерации (Университет)
Кафедра Экономической теории
Теоретические проблемы диверсификации экономики и бизнеса
Курсовая работа
студента 1 курса
Научный руководитель
Москва 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие диверсификации, ее возникновение и разновидности 4
1.1 История
появления и развития
1.2 Различные виды диверсификации, ее этапы 6
1.3 Преимущества диверсификации 10
Глава 2. Современные проблемы диверсификации и методы их решения 13
2.1 Типичные
проблемы применения
2.2 Возможные
пути решения проблем
Заключение 24
Список литературы 25
Сегодняшняя экономическая
ситуация такова, что любая фирма,
крупное предприятие или
Для уменьшения рисков существует процесс диверсификации, который в той или иной мере снижает экономические риски, помогает перемещению капитала между различными отраслями и способствует расширению ассортимента производимой продукции. В то же время следует понимать, что нельзя подвергать все инвестиционные, валютные, экономические или производственные процессы поголовной диверсификации.
Предметом данной работы является сам процесс диверсификации. Задачи работы:
1) Рассмотреть процесс диверсификации
2) Проследить ее развитие
3) Рассмотреть ее применение на практике
4) Выделить актуальные
проблемы диверсификации и
Работа состоит из двух глав: в первой главе рассматривается само понятие «диверсификация», история ее возникновения и развития, а также ее преимущества. Во второй главе рассматриваются основные проблемы диверсификации на макро - и микроуровнях и рассматриваются наиболее эффективные пути их решения. Работа содержит выводы.
При написании данной работы автором были проанализированы работы Аронова А.М., Градова А.П., Жулиной Е.Г., Кунявского М.Е., Немченко Г., Пашуьтна С.Б., Плотниковой О., Райзберга Б.А и Рональда Коуза.
Что такое «диверсификация»? Диверсификация - стратегия уменьшения риска фирмы посредством распределения инвестиций и других ресурсов между несколькими направлениями деятельности - производством разнородных товаров и оказанием разных услуг1, но зачастую ее связывают с концентрацией капиталов. Существует несколько ее разновидностей, но суть одна – уменьшение рисков и стабилизация портфеля (будь то валютного, инвестиционного и т.д.)
С исторической точки зрения диверсификация появилась совсем недавно – примерно в 50 – 60-ых годах прошлого столетия. Но даже за такой короткий срок она претерпела серьезные изменения, меняясь под влиянием как внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. Одной из причин возникновения процесса диверсификации стало относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство, пришедшееся на 50-е годы прошлого века. Тогда фирмы и производства были преимущественно монотоварными. Диверсификация же предполагает производство широкого ассортимента товаров, зачастую не связанных друг с другом, и проникновение прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами — электронику, химию.
Одной из выгод является производство различных товаров из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний. Так, например, в период с 1950 по 1970 гг. среди крупнейших 500 корпораций страны число компаний, выпускающих однопрофильную продукцию, сократилось с 30 процентов до 8. Перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через диверсификацию, минуя традиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые, диверсифицируя своё производство, пытаются застраховать себя от возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний; число таких поглощений в США в 1968 (2268) в 8 раз превысило среднее число их за 1950—54.Большинство из них носило конгломератный характер2.
Сегодня диверсификация вновь приобретает популярность, но по другим причинам. Многие компании сейчас располагают большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса. Но возможности дальнейшего развития в них довольно ограничены в силу жесткой конкуренции, поэтому диверсификация представляется наиболее подходящим путем для дальнейшего развития. В результате диверсификации фирмы, и в особенности монополии, приобретают многоотраслевой характер, они проникают, прежде всего, в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами. Происходит перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные, что уменьшает финансовые риски и дает возможность получать стабильную прибыль на протяжении долгого времени.
В теории различают множество видов диверсификации.:
1) Диверсификация банковских активов, т. е. размещение их среди возможно большего числа заемщиков с целью сокращения кредитного риска. Одним из примеров может служить продажа в декабре 2010 года крупного пакета акций, составляющего долю примерно в 4% уставного капитала и 20% от портфеля акций "Аэрофлота", принадлежащего банку и аффинированным корпоративным структурам.
2) Диверсификация валютных резервов банков и государства путем включения в них (резервы) разных иностранных валют с целью бесперебойного обеспечения расчетов и защиты их от валютных рисков. Так например, в последнее время доля доллара в резервах постепенно замещается альтернативными валютами, в первую очередь евро. Причиной этому служит нестабильность американской экономики и проблемы в банковском секторе. По данным МВФ, доля долларовых активов к концу 2009 году сократилась до 61,5% по сравнению с 70% в начале века. Это стало причиной резкого укрепления доллара.3
3) Диверсификация инвестиций, т. е. рассредоточение их по различным сферам вложения и на разные сроки (долгосрочные, краткосрочные) с целью минимизации потерь, связанных с возг можными изменениями условий конъюнктуры мирового и внутреннего рынков;
4) Диверсификация вложений в ценные бумаги, т. е. распределение имеющегося капитала на покупку разных ценных бумаг по видам, отраслям, срокам погашения с целью снижения экономических рисков. Так, например, в октябре прошлого года Внешэкономбанк (ВЭБ), управляющий пенсионными накоплениями граждан, нашел изящный способ обойти жесткие ограничения инвестиционной декларации. С конца сентября ВЭБ начал вкладывать пенсионные накопления в облигации Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), доход по которым определяется стоимостью ценных металлов и депозитарных расписок российских эмитентов.4
5)Диверсификация выпускаемой продукции, т. е. расширение числа модификаций одной и той же продукции с целью удержания завоеванных позиций на данном сегменте рынка. Сегодня такой тип диверсификации особенно важен, учитывая оставшиеся еще с советских времен монотоварные предприятия.
