Особняком стоит программа
страхования по безработице, финансирование
и управление который осуществляется
совместно правительство и правительствами
штатов. Функциональные обязанности
двух уровней власти распределены следующим
образом: выделение финансовых средств
в основном контролируется федеральным
правительством, а управление программами
и механизм ее реализации находится в
ведение штатов.
В целом социальная
помощь осуществляется по трем
основным каналам
- государственному социальному
страхованию (выплаты по линии
общей федеральной программы,
пенсий по старости, инвалидности,
на случай смерти кормильца,
медицинской помощи престарелым
и инвалидам)
- государственному вспомоществованию(почти
180 программ, которые можно условно разделить
на 2 группы: федерально-штатные специализированной
помощи в денежной форме: пособия в натуральной
форме, включая предоставления бесплатно
продуктов питания, а также оплата государством
полностью или частично медобслуживания,
образования, проф.подготовки, жилья и
коммунальных услуг);
-частной системе социального
(производственного) страхования
и вспомоществования(опаливаемые отпуска
по болезни, страхование от несчастных
случаев и проф. Заболеваний, оплата медицинской
страховки, дополнительное пенсионное
обеспечение и т.п.).
Активная социальная
политика американского государства
стала одним из факторов, обеспечивающих
чрезвычайно высокий квалификационный
уровень рабочей силы в США.
Администрация Клинтона провозгласила
повышение уровня образования
постоянной функции на протяжении
жизни человека в условиях
экономики, переживающей непрерывную
технологическую революцию. Из
го. Источников финансируется примерно
80% учебных заведений. Расходы на образование
достигли почти 7% ВВП. Законченное средне
образование имеют 90% занятых в экономике,
а высшее образование, включая незаконченное
56%. Ныне 81% соответствующей возрастной
группы учится в ВУЗах. Это в 2-3 раза выше
чем в других развитых странах.
Государственная научно-техническая
и промышленная политика
Среди приоритетов администрации
Б. Клинтона (впрочем как и всех его предшественников,
начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой
не менее важное место занимает государственная
научно-техническая политика. При этом
подчеркивается, что только американская
наука и техника, опирающиеся на поддержку
государства, смогут обеспечить США сейчас
и в перспективе технологическое и экономическое
лидерство в мире, а также конкурентоспособность
американских товаров.
Администрация Клинтона
сформировала в обществе позитивное
отношение к федеральной политике
в сфере науки и технологий,
значительно укрепила общественную
убежденность в необходимости
расширения инвестиций в эту
сферу. Капиталовложения в НТП
в официальных документах называют
не иначе, как “инвестиции
в будущее”.
Известно, что в настоящее
время все развитые индустриальные
страны отвечают за тен или иные
отрасли науки и промышленности в глобальном
экономическом комплексе. При этом главным
критерием ответственности является несомненный
приоритет данной страны среди других
государств в конкретной сфере деятельности,
подразумевающий научно – техническую
новизну и качество поставляемого на мировой
рынок товара. Необходимо подчеркнуть
что предлагая на мировой рынок продукт
высокого качества, не имеющий аналогов,
страна лидер получает права монополиста
и может диктовать цены, на которые вынуждены
соглашаться другие участники международного
разделения труда.
За последние 20-25 лет США под влиянием
стабильно возрастающей конкуренции со
стороны других индустриально развитых
стран, значительно изменили “зону своей
ответственности”.
В рамках разделения
труда по критерию вовлеченности
стран в различные стадии научно
технического цикла, США занимают
наиболее выгодные позиции. Они
в большей степени чем остальные
развитые страны вовлечены в начальные,
бурно растущие и наиболее защищенные
от конкуренции стадии вышеназванного
цикла. Поскольку производимые в США высокотехнологическая
продукция, носит зачастую системообразующий
и уникальный характер, американские фирмы
получают эксклюзивную прибыль с каждой
ступени расширения спроса входящей в
продуктовый цикл.
США давно уже не
являются мировой “кузницей”, лидирующей
в мировом производстве товаров.
Однако им удалось выстроить
такой механизм взаимодействия
государства и бизнеса в сфере
науки и техники, который позволяет
им сохранять лидирующие позиции
в мировом экономическом развитии.
Основа промышленной
политики США заключается прежде
всего в обоснованном выборе приоритетом
государственной поддержки, а также адекватных
форм финансового стимулирования конкретных
отраслей и производств. Государство постоянно
отслеживает ситуацию в определяющих
секторах и отраслях индустрии, имеющих
общенациональное значение. Какие отрасли
промышленности являются в тот или иной
период ключевыми с точки зрения общенациональных
интересов в конкретных сферах мирового
производства – определяется тем, где
у страны могут быть значительный преимущества
по сравнению с другими участниками глобального
разделения труда и где можно извлечь
максимальную прибыль.
