Сущность и проблемы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Оглавление

Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления государственным долгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 17
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 17
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 27
3.1 Современное состояние управления государственным долгом России 27
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 3

Файлы: 1 файл

Государственный кредит БГУ Финансы.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

2 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ЗАЕМЩИК

 

       2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ

 

Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами  России без предварительного изучения истории вопроса.

Первый в истории  России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769г. в Голландии под 5% годовых. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен только через 76 лет – в 1891г.12.

Со второй половины XIX века Россия начала испытывать еще  большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены значительные средства, в  основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание договора с США (18 марта 1867г.), когда была продана Аляска за 7,2 млн. долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке13.

В конце  XIX века российским правительством было выпущено несколько  золотых займов, которые впоследствии были также реструктуризированы. Дореволюционная  Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных  займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального самообеспечения.

Первые попытки получить большой  международный заем с помощью  французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда  Россия стала испытывать серьезные  финансовые затруднения. 17 апреля 1906г. был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906г.» на общую сумму 2250 млн. французских франков, из которых французские банки должны были разместить 1200 млн., русские – 500 млн., английские – 330 млн., австро-венгерские – 165 млн. и голландские – 55 млн.14.

Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен до 1956г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.

Российский внешний заем 1906г. имел большое значение для расстановки политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала установленное еще в 1896г. денежное обращение, основанное на золоте.

После революции 1917г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств, международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями.

Наверное, единственный в истории  классический дефолт – отказ большевиков  от царских долгов – произошел  в России. Это повлекло за собой  исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной собственности (на 300 млрд. долл.)15. Однако, уже к 1927г. советское правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.

Историческая оправданность стремления к внешней независимости в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. получили 42 страны, их объем, приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл.16.

Кроме ленд-лизовских поставок Англия и Канада осуществляли поставки в  СССР по кредитам, хотя размер последних  был значительно меньше поставок по ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере 10 млн. долл. от 8 сентября 1941г. на закупку пшеницы и муки.

Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941г. в размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942г. сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена17.

Принцип обеспечения  внешней независимости претворялся  в жизнь вплоть до конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи  Советского Союза в этот период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая государственная  внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических организациях, а также контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании, как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как следствие, росту займов за рубежом.

С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних экономических связей18.

Все это, вылившись в  глубокое падение национального производства с исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.

В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10 млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою продукцию в среднесрочный кредит19.

Основной особенностью этих западных кредитов было то, что  они привлекались и погашались исключительно  в денежной форме – в свободно конвертируемой валюте, которую можно  было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов. В результате за период 1985-1991гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза – с 22,5 до 65,3 млрд. долл.

Некоторое время правительство  оплачивало долги за счет своих золотых и валютных резервов. Но к 1991г. СССР оказался неплатежеспособным.

Следует отметить, что  практика погашения задолженности  за счет золотовалютных резервов применялась  в России уже давно, и сами эти  резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно  снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе.

В момент распада СССР в конце 1991г. внешний долг Союза составлял около 90 (по другим оценкам – 70) млрд. долл.20. К тому времени кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за 1989 и 1990гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-поставщиками. Большую часть долга СССР – около 37 млрд. долл. – составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, около 16 млрд. – задолженность по кредитам коммерческих банков.

Россия приняла на себя всю полноту ответственности  по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза.

Унаследованные Россией  долги состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных  кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Несмотря на нерациональную структуру, они могли быть погашены и без инфляционного финансирования дефицита и привлечения новых займов. В первой половине 90-х гг. средняя ставка по российскому долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при задолженности в 70 млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл. Кроме того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд. долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6% общего государственного дохода.

Однако ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993гг. привели к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в положении международного банкрота, или так называемого «государства ТОД» («с трудностями в обслуживании долгов»).

           Период 2009-2010 гг. характеризовался существенным изменением структуры государственного долга субъектов Российской Федерации в сторону увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижения доли рыночного долга. Указанные изменения явились следствием сознательной государственной антикризисной политики в сфере межбюджетных отношений, которая позволила стабилизировать ситуацию с региональными бюджетами в условиях ограниченного доступа субъектов к рыночным ресурсам.

       За последние 5 лет объем государственного долга субъектов Российской Федерации последовательно увеличивался, превысив к началу 2011 года 1 трлн. рублей. При этом максимальный рост - более 48% пришелся на кризисный 2009 год, а минимальный - менее 7% - на 2011 год.

По состоянию на 1 января 2012 года государственный долг субъектов  Российской Федерации составил 1,2 трлн. рублей или 2,2% ВВП, в том числе государственный внешний долг - 17,8 млрд. рублей или 0,03% ВВП.

Структура внешнего долга России по состоянию на 1 декабря 2012г. представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 декабря 2012г.

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

40 872,9

31 571,9

     

Задолженность перед  официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

345,5

266,9

     

Задолженность перед  официальными кредиторами - не членами  Парижского клуба

1 131,1

873,7

     

Задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

983,7

759,8

     

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

56,0

43,3

     

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

2 034,8

1 571,8

     

Задолженность по внешним  облигационным займам

34 910,4

26 966,2

    внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 544,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2017 году

2 000,0

1 544,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2018 году

3 466,4

2 677,6

     внешний  облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 703,5

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2022 году

2 000,0

1 544,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2028 году

2 499,9

1 931,0

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2030 году

16 444,1

12 702,1

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2042 году

3 000,0

2 317,3

     

Задолженность по ОВГВЗ

10,7

8,2

     

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной  валюте

1 400,7

1 082,0

     

Информация о работе Сущность и проблемы государственного кредита