Произошло постепенное
снижение военных расходов. Во
всей “военной группе” расходов
федерального бюджета несколько
увеличилась доля расходов по
статье “Наука, космос, и технология”.
Что касается блока федеральных
социальных расходов, то в 1980 –
1997 гг. в целом был зарегистрирован
их рост в 3.6 раза (с 292 млрд долл.
в 1980 г. до 95 млрд долл. в 1997 г.).
По ряду направлений
социальная ориентация бюджета
усилилась особенно заметно. Здесь
речь идет главным образом
о социальной инфраструктуре, финансируемой
по статьям “Социальное страхование”,
“Здравоохранение” и “Медикэр”
(медицинское обслуживание пожилых граждан
старше 65 лет). Рост статей “социальной
инфраструктуры” был примерно двукратным.
Наконец, стабилизировалась доля расходов
на выплату процентов по государственному
федеральному долгу.
Главная долгосрочная
проблема государственных финансов
США обусловлена четкой демографической
тенденцией к росту в общей
численности населения доли нетрудоспособных
лиц старших возрастов при
сокращении доли активной части.
Бюджет и налоги
– главная сфера взаимодействия
законодательной (конгресс) и исполнительной
(правительство во главе с президентом)
ветвей власти. Бюджетные проблемы
все больше становятся объектом
борьбы между ними и контролирующими
их политическими силами –
соответственно демократами и
республиканцами.
В “противостоянии”
Конгрессу президент опирается
на свое административно –
бюджетное управление (АБУ), которое
является центральным органом
в системе исполнительной власти
США, приводящим в действие
рычаги бюджетно- налогового регулирования.
Его контрольные функции – подготовка
ежегодных проектов федерального бюджета,
разработка мероприятий по повышению
эффективности и совершенствованию деятельности
правительственного аппарата, оценка
эффективности федеральных программ,
анализ организационной структуры и управленческих
процессов в федеральном правительственном
аппарате, а при необходимости – рекомендации
по его реорганизации.
Кроме АБУ огромное влияние
на экономическую и бюджетную политику
США оказывает Федеральная резервная
система, которая относиться к так называемым
независимым агентствам. Она представляет
собой пирамиду, в основании которой находятся
американские коммерческие банки – члены
ФРС, выше- 12 федеральных (формально также
частных) банков и 25 их филиалов, где работает
25 тыс. человек. Координирует и направляет
деятельность ФРС совет управляющих, состоящий
из 7 членов, которым помогают около 1500
сотрудников аппарата.
ФРС подотчетна только
Конгрессу и формально не подчинена исполнительной
власти. Поэтому в пределах предоставленных
полномочий она имеет право проводить
самостоятельную политику, основанную
на собственных представлениях о целесообразности
тех или иных мероприятий.
ФРС оказывает опосредованное
влияние на бюджетную политику
через механизм регулирования
учетных ставок и операций
на открытом рынке. Однако ее
главная сфера – контроль и
управление сферой денежно –
кредитного регулирования, сглаживание
циклических колебаний экономической
конъюнктуры, обеспечение устойчивого
роста производства и стабильного
функционирования рынка ссудных
капиталов.
Деятельность ФРС, осуществляется
через кредитную систему США,
которая высокоразвита, вполне
адекватна уровню экономического
развития страны и в послевоенный
период для многих стран выступала
образцом эффективности. Она имеет
ряд отличий от аналогичных
систем других развитых стран.
В состав кредитной
системы входит множество формально
самостоятельных мелких и средних
банков, на долю которых приходиться
около 20% активов. Это обусловило
стабильный уровень концентрации
банковских депозитов в последние
десятилетия.
Несмотря на высокую
концентрацию банковского дела,
США отличаются от других стран
необычайно большим числом самостоятельных
банков регионального и местного
типов. На конец 1995 г. насчитывалось
9.9 тыс. коммерческих банков с
застрахованными депозитами против
14.4 тыс. в 1980 г.(кроме того, несколько
сот банков не участвуют в федеральной
системе страхования). Число самостоятельных
сберегательных учреждений, не считая
кредитных союзов, превышало 2 тыс.
Все финансовые учреждения
являются частными – либо акционерными,
либо кооперативными. Государству
принадлежит лишь небольшое число
специализированных кредитных учреждений,
которые не конкурируют с частными,
а выполняют особые функции
в интересах общества. Их главная
задача – поддерживать стабильность главных
звеньев кредитной системы и дополнять
частный бизнес в таких областях, как кредитование
сельского хозяйства и жилищного строительства.
