Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления государственным долгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 17
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 17
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 27
3.1 Современное состояние управления государственным долгом России 27
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 3
В структуре валютного долга России, таким образом, можно выделить следующие основные элементы:
- Советский долг. Сюда относятся задолженности: Лондонскому клубу кредиторов, Парижскому клубу, по ОВГВЗ Минфина (транши 3–5), и другие советские долги.
- Российский долг. Включает в себя: обязательства перед МВФ, Мировым банком, еврооблигации, ОВГВЗ и другие российские долги.
У экономистов современное состояние внешнего долга государства уже не вызывает опасений.
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам
Рассмотрим состояние и особенности российских внешних заимствований по кредиторам.
Парижский клуб кредиторов – это в основном страны «большой семерки», заинтересованные в развитии демократических преобразований в странах бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба – межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому правительству, гарантированные иностранными правительствами.
Лондонский клуб кредиторов – крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ.
Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:
-наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
-наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;
- сохранение стабильного налогового режима.
Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.
Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало предоставление ей резервного кредита «Stand-by» №1 в 1992г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-by» №2 в 1995г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации – соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.
Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов:
- не обусловленные;
- обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.
Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый реабилитационный заем (1993г.) и третий заем на структурную перестройку экономики (1998г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно.
Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 – 1998гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций.
Выпуск российских евробондов был номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет погашаться в первую очередь
Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.
В соответствии со сценарными
условиями и основными
3 ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РФ
3.1 Современное состояние управления государственным долгом России
В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ «управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации»21.
При этом Российская Федерация
не несет ответственности по долговым
обязательствам субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение (использование) и погашение.
Управление привлечением долгового финансирования в экономику предполагает удержание величины долга в определенных пределах. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга22.
Правительство Российской
Федерации имеет право
Привлечение долговых источников финансирования бюджетного дефицита осуществляется на основе предварительно составленных программ внешних и внутренних заимствований.
Программа государственных
внешних заимствований РФ и предоставляемых
Российской Федерацией государственных
кредитов представляет собой перечень
внешних заимствований
В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
Программы государственных заимствований Российской Федерации представляются федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации законодательному органу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
В случае выпуска долговых
обязательств РФ с обеспечением исполнения
обязательств в виде обособленного
имущества программа
В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашение не утратили силу в установленном порядке.
Все поступления средств
в бюджет от заимствований и других
долговых обязательств, включая средства,
которые расходуются на обслуживание
и погашение государственного или
муниципального долга, отражаются в
бюджете как источники
В расходы на обслуживание государственного долга закладывается резерв на исполнение обязательств по государственным или муниципальным гарантиям при наступлении гарантийного случая.
Государственной гарантией
признается способ обеспечения гражданско-
Гарант по государственной
гарантии несет субсидиарную ответственность
дополнительно к
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год должны быть установлены верхний предел общей суммы государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых в валюте Российской Федерации, и верхний предел государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.
Общая сумма предоставленных
государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения
Общая сумма предоставленных
государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения
Одним из концептуальных подходов в управлении госдолгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП.
Управление размещением государственного долга может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Способы использования ресурсов, привлекаемых в качестве государственных кредитов
В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ – новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.
Погашение долга производилось из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-1992 годах.
Информация о работе Сущность и проблемы государственного кредита