Сущность и проблемы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Оглавление

Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления государственным долгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 17
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 17
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 27
3.1 Современное состояние управления государственным долгом России 27
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 3

Файлы: 1 файл

Государственный кредит БГУ Финансы.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

- государственный кредит  имеет избирательный, селективный  характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически  все участники экономической  системы.

 

1.2 Понятие  и классификация государственного долга

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ»7. Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.

Долговые  обязательства  – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования  и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ следующие8:

- кредитные соглашения и договора;

- государственные ценные бумаги;

- договора о предоставлении гарантий РФ;

- договора поручителей РФ;

- переоформленные долговые обязательства третьих  лиц в долг РФ;

- соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых

обязательств.

Во временном разрезе  выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.  Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов – как физических, так и юридических лиц. Практически государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет в стагнирующей экономике, в экономике, в которой спад производства в  течение длительного времени  предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Сложность объекта требует  выработки определенного подхода  к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно - оперативного порядка) и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному  назначению (в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей).

Основополагающим для  всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги  имеют существенные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг – это «долг самим себе» (заимствования государства у субъектов рынка и физических лиц). И тот и другой виды долгов – объективная реальность общественных отношений 9.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда  в качестве внутреннего долга  рассматриваются обязательства  органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в  иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация  на практике дополняется  еще рядом  классификационных схем, к которым  относятся:

- классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства);

- по типу долгового обязательства.

 В категорию «государственный  долг» включаются все признанные  долги РФ. Задолженность, формирующая  государственный долг, возникает  в результате заимствования в  денежной форме, выпуска долговых  обязательств для оплаты принятых  на себя долгов других экономических субъектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органам и др.

 

1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе

 

       Долговые тенденции повлияли на уровень взаимосвязи производства, распределения и потребления ВВП и нарушили их хрупкое динамическое равновесие. Это нарушение привело к противоречиям структур распределения первичных (реальных доходов) населения, которые во многом явились причиной инвестиционного коллапса экономики страны. Рост госдолга привел к появлению ряда воспроизводственных ограничений, в частности к ограничениям, в сфере воспроизводства рабочей силы, в использовании накопления на расширенное воспроизводство.

Естественным следствием этих ограничений является функционирование экономики России всех лет реформирования в условиях суженного процесса воспроизводства. Сужение воспроизводственного процесса привело к появлению специального механизма межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов с использованием неплатежей.

К долговой экономике  Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, спад производства, дефицит, рост внешнего долга и в результате тупик общего дефолта.  Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому – активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизводственном процессе10.

Анализ долговой ситуации в определенной степени основывается на понятии «долгового навеса», суть которого заключается  в том, что количество уже взятых государством обязательств начинает вызывать опасение относительно способности страны погасить их в полном объеме и в определенные сроки. Возникновение проблемы «долгового навеса» и возможность его снятия тесно связаны с состоянием реального сектора экономики.

Оценка государственного долга в плане его влияния  на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает  серьезное негативное воздействие  на экономику, так как его рост  ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании  государственных заимствований на нужды через государственные ценные бумаги). Значительный дефицит бюджета обуславливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.

В нормальных рыночных  условиях дефицит возникает, когда  уровень инвестирования в стране значительно превышает уровень  накопления. Применительно к российской экономике главной причиной дефицита и роста госдолга на первых этапах реформирования явилось превышение потребления (особенно госрасходов) над реальными доходами бюджета. К данной ситуации классическая причина дефицита, а именно рост уровня инвестирования по отношению к накоплению, не имеет прямого отношения.

Анализ воздействия долговой политики на экономическое состояние страны показывает значительное   влияние на него издержек, связанных  с обслуживанием государственного долга, величина которых во многом зависит от размеров процентной ставки. При этом объем средств, направляемых на обслуживание задолженности, важен не только при выработке бюджетно-налоговой политики, но и для оценки возможности развития долговых кризисов.

Ожидаемое состояние  платежного баланса в ближайшие  годы свидетельствует о наличии  у РФ потенциальных возможностей платить по долгам. Активное сальдо счета текущих операций, даже исходя из предположения о существенном ухудшении ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, останется достаточно высоким.

 

1.4 Система управления государственным долгом

 

Отсутствие единой системы управления государственным     внутренним и внешним долгом в предыдущие годы привело к довольно высокой  долговой нагрузке на федеральный бюджет. Расходы федерального бюджета на обслуживание  и погашение государственного внутреннего и внешнего долга оказывали негативное влияние на экономическую политику страны. Вместе с тем позитивные тенденции в развитии экономики, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой  проблемы.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных  обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Ключевое значение в управлении госдолгом имеют доверие к проводимой финансовой политике, более гибкий подход к решению долговых проблем, чем к изменению налогообложения   или определению инфляционных ориентиров.

Система управления госдолгом  должна иметь два режима функционирования:

- управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

- кризисное управление в условиях обостряющего дефицита бюджета,

спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований11.

Водораздел между этими  режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных  заимствований: накопление госдолга, система  платежей, тенденции новых заимствований.

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых с наличием бездефицитного бюджета (нулевой первичный дефицит); в – третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП, прекращением роста отношений «долг – ВВП»; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Проблема долга возникает  не тогда, когда он уже образуется и существует, а тогда, когда рост долга становится неуправляемым, а процесс его выплаты начинает затрудняться, оказывая давление на функционирование государства, процессы поддержания экономики страны в нормальном состоянии. Возникает необходимость решения  следующих проблем:

- общая оценка эффективности политики  заимствований государством

- средств, в связи с нарастанием напряженности в области обслуживания

долга;

- определение предельно допустимых размеров госдолга;

- анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и

возможных источников его покрытия;

- определение направлений и мер по стабилизации размеров госдолга;

- оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ним можно отнести:

- стабилизационные инструменты в государственном долге, управление

динамикой долга;

- уменьшение государственного внутреннего и внешнего долга;

- реструктуризацию задолженностей экономических субъектов

(предприятий и организаций)  бюджету;

- реструктуризации внешнего долга страны;

- контроль за заимствованием субъектов Федерации;

- сокращение госдолга путем недофинансирования  бюджетной сферы;

- снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным  методом  управления госдолгом является оптимизация  государственных заимствований. Оптимизационный  подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая  следующие меры: обеспечение эквивалентности  изменения текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация  политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведения стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.

Таким образом, государственный  кредит – это совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

В результате кредитных отношений  формируется государственный долг, который традиционно делится  на внутренний и внешний. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост  ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал. Поэтому особенно важно эффективное управление данной категорией.

Информация о работе Сущность и проблемы государственного кредита