Современная экономика США и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Уже в начале 20 века США выделились как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. После второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР, США остались единственной сверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой экономики.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 58.48 Кб (Скачать)

Современная экономика США  и ее проблемы

Уже в начале 20 века США  выделились как самая мощная в  политическом и экономическом плане  страна. После второй мировой войны  к этому добавилось и военное  доминирование. С распадом СССР, США  остались единственной сверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой экономики.

Общая характеристика экономики  США

На всем протяжении американской истории социально-экономическому развитию страны способствовали благоприятные  географические и природные факторы, такие как

- обширная территория, допускающая  постоянную экспансию населения  и экономики

- преобладание умеренных  зон, благоприятных для сельского  хозяйства, богатство ресурсов, полезных  ископаемых

- наименьшее среди великих держав, зависимость от импорта сырья, особенно нефти

- свободный доступ к  двум незамерзающим океанам

- отсутствие соседей, способных  серьезно угрожать безопасности  интересам США

 

 Положительное влияние  имело также большее, чем у  других развитых стран социально-политическая  стабильность США. Почти полтора  века в этой стране не было  революций, переворотов, неконституционной  смены власти, массовых волнений, сопровождавшихся насилием.

 

 В настоящее  время США является ведущей  страной в мировом хозяйстве, одним из крупнейших по территории, населению государством мира. Они занимают территорию площадью около 9.3 млн. кв. км. на которой проживает более 265 млн. человек или 1.7% населения мира.

 По масштабам хозяйства  США значительно опережают любую  другую промышленно развитую страну. Один лишь федеральный бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и Германии.

Огромен, а следовательно и чрезвычайно привлекателен для производителей и инвесторов американский внутренний рынок. Он поглощает примерно 90% всего объема внутреннего производства и, кроме того, значительную часть продукции, которая создается в других странах, в том числе и развивающихся. Только промышленность США потребляет около 1/3 сырья, добываемого в мире, а также имеет самый емкий рынок машин и оборудования, на долю которого приходится свыше 40 % реализуемой в развитых странах продукции машиностроения.

 США располагают одним  из самых высокоэффективных хозяйств  в мире. Отличительной чертой  их экономики является ориентация  на НТП и передовую технику.  Она лидирует в области внедрения  результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

 Страна расходует огромные  средства на НИОКР (до 40% мировых затрат, 162 млрд. долл. в 1992 г.). Ежегодные ассигнования на эти цели превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятых. Велика также доля США в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в современном мире, которая составляет не менее 20%.

 

 Прочные позиции на  мировых рынках занимают американские  ТНК, заграничные предприятия  которых обеспечивают производство  товаров и услуг в объеме примерно 3 трлн. долл. в год (почти 40% ВНП США). Они оказывают огромное влияние на экономику стран, где эти предприятия работают. Некоторые исследователи даже считают, что сегодня существуют 2 американские экономики: одна- на территории США, другая- в иных странах.

 Объем производства  ВНП США достигает более 7 трлн. долл. в год. Ход экономических процессов здесь является одним из главных генераторов развития всей мировой экономики. Деловая активность в США служит своего рода барометром для мировой экономики, реально влияет на движении цикла и ход экономического развития в других странах, на структуру мировой торговли.

 Хотя США уступают  некоторым странам (Швейцарии, Японии, Швеции) по показателю ВВП на душу населения, в целом по уровню жизни они превосходят большинство развитых стран. На это, к примеру, указываете тот факт, что на единицу стандартной продовольственной корзины в 1993, житель большого города США должен был работать в среднем 2,4 часа (против 4.6 для жителя Токио, 5.2 – Парижа, 3.5 – Лондона, 4.4- Рима).

 Душевое потребление  говядины и мяса птицы в  США больше чем во всех других  развитых странах. Несколько выше  показатели обеспеченности жильем, владение автомобилями и некоторыми  хозяйственными приборами (хотя  эти различия не слишком велики). Достаточно высоки также показатели  образованности американского населения.  Так доля мужчин старше 215 лет,  имеющих высшее образование (4-х  летний колледж и более высокое  образование), возросла с 10% в 1960 году до 26% в 1995 году, женщин –  с 6% до 20%.