Технически американская
кредитная система быстро совершенствуется.
В ее институт постоянно происходит
смена оборудования с целью
повышения производительности. Важным
направлением развития системы
является вытеснение наличных
денег (банкнот), а в последнее
время – и чеков. По данным
на 1994 г., число держателей кредитных
карточек всех видов составляло
124 млн. или не менее 75% всего
взрослого населения. Число действующих
карточек превышало 1.1 млрд. Средний
американец имеет обычно несколько
карточек для разных целей
и форм оплаты.
Растет роль небанковских
кредитных институтов (судно - сберегательных
ассоциаций, кредитных союзов, пенсионных
и взаимных фондов, страховых
компаний и проч.), который составляют
конкуренцию коммерческим банкам и заметно
теснят их, особенно в сфере долгосрочного
кредита. Эти особенности являются следствие
законодательного регулирования банковской
деятельности США.
Изменение юридических
основ функционирования кредитной
системы и проведения денежной
политики – важная составная
часть макроэкономической стратегии
американского правительства последних
десятилетий. Изменения финансового
законодательства США в этот
период теоритечески опирались на смену
идеи регулирования и дерегулирования,
взаимно дополняющих друг друга.
На рубеже 70-80-х годов
были постепенно устранены многие
законодательные различия между
типами кредитно – финансовых институтов.
Последние получили возможность заниматься
операциями, которые ранее считались прерогативой
только коммерческих банков. В то же время
за счет включения этих институтов в сферу
регулирования ФРС значительно расширила
границы своей компетенции. Все эти меры
усилили конкуренцию на кредитном рынке,
особенно потребительском, а также стимулировали
создание новых финансовых инструментов.
В последние десятилетия США стали центром
финансовых инноваций. Например, общий
объем кредитных лимитов под залог жилья
лишь за десять лет (1980 – 1990 гг.) вырос с
нуля до 80 млрд. долл.
Однако не все инновации
имели положительный эффект. Зачастую
они приводили к появлению банков с большим
количеством займов сомнительного качества,
росту числа банков, “испытывающих серьезные
трудности” и даже к банкротству ряда
банков. В последние годы в стране отмечается
самый высокий в мире показатель отношений
потребительской задолженности к величине
доходов.
Все эти процессы
потребовали усиления регулирующих
функций ФРС, проведения ею
более активной денежной политики.
Основными параметрами, на который
было направлено внимание ФРС,
стали динамика агрегатов денежной
масса и уровень процентных
ставок на кредитном рынке.
Последний был главным показателем
до середины 70-х годов. С 1975
г. по требованию конгресса
ФРС начала устанавливать ежегодные
ориентиры роста денежной массы.
Причем до 1985 г. в основном использовалась
динамика денежного агрегата
М1, который позже сменили агрегаты М2 и
М3.
В 1982 – 1985 гг., стремясь
способствовать оживлению экономики,
ФРС ослабила ограничения на
рост денежной массы. Однако
такие меры не дали желаемого
результата (из стимулирующий эффект был
нейтрализован уменьшением скорости кругооборота
денежных средств в тот период), а лишь
вызвали всплеск инфляции. Последовавший
далее поворот в сторону жесткого контроля
за объемом денежной масс в обращение
привел к росту процентных ставок, снижению
объемов национального производства и
сокращению занятости.
Одновременно повышение
ссудного процента стимулировало
поток в США иностранных прямых
и портфельных инвестиций, так
как без них нельзя было
удовлетворить потребность экономики
в кредитных ресурсах. Причем основная
масса поступавшего иностранного каптала
вкладывалось в ценные бумаги, прежде
всего в государственные. Задача привлечения
иностранного капитала в американскую
экономику облегчается в силу того, что
сами торговые партнеры США заинтересованы
в инвестировании долларов, полученных
в уплату за экспортируемых туда товары.
В противном случае им пришлось бы столкнуться
с опасностью импортируемой инфляции.
Благодаря роли доллара
в международных расчетах у
США, несмотря на высокий уровень
внешней задолженности, и дефицита
торгового баланса, гораздо меньше
хлопот с регулированием курса
своей валюты, чем у других
стран. Традиционно заботы о
поддержании доллара во многом
перекладывается на основных
торговых партнеров (в частности,
на Японию).
