Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления государственным долгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 17
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 17
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 27
3.1 Современное состояние управления государственным долгом России 27
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 3
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
В бюджете на 2002г. в целях обеспечения своевременного погашения государственного долга и повышения устойчивости бюджета было предусмотрено образование финансового резерва, а начиная с бюджета на 2004г. впервые был сформирован Стабилизационный фонд РФ.
3.2. Перспективы
оптимизации процесса
На протяжении длительного времени развития и становления России как самостоятельного субъекта международного экономического пространства, начиная с 1992г., объемы государственного внешнего долга намного превышали размеры внутреннего. Более того, дефицитный бюджет тогда еще экономически слабой страны нуждался в иностранных заимствованиях. Этот процесс приводил к созданию так называемого эффекта «обратной пирамиды», когда внешний долг постоянно растет и порождает необходимость все новых и новых займов. Ситуация усугублялась еще и тем, что Россия приняла на себя все долги Советского Союза.
Начиная с 2002г. государственный бюджет РФ стал профицитным благодаря выгодно сложившейся конъюнктуре на мировых сырьевых рынках, что непосредственно повлияло на ситуацию с выплатами внешних обязательств.
В 2005г. Россия и Парижский клуб кредиторов подписали соглашение о досрочном погашении части долга России перед этой организацией в размере 15 млрд. долл. по номиналу.
Согласно материалам Министерства финансов, в 2007г. экономия средств федерального бюджета по обслуживанию внешнего долга в связи с досрочным погашением части долга Парижскому клубу составила 750 млн. долл. В 2008г. экономия на выплате процентов по внешнему долгу составила около 700 млн. долл. Всего, по материалам Минфина, экономия до 2020г. составит 6 млрд. долл., или около 168 млрд. руб.
В настоящее время внешний долг РФ составляет 36,7 млрд. долл. США, что, в свою очередь, составляет около 3% ВВП страны. Это считается одним из самых низких и лучших показателей в мире. Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем.
В результате в настоящее
время уровень государственного
долга сохраняется на безопасном
уровне, что обеспечивает устойчивость
бюджетной системы и
Для сравнения, возьмем ситуацию с внешним долгом в США. Необходимо отметить, что эта благополучная и промышленно развитая страна обладает самым большим внешним долгом в мире - 2,2 трлн. долл. Общий государственный долг США составляет приблизительно 8,9 трлн. долл. По удельному весу отдельных стран в объеме мирового долга на США приходится почти четверть всех внешних заемных средств в мире.
Что касается России, то положительная динамика выплат внешнего долга очевидна. Но финансовый кризис, разразившийся осенью 2008г. внес свои коррективы. Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний.
С учетом вышеназванных обстоятельств для оптимизации процесса управления государственным долгом необходимы:
- продолжение налоговой реформы c дальнейшим сокращением налогового бремени;
- реформирование межбюджетных отношений с передачей на субфедеральный уровень части полномочий и бюджетных доходов;
- создание условий для ускорения темпов экономического развития страны, что позволит в конечном итоге сократить объемы государственного долга;
- создание условий для того, чтобы приоритет при осуществлении государственных заимствований был отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям. Возможность этого создает постепенное выравнивание условий привлечения внутренних и внешних заимствований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
В результате кредитных
отношений формируется
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал. Поэтому особенно важно эффективное управление данной категорией.
Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований.
Отсутствие единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом в предыдущие годы привело к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом.
Дефицит федерального бюджета России в первые годы реформирования покрывался в основном за счет внешних заимствований. В настоящее время внешний долг России складывается из кредитов Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним соглашениям, кредитов, выданных России с 1992г. по двусторонним соглашениям, кредитов международных финансовых организаций – Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ), рыночных займов России (еврооблигаций). На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.
В последние годы Россия постепенно выходит из долгового кризиса, более того, имеет возможности досрочного погашения отдельных долговых обязательств. Но проблемы еще сохраняются. И связаны они, прежде всего с совершенствованием самой экономики и финансовой системы. Некоторое ухудшение ситуации также вызвано финансовым кризисом, в результате которого государство возложило на себя долги крупных предприятий.
Для оптимизации процесса управления государственным долгом необходимо продолжить налоговые реформы c дальнейшим сокращением налогового бремени, продолжать реформирование межбюджетных отношений с передачей на субфедеральный уровень части полномочий и бюджетных доходов, создать условия для ускорения темпов экономического развития страны, что позволит в конечном итоге сократить объемы государственного долга, а также создать условия для того, чтобы приоритет при осуществлении государственных заимствований был отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Поляк Г.Б. Финансы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 236.
2 Ковалев В.В. Финансы. – М.: Проспект, 2008. – С. 254.
3 Поляк Г.Б. Финансы. – С. 238.
4 Ковалев В.В. Финансы. – С. 254.
5 Поляк Г.Б. Финансы. – С. 240.
6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 6.04.2011г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Там же.
8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 6.04.2011г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9 Ковалев В.В. Финансы. – С. 281.
10 Архипов А.И. Финансы. – М.: ТК Велби, 2007. – С. 212.
11 Архипов А.И. Финансы. – С. 203.
12 Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2006. - № 8. – С. 25.
13 Ковалев В.В. Финансы. – С. 278.
14 Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 26.
15 Коростникова Т., Сивкова В. Мы – Верхняя Вольта, но наш бронепоезд. // Аргументы и Факты. – 2006. - № 6 . – С. 6.
16 Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз. // Финансы. – 2006. - № 9. – С. 59.
17 Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз. – С. 61.
18 Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 27.
19 Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 29.
20 Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 30.
21Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 6.04.2011г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
22 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 6.04.2011г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
23 Там же.
Информация о работе Сущность и проблемы государственного кредита