 Значительные успехи  достигнуты в сфере охраны  окружающей среды. Под влиянием  жесткого законодательства и  при многообразном участии государства  расходы на эти цели в реальном  исчислении возросли с 1972 по 1997 г. более чем на 10% и достигли 2% ВВП, что равно половине военных  расходов.

 Несмотря на  все вышеупомянутое для США  характерен ряд серьезных, прежде  всего социально-политических проблем.

 Во-первых, при исчезновении главного стратегического противника и отступление угрозы глобальной войны, сохраняется опасность локальных войн и терроризма.

 Во-вторых, несмотря на  известные достижения, смягчение расовой проблемы, ее острота велика, особенно потому, что расовые различия, в большой мере совпадают с различиями в экономическом и социальном статусе.

 В-третьих, преступность  и число заключенных в США  (по отношению к общей численности  населения) на порядок выше, чем  в других развитых государствах, таких как, например, Япония или Скандинавские страны. Серьезную нагрузку на бюджет оказывают также наркотики и СПИД, которые представляют для США более серьезную проблему, чем для других развитых странах.

 В-четвертых, сохраняется  опасность глубокого экономического  кризиса (хотя еще одна Великая  депрессия вряд ли возможна), поскольку  устойчивости финансовой сферы,  существенно больше связанной  с мировым рынком, чем в 30-е  годы, не гарантированы.

 В-пятых, США имеет  тенденцию жить не посредствам, что проявляется в низкий норме личных сбережений при высокой кредитной задолженности населения, дефицитности (до самого недавнего времени) государственного бюджета, в пассивном сальдо торгового и текущего платежного баланса.

 Наконец, в-шестых, разрастание социальных программ постепенно приводит к образованию устойчивого общественного строя, живущего за счет государственных пособий разного рода, что повышает социальное напряжения в обществе, ибо главном плательщиком налогов по-прежнему является средний класс.

реформы

Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа  Р. Рейгана

В послевоенный период можно  выделить следующие периоды развития, отличающиеся характером применяемых  технологий, целями государственного регулирования экономики и положением США в мировом хозяйстве.

 Первый период – время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Основное его содержание – переориентация экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение потребительского спроса, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. На международной арене США обладали абсолютными экономическим превосходством и всемирно содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла, активно наращивая вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.

 Второй период  начался с кризиса 1957-1958 гг. и завершился кризисом 1973-1975 гг. Для него характерны расширение поточного производства, ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового потребителя, а также бурное развитие НТП в этом направлении. В государственном регулировании экономики господствовали представители кейнсианства. Произошли крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве. Страны Западной Европы и Японии становиться активным конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на собственном, внутреннем США. Кроме того, наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают (хотя и в скромной мере) немецкая марка, японская иена и ряд других валют.

 На протяжении 70-80-х  годов динамика многих важных  показателей, характеризующих международные  экономические позиции США, была  отрицательной. Доля США в совокупном  ВВП стран-членов ОЭСР упала с 42.3% в 1961 до 38.7% в1984: доля в промышленном производстве развитых стран понизилась с 39.5% в 1960г. до 36.7% в 1983г.; в мировом экспорте - сократилась с 18.2% в 1960г. до 12.4% в 1980г.

 В 1985 г. из крупнейшего  кредитора США превратились в  “страну-должника”, когда дефицит  платежного баланса за 1984г. почти  вчетверо превысил уровень чистых  активов. Замедление темпов экономического  роста в стране привело к  тому, что в 1980 г. уровень ВНП  на душу населения здесь был  ниже, чем в ФРГ, Англии и  Франции, и лишь на 15% превышал  японский.

 Относительное  ослабление экономических позиций  США в тот период обусловлено  действием ряда факторов. Первый фактор – низкий уровень нормы накопления капитала внутри страны по сравнению с ее конкурентами, что обусловило медленное обновление основного капитала и снижение темпов роста производительности труда.