Наиболее важным достижением
такой политики ФРС стали невысокие
среднегодовые темпы роста потребительских
цен. После спада 1990 – 1992 гг. они стабилизировались
на уровне 2.3 – 2.7%. Сохранению умеренной
инфляции кроме эффективной денежной
политики способствовали: стабилизация
на низком уровне цен на нефть и на другие
сырьевые товары: изменения в политике
регулирования заработной платы (как результат
высокого уровня безработицы, открытости
рынка труда, расширения возможностей
переноса производств в страны, где затраты
на рабочую силу ниже).
В настоящее время
кредитно – денежная политика ФРС близка
к нейтральной, т.е. не стимулирует и не
ограничивает развитие американской экономики.
Основным инструментом регулирования
в последние годы являются процентные
ставки. Их значения, как для первоочередных
заемщиков, так и по долгосрочным обязательствам
колеблется в пределах 5-6.5%. Неизбежное
ужесточение фискальной политики как
основного инструмента снижения бюджетного
дефицита грозит вызвать замедление экономического
роста. Учитывая это, ФРС приходится время
от времени понижать процентные ставки
для первоочередных заемщиков с целью
стабилизации производства. В целом снижение
процента помогает росту инвестиций и
производства.
Социальная политика и
система социального обеспечения
Как отмечалось
выше, в 70-х годах проявился,
в 80-х интенсивно продолжался
перевод американской государственной
политики на рельсы консервативного направления.
При этом резко сократились темпы роста
социальных расходов государства, их доля
в ВНП сначала стабилизировалась, а затем
и несколько понизилась. Ряд программ
был ликвидирован или серьезно урезан.
Изменился сам подход и правящих кругов,
и достаточно широких общественных слоев
к таким ключевым проблемам, как цели и
задачи социальной политики, возможности
и пределы государственного вмешательства
в эту сферу, выбор между социальной справедливость.
И экономической эффективностью.
Администрация Рейгана
в принципе отвергала идею, что
государственная политика призвана
обеспечивать больше равенства
и социальной справедливости.
Консерваторы настаивали на формуле:
“Либо равномерное распределение
бедности, либо неравномерное распределение
богатства”. И тем не менее перемены оказались
менее радикальными, чем ожидалось: не
произошло тотального демонтажа социальных
программ; расходы на социальные нужды
в конце 80-х составляли половину федерального
бюджета и 60% - бюджетов штатов и местных
органов управления.
Социальное обеспечение
в США представляет собой сложную
систему различных выплат, пособий,
дотаций. Система социальных расходов
образует прочную “страховочную
сеть”, защищающую интересы населения
в случае потери работы, трудоспособности,
кормильца. Свыше 80 млн. американских
граждан регулярно получают пособия
по программам государственного
социального страхования и вспомоществования,
объем которых в 1997 г. впервые
превысил рубеж в 1 трлн. долл.
Во второй половине 90-х годов
уровень бедности в США достиг
самой низкой отметки за всю
историю.
Согласно оценкам, на
“человеческий каптал” приходится
примерно 3/4 национального богатства
США. Капиталовложения в человеческий
фактор стали главной причиной
уверенного экономического развития
страны в конце 20 в. Экономическое
содержание так называемого социального
контракта – стимулирование роста
национального богатства страны.
На здравоохранение
американцы тратят 14, на образование
– 7.6, на науку – 2.6% ВВП(для
сравнение Россия – только 3%, 4.5% и 0.5% соответственно).
При Клинтоне осуществлена
реформа расходов на социальное
обеспечение, которая положила
предел их росту. Главный упор
реформы был сделан на переориентацию
с программ помощи на повышение
конкурентоспособности ее получателей
на рынке труда. В 1997 г. вступил
в силу закон, предусматривающий
обязательное участие реципиентов
в трудовой деятельности (не менее
20 часов в неделю). Обсуждаются
возможности повышения пенсионного
возраста, увеличения взносов на
пенсионное страхование, увеличение
трудового стажа, необходимого
для получения пенсии.
В стране исторически
сложились 2 независимые ветви
соцобеспечения – государственная
и частная. Причем между бизнесом
и государством установилось
своеобразное распределение функций.
Государство в большей степени
отвечает за поддержание минимального
уровня помощи и ее широкую
доступность. Бизнес во многих
случаях предоставляет социальные
услуги (пенсии, пособия и т.д.) в
более высоком объеме и лучшего
качества: они, как правило, увязаны
с программами социально развития,
которые имеют почти все компании.