Если еще 20 лет назад
приоритетными отраслями промышленности
считались автомобили – и судостроение,
качественная черная и цветная
металлургия, производство персональных
компьютеров, то сейчас указанные
сферы больше не рассматриваются
как основополагающие в шкале
национальных интересов. Появились
новые критические секторы и
направления бизнеса в промышленности.
Именно в отношении них выстраивается
государственная научно –промышленная
стратегия. Это особенно отчетливо просматривается
в динамике расходов на эти цели в гос.
бюджете.
Каждое десятилетие
расходы на НИОКР в США удваивается.
В 1996 г. Они составили около
185 млрд. Долл. На долю федерального
правительства приходится более
1/3 вех расходов на НИОКР, в
том числе свыше половины –
на фундаментальные исследования.
Фундаментальные достижение в
области знаний официально признаны
в качестве основы экономического
роста. Согласно имеющимся оценкам,
на один доллар вложенный в НИОКР,
приходится 9$ роста ВВП.
Среди гражданских НИОКР
лидирует здравоохранение, невоенные
космические программы, энергетика, окружающая
среда, транспорт и сельское хозяйство.
На долю США приходится около половины
расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее
трети общемировых затрат.
Численности занятых в науке
за последнюю четверть века увеличилась
в США в 2 раза, а количество патентом на
изобретения выросло в двое. На долю американских
авторов приходиться примерно 1/3 всех
научных публикаций в мире. Среди 425 лауреатов
нобелевской премии по химии, физике, и
медицине, более 180 из США. Правда, среди
них не мало, натурализованных американцев,
то есть иммигрантов. США всегда имели
огромный резерв квалифицированной и
неквалифицированной рабочей силы из
других стран. Самые продуктивные и мощные
МОКи они заимствовали из Европы, Индии,
Китая и России.
Главное дополнение
которое администрация Клинтона
внесла в основы гос. , научно –тех.
И военно-тех. политики, - это демилитаризация
НИОКР, радикальный отказ от прежних масштабов
затрат на военные расходы, изменение
общих пропорций, расходов казны на военный
и гражданские НИОКР. К концу 90 годов, доля
невоенных научных исследований составила
80% вех расходов на НИОКР.
В принятых Конгрессом в
1994-1996 гг. федеральных законов о технологиях
двойного назначения определены приоретные
направления научно – технической политики:
разработка, совершенствование и развитие
ЭВМ особо высокой мощности; развитие
комплекса бионаук, наука о структуре
белковой и небелковой жизни, разработка
методов биотехнологий генной инженерии;
создание новейших методов лечения заболеваний;
повышение эффективности всего комплекса
сельхоз. Производства; развитие военно-
ориентированного комплекса НТП; развитие
международной передаче технологий и
участие в международном научном обмене.
Американское правительство
реализует научную политик тремя
способами: финансируте гос. научно
–исследовательские учреждения; предоставляет
гранты ученным из университетов и бесприбыльных
организаций; обеспечивает наиболее благпиятные
условия частному сектору, вкладывающему
деньги в научно- технические исследования
и разработки.
Важнейшим инструментом
гос. Поддержки науки и техники
является федеральная контрактная
система. Роль федерального правительства
сконцентрирована на активной
поддержке развития перспективных
технологий (технологий будущих
поколений), несущих в себе будущее
научно – технического и производственного
потенциала страны. Особая задача
гос. научно – технического
комплекса по финансированию
таких технологий и управлению
гос. программами – заказами сводится
к их поддержке на стадии доконкурентной
разработки.
Кроме того для оказания
материальной поддержки корпорациям
– федеральным подрядчикам и
частному сектору промышленности,
который осуществляет НИОКР, применяется
весьма развитый экономико – правовой
инструментарий. Он включает налоговые
кредиты(т.е право на дополнительно списание
затрат на НИОКР), льготное налогообложение
для корпораций, а также ускоренная амортизация
их основных фондов.
Так, ими разрешаются все
текущие расходы на собственный
НИОКР исключать из суммы годичной прибыли
корпораций, подлежащих налогообложению.
По подсчетам американских экономистов
1990-1995 годах, только за сет этих мер государственного
стимулирования НТП и промышленного капитала,
фирмы – исполнители программы НИОКР
ежегодно получали в общей сложности 20-25
млрд. долл., или 30-32% всех федеральных расходов
на эти цели в промышленности.
