Современная экономика США и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Уже в начале 20 века США выделились как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. После второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР, США остались единственной сверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой экономики.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 58.48 Кб (Скачать)

 Особняком стоит программа  страхования по безработице, финансирование  и управление который осуществляется совместно правительство и правительствами штатов.  Функциональные обязанности двух уровней власти распределены следующим образом: выделение финансовых средств в основном контролируется федеральным правительством, а управление программами и механизм ее реализации находится в ведение штатов.

 В целом социальная  помощь осуществляется по трем  основным каналам

- государственному социальному  страхованию (выплаты по линии  общей федеральной программы,  пенсий по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца,  медицинской помощи престарелым  и инвалидам)

- государственному вспомоществованию(почти 180 программ, которые можно условно разделить на 2 группы: федерально-штатные специализированной помощи в денежной форме: пособия в натуральной форме, включая предоставления бесплатно продуктов питания, а также оплата государством полностью или частично медобслуживания, образования, проф.подготовки, жилья и коммунальных услуг);

-частной системе социального  (производственного) страхования  и вспомоществования(опаливаемые отпуска по болезни, страхование от несчастных случаев и проф. Заболеваний, оплата медицинской страховки, дополнительное пенсионное обеспечение  и т.п.).

 Активная социальная  политика американского государства  стала одним из факторов, обеспечивающих  чрезвычайно высокий квалификационный  уровень рабочей силы в США.  Администрация Клинтона провозгласила  повышение уровня образования  постоянной функции на протяжении  жизни человека в условиях  экономики, переживающей непрерывную  технологическую революцию. Из  го. Источников финансируется примерно 80% учебных заведений. Расходы на образование достигли почти 7% ВВП. Законченное средне образование имеют 90% занятых в экономике, а высшее образование, включая незаконченное 56%. Ныне 81% соответствующей возрастной группы учится в ВУЗах. Это в 2-3 раза выше чем в других развитых странах.

 

Государственная научно-техническая  и промышленная политика

Среди приоритетов администрации  Б. Клинтона (впрочем как и всех его предшественников, начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой не менее важное место занимает государственная научно-техническая политика. При этом подчеркивается, что только американская наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, смогут обеспечить США сейчас и в перспективе технологическое и экономическое лидерство в мире, а также конкурентоспособность американских товаров.

 Администрация Клинтона  сформировала в обществе позитивное  отношение к федеральной политике  в сфере науки и технологий, значительно укрепила общественную  убежденность в необходимости  расширения инвестиций в эту  сферу. Капиталовложения в НТП  в официальных документах называют  не иначе, как “инвестиции  в будущее”.

 Известно, что в настоящее  время все развитые индустриальные  страны отвечают за тен или иные отрасли науки и промышленности в глобальном экономическом комплексе. При этом главным критерием ответственности является несомненный приоритет данной страны среди других государств в конкретной сфере деятельности, подразумевающий научно – техническую новизну и качество поставляемого на мировой рынок товара. Необходимо подчеркнуть что предлагая на мировой рынок продукт высокого качества, не имеющий аналогов, страна лидер получает права монополиста и может диктовать цены, на которые вынуждены соглашаться другие участники международного разделения труда.

 За последние 20-25 лет США под влиянием стабильно возрастающей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран, значительно изменили “зону своей ответственности”.

 В рамках разделения  труда по критерию вовлеченности  стран в различные стадии научно  технического цикла, США занимают  наиболее выгодные позиции. Они  в большей степени чем остальные развитые страны вовлечены в начальные, бурно растущие и наиболее защищенные от конкуренции стадии вышеназванного цикла. Поскольку производимые в США высокотехнологическая продукция, носит зачастую системообразующий и уникальный характер, американские фирмы получают эксклюзивную прибыль с каждой ступени расширения спроса входящей в продуктовый цикл.

 США давно уже не  являются мировой “кузницей”, лидирующей  в мировом производстве товаров.  Однако им удалось выстроить  такой механизм взаимодействия  государства и бизнеса в сфере  науки и техники, который позволяет  им сохранять лидирующие позиции  в мировом экономическом развитии.

 Основа промышленной  политики США заключается прежде всего в обоснованном выборе приоритетом государственной поддержки, а также адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств. Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих секторах и отраслях индустрии, имеющих общенациональное значение. Какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов в конкретных сферах мирового производства – определяется тем, где у страны могут быть значительный преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль.