 Другой важный фактор – сокращение “технологического разрыва” между США и конкурентами, наблюдавшееся в 60-70-е годы, а в некоторых областях продолжавшееся и в 80-х годах.

 Хотя США по абсолютным  размерам затрат в середине 80-х  годов все еще направляли на  НИОКР больше, чем Англия, Франция,  ФРГ и Япония вместе взятые, однако их доля в общей сумме расходов крупнейших стран – членов ОЭСР продолжала сокращаться (с 70% в 1969г. до менее 50% в 80-х годах). На сокращение “технологического разрыва” указывало и сближение США с другими развитыми странами по числу научных работников, а также по изменениям в сфере патентования новой техники и технологии.

 Наконец, фактором ухудшения  экономических позиций США послужило их длительное отставание от других развитых стран по темпам роста производительности труда. В 1960-1982 гг. ее среднегодовые темпы в обрабатывающей промышленности были в 3.5 раза ниже, чем в Японии, и вдвое ниже чем в ФРГ, во Франции, в Италии и Голландии.

 Третий период начался с конца 70-х годов. Рост мировых цен на сырье подоткнул экономику страны к переходу на новые технологии, в результате чего ее экономическое развитие стало в большой мере ориентироваться на мировую экономическую систему. Существенно возросла роль денежной политики в регулировании экономики. В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США.

 Именно в такой обстановке  на рубеже 80-х годов сформировался  новый подход в государственной  политике, который получил название  “рейганомики” (по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана). Он затронул микро - и макроуровень экономики страны, также характер их сочетания друг с другом.

 Следует отметить, что “рейганомика” явилась лишь одним из вариантов неконсервативной политики, которая на протяжении 80-90-х годов, применялась во всех развитых странах и получила название “консервативной волны”. Неоконсерватизм, возникший как реакция на ухудшение условий капиталистического воспроизводства, выдвинул на первый план задачи рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиления интернационализации капитала.

 В конце 70-х годов  действовавшая до этого в США  система регулирования привела  к замедлению экономического  роста, нарастанию бремени госаппарата,  увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособности американских товаров. Это привело к тому, что кейнсианство уступило место “новой” либеральной концепции монетаризма, которая выдвигала требования ослабления прямого вмешательства государства в экономику и переходу к широкой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка.

  Монетаристская теория американского экономиста  М.Фридмена  стала основой экономической программы президента Р.Рейгана. Она носила название «Новое начало для Америки. Программа экономического возражения» и включила следующие основные пункты: налоговую реформу, реформу амортизации, антиинфляционную кредитно-денежную политику, реформу дерегулирования экономики США.

  Сущность данной экономической  программы сводилась к следующим  положениям:

    1.Существеному  ограничению роста расходов федерального  правительства (прежде всего гражданских,  т.е направляемых на социальные программы);

    2.Значительному  снижению ставок подоходного  налога и предоставлению корпорациям  крупных налоговых льгот, направленных  на стимулирование производственных  капиталовложений и соответственно  экономического роста;

    3.Ослаблению государственной  регламентации предпринимательской  деятельности (сокращение числа  правил, форм отчетности, требований  к производственной и рыночной  деятельности, обязательности к  выполнению, по охране окружающей  среды и.т.д.);

    4.Проведению Федеральной  резервной системой (ФРС) ограничительной  кредитно-денежной политики, направленной  на ослабление инфляций.

 В результате проведения  курса Р.Рейгана были достигнуты стабильный экономический рост реального ВНП (на 3-4,% а год до 1988г.) и снижение уровней инфляции и безработицы (с 9,4 и 7,6% в 1981г. до 3,7 и 5,5% в 1988г. соответственно). Хозяйственный подъем проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13%. Объем личного потребления на 1\3превысили уровень 1979г. что было связанно с увеличением численности занятых более чем на 17 млн. человек.

Информация о работе Современная экономика США и ее проблемы