Наконец, в рамках
федеральной контрактной системы
получения льгот, открывает по
закону доступ к гос. фондам,
сырью, материалам, гос. Оборудованию,
возможность проведении реконструкции
или перепланировки производства по
гос. льготным ценам. Что не менее важно
доступ к федеральной интеллектуальной
собственности: патентам, лицензиям, открытиям,
изобретениям, ноу-хау – результатам предшествующих
федеральных программ НИОКР.
Комбинирование гос.
и частных исследований и разработок
обеспечивает экономический прогресс
и определяет наиболее перспективные
направления НТП. Частный бизнес
выполняет 3/4 всех исследования
и разработок США. Он обеспечивает
внедрение новейших научно –
технологических достижений в конечные
продукты и услуги – основу благосостояния
нации. Частные фирмы – основной источник
инноваций, в то время как государство
основной заказчик. Важнейшая миссия государства
заключается в создании благоприятного
экономического климата, для привлечения
частных инвестиций в НИОКР, эффективного
использования технологий и внедрения
инноваций фирмами и организациями.
Таким образом,
администрация Клинтона отвела
науке новую роль в экономической
деятельности государства: превращать
гос. поддержку исследований и разработок
в реальные экономические результаты,
такие, как подъем производительности
труда, эффективность и конкурентоспособность
американской промышленности в борьбе
за внешний рынок.
Внешнеэкономическая политика
Во второй половине 90-х
годов произошел настоящий прорыв
в процессе переноса промышленных производств
из США в другие страны. Кроме
того, усилия американского бизнеса
сконцентрировалась на управлении мировой
экономикой. Концепция строительства
постиндустриального общества предполагает
перевод ресурсоемких и технологических
освоенных производств в страны третьего
мира, ближе к источникам природных богатств,
в государства с менее строгим, чем
в США, природоохранным законодательством,
а также с относительно дешевой рабочей
силой.
В результате этих
процессов в США преобладают
самые доходные виды бизнеса,
связанные с процессов принятия
решений, выявлением и решением
проблем, которые мешают ему
развиваться, брокерские услуги
в широком смысле этого слова
(включая такие сферы, как маркетинг,
логистика и проч.).
Однако одновременно
резко нарастало и расслоение
общества по доходам. С 1990г.
заработная плата высшего корпоративного
менеджмента выросла в 4 раза,
а в отдельных случаях достигла
несколько сотен миллиардов долларов.
Высокие доходы создали собственный
сегмент потребительского рынка
– дорогих и супердорогих персональных
услуг.
Именно, в существовании
своеобразной “элитной пирамиды”,
считают некоторые американские
исследователи, кроется еще одни
“секрет” быстрого роста американской
экономики. Один из них Роберт
Райх (экономический советник Б. Клинтона)
в начале 90-х годов писал: “В зависимости
от того, насколько именно американцы,
занятые в мировой торговле, богатеют
за счет остального мира, они будут располагать
средствами для оплаты персональных услуг,
единственной формы экономики, основывающейся
на “просачивании благ сверху вниз””.
Последнее отражает тот факт, что деньги
в современной американской экономике
движутся сверху вниз, от элиты к простым
людям.
Основная стоимости сегодня
производится в сфере управления информационными
потоками. Полученная здесь прибыль становиться
главным источником финансирования спроса
на элитные товары и услуги. В настоящее
время уже не заработная плата менеджеров
определяется состоянием американской
экономики, а сама экономика США во многом
зависит от того, сколько получает и готова
потратить управленческая элита.
Вместе с тем, во
многом благодаря созданию в
1994 г. Северо – американской зоны свободной
торговли (НАФТА) и притоку на американский
рынок труда дешевых рабочих рук из Мексики,
стал функционировать механизм сдерживания
заработной платы в традиционных отраслях
США. Это позволило избежать ускорения
инфляции, стимулировало американцев
к переходу на работу в сферу услуг и обеспечило
рост прибылей корпораций. Последнее сыграло
ключевую роль в разогреве фондового рынка.
Все происходящие процессы
позволили экспертам провести
параллели между ситуацией, сложившейся
в последние годы 20 века, и событиями
конца 20-х годов, когда случился
крупнейших обвал фондового рынка,
ввергший Америку и весь мир
в самый глубокий и продолжительный
кризис века. Как и 70 лет назад,
бурный подъем американского
фондового рынка является главным
мотором процветания США и
важнейшим инструментом воплощения
новой экономической модели. Как
и тогда, он финансируется практически
прямым кредитованием банками
инвестиционных фондов и операций
обратного выкупа акций самими
компаниями. Таким образом, беспрецедентно
продолжительный рост американской
экономики осуществляется фактически
в кредит.