 Если еще 20 лет назад  приоритетными отраслями промышленности  считались автомобили – и судостроение, качественная черная и цветная  металлургия, производство персональных  компьютеров, то сейчас указанные  сферы больше не рассматриваются  как основополагающие в шкале  национальных интересов. Появились  новые критические секторы и  направления бизнеса в промышленности. Именно в отношении них выстраивается  государственная научно –промышленная стратегия. Это особенно отчетливо просматривается в динамике расходов на эти цели в гос. бюджете.

 Каждое десятилетие  расходы на НИОКР в США удваивается.  В 1996 г. Они составили около  185 млрд. Долл. На долю федерального  правительства приходится более  1/3 вех расходов на НИОКР, в  том числе свыше половины –  на фундаментальные исследования. Фундаментальные достижение в  области знаний официально признаны  в качестве основы экономического  роста. Согласно имеющимся оценкам,  на один доллар вложенный в НИОКР, приходится 9$ роста ВВП.

 Среди гражданских НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космические программы, энергетика, окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. На долю США приходится около половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее трети общемировых затрат.

 Численности занятых в науке за последнюю четверть века увеличилась в США в 2 раза, а количество патентом на изобретения выросло в двое. На долю американских авторов приходиться примерно 1/3 всех научных публикаций в мире. Среди 425 лауреатов нобелевской премии по химии, физике, и медицине, более 180 из США. Правда, среди них не мало, натурализованных американцев, то есть иммигрантов. США всегда имели огромный резерв квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из других стран. Самые продуктивные и мощные МОКи они заимствовали из Европы, Индии, Китая и России.

 Главное дополнение  которое администрация Клинтона  внесла в основы гос. , научно –тех. И военно-тех. политики, - это демилитаризация НИОКР, радикальный отказ от прежних масштабов затрат на военные расходы, изменение общих пропорций, расходов казны на военный и гражданские НИОКР. К концу 90 годов, доля невоенных научных исследований составила 80% вех расходов на НИОКР.

 В принятых Конгрессом в 1994-1996 гг. федеральных законов о технологиях двойного назначения определены приоретные направления научно – технической политики: разработка, совершенствование и развитие ЭВМ особо высокой мощности; развитие комплекса бионаук, наука о структуре белковой и небелковой жизни, разработка методов биотехнологий генной инженерии; создание новейших методов лечения заболеваний; повышение эффективности всего комплекса сельхоз. Производства; развитие военно- ориентированного комплекса НТП; развитие международной передаче технологий и участие в международном научном обмене.

 Американское правительство  реализует научную политик тремя  способами: финансируте гос. научно –исследовательские учреждения; предоставляет гранты ученным из университетов и бесприбыльных организаций; обеспечивает наиболее благпиятные условия частному сектору, вкладывающему деньги в научно- технические исследования и разработки.

 Важнейшим инструментом  гос. Поддержки науки и техники  является федеральная контрактная  система. Роль федерального правительства  сконцентрирована на активной  поддержке развития перспективных  технологий (технологий будущих  поколений), несущих в себе будущее  научно – технического и производственного  потенциала страны. Особая задача  гос. научно – технического  комплекса по финансированию  таких технологий и управлению  гос. программами – заказами сводится к их поддержке на стадии доконкурентной разработки.

 Кроме того для оказания  материальной поддержки корпорациям  – федеральным подрядчикам и  частному сектору промышленности, который осуществляет НИОКР, применяется  весьма развитый экономико – правовой инструментарий. Он включает налоговые кредиты(т.е право на дополнительно списание затрат на НИОКР), льготное налогообложение для корпораций, а также ускоренная амортизация их основных фондов.

Так, ими разрешаются все  текущие расходы на собственный НИОКР исключать из суммы годичной прибыли корпораций, подлежащих налогообложению. По подсчетам американских экономистов 1990-1995 годах, только за сет этих мер государственного стимулирования НТП и промышленного капитала, фирмы – исполнители программы НИОКР ежегодно получали в общей сложности 20-25 млрд. долл., или 30-32% всех федеральных расходов на эти цели в промышленности.

 Наконец, в рамках  федеральной контрактной системы  получения льгот, открывает по  закону доступ к гос. фондам, сырью, материалам, гос. Оборудованию, возможность проведении реконструкции или перепланировки производства  по гос. льготным ценам. Что не менее важно доступ к федеральной интеллектуальной собственности: патентам, лицензиям, открытиям, изобретениям, ноу-хау – результатам предшествующих федеральных программ НИОКР.

