Сущность и проблемы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Оглавление

Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления государственным долгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 17
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 17
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 27
3.1 Современное состояние управления государственным долгом России 27
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 3

Файлы: 1 файл

Государственный кредит БГУ Финансы.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

 

В структуре валютного  долга России, таким образом, можно выделить следующие основные элементы:

- Советский долг. Сюда относятся задолженности: Лондонскому клубу кредиторов, Парижскому клубу, по ОВГВЗ Минфина (транши 3–5), и другие советские долги.

- Российский долг. Включает в себя: обязательства перед МВФ, Мировым банком, еврооблигации, ОВГВЗ и другие российские долги.

У экономистов современное  состояние внешнего долга государства  уже не вызывает опасений.

 

2.2 Состояние  и особенности внешнего долга  РФ по кредиторам

 

Рассмотрим состояние  и особенности российских внешних заимствований по кредиторам.

Парижский клуб кредиторов – это в основном страны «большой семерки», заинтересованные в развитии демократических преобразований в  странах бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба – межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому правительству, гарантированные иностранными правительствами.

Лондонский клуб кредиторов – крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная  организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Обязательства России перед  этим клубом составляют межбанковские  кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

Наиболее крупные кредиты  Россия получает от МВФ.

Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

-наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;

-наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;

- сохранение стабильного налогового режима.

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.

Самыми значительными  шагами сотрудничества России с МВФ  стало предоставление ей резервного кредита «Stand-by» №1 в 1992г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-by» №2 в 1995г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации – соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов:

-   не обусловленные;

- обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.

Все займы МБРР предоставлялись  только под гарантии Правительства  РФ и на условиях возврата основного  долга в течение 17 лет; его погашение начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый реабилитационный заем (1993г.) и третий заем на структурную перестройку экономики (1998г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно.

Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 – 1998гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций.

Выпуск российских евробондов был номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет погашаться в первую очередь

 

 

Основные направления  государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях умеренного ускорения темпов роста российской экономики, стабильного уровня инфляции, сохранения цен на нефть примерно на уровне 100 долл. США, некоторого ослабления курса рубля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РФ

 

3.1 Современное состояние управления государственным долгом России

 

В соответствии с действующим  Бюджетным кодексом РФ «управление  государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации»21.

При этом Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией; а субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение (использование) и погашение.

Управление привлечением долгового финансирования в экономику  предполагает удержание величины долга  в определенных пределах. Предельные объемы государственного внутреннего  долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга22.

Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования  с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год государственного долга, и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Данное право, согласно п. 4 ст. 108 БК РФ, распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) внешние заимствования РФ23.

Привлечение долговых источников финансирования бюджетного дефицита осуществляется на основе предварительно составленных программ внешних и внутренних заимствований.

Программа государственных  внешних заимствований РФ и предоставляемых  Российской Федерацией государственных  кредитов представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

В Программу государственных  внешних заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о  займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

Программы государственных  заимствований Российской Федерации  представляются федеральным органом  исполнительной власти Российской Федерации  законодательному органу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

В случае выпуска долговых обязательств РФ с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного  имущества программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также примерный перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

В программу государственных  внутренних заимствований Российской Федерации в обязательном порядке  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы, если такие соглашение не утратили силу в установленном  порядке.

Все поступления средств  в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или  муниципального долга, отражаются в  бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

В расходы на обслуживание государственного долга закладывается резерв на исполнение обязательств по государственным или муниципальным гарантиям при наступлении гарантийного случая.

Государственной гарантией  признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантия выдается в письменной форме, на срок, определяемый сроком исполнения гарантированного ею обязательства.

Гарант по государственной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство  гаранта перед третьим лицом  ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.

Федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год должны быть установлены  верхний предел общей суммы государственных  гарантий Российской Федерации, предоставляемых  в валюте Российской Федерации, и  верхний предел государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.

Общая сумма предоставленных  государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга России как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных  государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований России.

Одним из концептуальных подходов в управлении госдолгом  является согласование общей установки  в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП.

Управление размещением государственного долга может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Способы  использования ресурсов, привлекаемых в качестве государственных кредитов

 

В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ – новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Погашение долга производилось из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-1992 годах.

Информация о работе Сущность и проблемы государственного кредита