6) Диверсификация, т. е. одновременное развитие многих, не связанных между собой видов производств в целях завоевания новых рынков сбыта продукции, снижения возможных рисков, связанных с возможным сокращением спроса на какой-либо ранее освоенный вид производства;
7) Диверсификация экономической деятельности, т. е. расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей, выходящей за рамки основного бизнеса, с целью обеспечения эффективности работы, упрочения своего положения на различных ранках;
Необходимость участия в диверсификации у конкретного предприятия возникает только тогда, когда на пути дальнейшего развития освоенной отрасли выстраивается барьер. Такое препятствие может возникнуть перед быстро развивающейся компанией, которая функционирует в медленно развивающейся отрасли, то есть возникает антагонизм между темпами развития конкретного субъекта хозяйствования и отраслевой совокупностью. Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию, постоянно вступает в противоречие с медленно развивающимся отраслевым сегментом рынка. В данной ситуации рациональным будет решение об изъятии средств из освоенного бизнеса для финансирования диверсификационных мероприятий. Принятие решения о диверсификации одновременно требует определения ее типа, масштаба и финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления.
Компания начинает разрабатывать сценарий дальнейших мероприятий: внедряться в близкий или совершенно отдаленный вид бизнеса. Также необходимо определить объем денежных средств: ограниченный (допустим, менее 10% прибыли) или крупный (свыше 50% прибыли). Также следует определиться с направлением экспансии – вкладывать ресурсы можно в крупный бизнес или проникать во множество малых форм предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется долгосрочности получения прибыли. Кроме того, анализируются конкурентные условия и окружающая среда бизнеса. Обязательно следует проанализировать, получит ли диверсифицированный бизнес дополнительное конкурентное преимущество. Это также послужит повышению прибыльности совокупного бизнеса. Закономерным шагом является и оценка методов управления и способов принятия руководящих решений в новых видах бизнеса. Результаты этих управленческих моментов должны также способствовать росту прибыльности.
В ходе диверсификации предусматриваются два пути: внедрение в технологически близкий бизнес и вступление в кардинально отличный бизнес. В теоретическом аспекте направление, близкое по технологическому циклу, трактуется как родственный бизнес или деятельность с определенным действующему бизнесу стратегическим соответствием. Диверсификация родственного плана возможна при технологической совместимости функционирующего и нового бизнеса. При этом используется материальная база, технологии, опыт и квалификация действующего и присоединяемого (вновь создаваемого) субъекта. При этом риск гораздо меньше, чем при внедрении в кардинально отличный бизнес, но и отдача будет меньше, поскольку родственный бизнес не всегда может быть настолько же эффективным, как совершенно новая отрасль.
Разумеется, диверсификация не является абсолютным средством для финансового успеха предприятия, однако она, разумно проведенная, может повысить эффективность деятельность отдельных подразделений. Например если затраты в рамках какой-либо отрасли являются по своей природе в основном постоянными, то их разбивка по разным участкам с большими объемами продаж ведет к значительному снижению удельных издержек. Но не стоит забывать, что диверсификацию стоит проводить только в том случае, если новое производство будет прибыльным и конкурентоспособным.
Одним из первых экономистов, которые, пусть и косвенно, уделили внимание диверсификации, был Рональд Коуз. В его работе «Фирма, рынок и право» есть утверждение: «хотя производство может вестись совершенно децентрализованно (на основе контрактов между индивидуумами), из того факта, что осуществление трансакций невозможно без определенных издержек, следует, что фирмы должны возникать просто для осуществления действий, которые в противном случае совершались бы через рыночные трансакции (разумеется, если внутрифирменные издержки меньше, чем издержки рыночных трансакций)»5. По Коузу основной целью компании является интернализация – превращение отрицательных внешних эффектов во внутренние. Для этого создается вертикальная модель подразделений, с целью избежать трансакционных издержек на совершение рыночных сделок (закупка сырья, комплектующих и т. п.) и оставить эти средства внутри компании. В принципе это можно назвать диверсификацией (к примеру, компания занимается не только производством бумаги, но и лесозаготовками и владеет собственным транспортом), но лишь частично – этот подход не совместим с несвязанной диверсификацией, при которой подразделения одной и той же компании никак не пересекаются друг с другом.
А. Чандлер показал возникновение диверсификации как этапа в развитии компании. По Чандлеру, в глобальных условиях конкурентоспособной может быть только крупная фирма. Укрупнение фирмы ведет к усложнению управленческой деятельности, для которой требуется четкая иерархия. Работа Чандлера базировалась на эмпирических исследованиях и поставила диверсификацию в зависимость не только от уровня развития компании, но и от стратегии. Чандлер оказался сторонником точки зрения, которая определяет структуру как производную функции. В его работах уже можно увидеть, как интенсивный этап приходит на смену экстенсивному, когда компании начинают выделять профильные производства в самостоятельные бизнес-единицы (то есть концентрация происходит на базе диверсификации).
Информация о работе Теоретические проблемы диверсификации экономики и бизнеса