 Комбинирование гос.  и частных исследований и разработок  обеспечивает экономический прогресс  и определяет наиболее перспективные  направления НТП. Частный бизнес  выполняет 3/4 всех исследования  и разработок США. Он обеспечивает  внедрение новейших научно –  технологических достижений в конечные продукты и услуги – основу благосостояния нации. Частные фирмы – основной источник инноваций, в то время как государство основной заказчик. Важнейшая миссия государства заключается в создании благоприятного экономического климата, для привлечения частных инвестиций в НИОКР, эффективного использования технологий и внедрения инноваций фирмами и организациями.

      Таким образом,  администрация Клинтона отвела  науке новую роль  в экономической  деятельности государства: превращать  гос. поддержку исследований и разработок в реальные экономические результаты, такие, как подъем производительности труда,  эффективность и конкурентоспособность американской промышленности в борьбе за внешний рынок.                                                                                    

 

Внешнеэкономическая политика

Во второй половине 90-х  годов произошел настоящий прорыв в процессе переноса промышленных производств  из США в другие страны. Кроме  того, усилия американского бизнеса  сконцентрировалась на управлении мировой  экономикой. Концепция строительства  постиндустриального общества предполагает перевод ресурсоемких и технологических  освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных богатств, в государства с менее строгим, чем  в США, природоохранным законодательством, а также с относительно дешевой рабочей силой.

 В результате этих  процессов в США преобладают  самые доходные виды бизнеса,  связанные с процессов принятия  решений, выявлением и решением  проблем, которые мешают ему  развиваться, брокерские услуги  в широком смысле этого слова  (включая такие сферы, как маркетинг,  логистика и проч.).

 Однако одновременно  резко нарастало и расслоение  общества по доходам. С 1990г.  заработная плата высшего корпоративного  менеджмента выросла в 4 раза, а в отдельных случаях достигла  несколько сотен миллиардов долларов. Высокие доходы создали собственный  сегмент потребительского рынка  – дорогих и супердорогих персональных  услуг.

 Именно, в существовании  своеобразной “элитной пирамиды”,  считают некоторые американские  исследователи, кроется еще одни  “секрет” быстрого роста американской  экономики. Один из них Роберт  Райх (экономический советник Б. Клинтона) в начале 90-х годов писал: “В зависимости от того, насколько именно американцы, занятые в мировой торговле, богатеют за счет остального мира, они будут располагать средствами для оплаты персональных услуг, единственной формы экономики, основывающейся на “просачивании благ сверху вниз””. Последнее отражает тот факт, что деньги в современной американской экономике движутся сверху вниз, от элиты к простым людям.

 Основная стоимости сегодня производится в сфере управления информационными потоками. Полученная здесь прибыль становиться главным источником финансирования спроса на элитные товары и услуги. В настоящее время уже не заработная плата менеджеров определяется состоянием американской экономики, а сама экономика США во многом зависит от того, сколько получает и готова потратить управленческая элита.

 Вместе с тем, во  многом благодаря созданию в  1994 г. Северо – американской зоны свободной торговли (НАФТА) и притоку на американский рынок труда дешевых рабочих рук из Мексики, стал функционировать механизм сдерживания заработной платы в традиционных отраслях США. Это позволило избежать ускорения инфляции, стимулировало американцев к переходу на работу в сферу услуг и обеспечило рост прибылей корпораций. Последнее сыграло ключевую роль в разогреве фондового рынка.

 Все происходящие процессы  позволили экспертам провести  параллели между ситуацией, сложившейся  в последние годы 20 века, и событиями  конца 20-х годов, когда случился  крупнейших обвал фондового рынка,  ввергший Америку и весь мир  в самый глубокий и продолжительный  кризис века. Как и 70 лет назад,  бурный подъем американского  фондового рынка является главным  мотором процветания США и  важнейшим инструментом воплощения  новой экономической модели. Как  и тогда, он финансируется практически  прямым кредитованием банками  инвестиционных фондов и операций  обратного выкупа акций самими  компаниями. Таким образом, беспрецедентно  продолжительный рост американской  экономики осуществляется фактически  в кредит.

Информация о работе Современная экономика США и ее проблемы