Сущность центрального банка и его происхождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:18, лекция

Краткое описание

Сущность центрального банка.
Происхождение центральных банков.
Формирование банковской системы России.

Файлы: 1 файл

Лекции - ОДЦБ.doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.

Правовая основа банковского надзора охватывает законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор.

 

5.2.3. Международная практика  организации банковского надзора

Во всех странах с рыночной экономикой банковский надзор занимает важное место в системе мер по обеспечению стабильности функционирования банковского сектора.

Направления банковского надзора в разных странах практически одинаковые. Существенные различия касаются главным образом его организации, правовой основы, используемых инструментов и технологий.

Выделяются три типа надзорных систем, различающихся по организационной структуре.

К первому типу относятся страны, в которых надзорная деятельность полностью сосредоточена в центральном банке. Это - Италия, Греция, Чехия, Словакия, Китай, Аргентина.

Ко второму типу организации банковского надзора относятся Япония, Испания и Канада. В этих странах функции надзора разделены между центральным банком и министерством финансов.

Третий тип надзорной системы имеет место в большинстве развитых стран: Германии, Франции, США и др.

Международный опыт организации надзорной деятельности характеризуется использованием как общих для всех стран, так и специфических направлений, механизмов и инструментов надзора.

К числу общих направлений надзорной деятельности следует отнести:

  • разработку основных правил осуществления банковских операций, пруденциальных норм и требований к кредитным институтам;
  • осуществление лицензирования;
  • про ведение инспекционных проверок;
  • анализ финансового состояния кредитных институтов и применение при необходимости корректирующих мер.

Вместе с тем при проведении надзора по указанным направлениям существуют некоторые национальные особенности.

Основными тенденциями в развитии методов оценки финансового состояния кредитных институтов являются:

  • включение в модель оценки основных банковских рисков (кредитного, рыночного, ликвидности), а также системы управления ими;
  • использование экономико-математического инструментария для прогнозирования финансовой устойчивocти кредитного института;
  • усиление внимания анализу макроэкономических факторов, в том числе конкурентной среды в банковском секторе;
  • сочетание дистанционного анализа с проверками на месте для более детального изучения качественных сторон деятельности кредитного института и систем управления ими;
  • рассмотрение эффективности принимаемых надзорным органом корректирующих мер по результатам анализа и оценки кредитного института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5.3. Становление и развитие системы

банковского надзора в России

 

5.3.1. Развитие банковского законодательства, регулирующего надзорную деятельность

Формирование основ банковского надзора в России началось сразу после создания двухуровневой банковской системы. Этот процесс продолжается и в настоящее время, отражая развитие банковского регулирования и надзора, сближение российской практики с международной.

Правовую основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Впоследствии банковское законодательство расширилось за счет ряда новых законов:

  • Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;
  • Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», установившего порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками и Банком России;
  • Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их участия в этой системе;
  • Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому органами валютного регулирования являются Правительство Российской Федерации и Банк России, а органом валютного контроля Банк России.

 

5.3.2.Развитие пруденциальных  норм

Наряду с развитием банковского законодательства за эти годы была создана серьезная нормативная база Банка России, касающаяся банковского регулирования и надзора, существенно расширившая правовую основу банковского регулирования и надзора.

Особое место среди них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.

Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков.

Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.

Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.

К ним, в частности, относятся:

  • Положение Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
  • Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
  • Положение Банка России от 9 октября 2002 г. № 199- П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России. Развитие этих инструментов имеет несколько этапов.

В Письме Центрального банка Российской Федерации от 28 мая 1997 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков» выделены две категории банков с разбивкой каждой из них на две группы.

Первая категория банков определена как финансово стабильные. Внутри этой категории одна группа включает банки без признаков проблемности, вторая - банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

Вторая категория охватывает проблемные банки, разбитые на две группы: банки, испытывающие серьезные финансовые трудности, и банки, находящиеся в критическом финансовом состоянии.

Наряду с выделением по степени проблемности четырех групп банков вместо трех, в данном документе были также изменены критерии классификации банков.

К числу таких критериев отнесены: выполнение пруденциальных норм, своевременность выполнения обязательств перед кредиторами, динамика абсолютной величины собственного капитала банка; состояние учета и отчетности, своевременность представления ее в банк.

С введением системы страхования депозитов кредитных организаций в 2004 г. была разработана методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов

В целом процесс становления и развития банковского надзора в России характеризуется следyющuми особенностями:

  • начиная с 1990-х годов в России происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;
  • в настоящее время в России уже сложилась система банковского надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам;
  • особенностями современной российской системы банковского надзора являются: сосредоточение этой функции у Банка России; превалирование централизованного регулирования банковской деятельности по сравнению с саморегулированием; в основном экстенсивный характер надзора; отсутствие достаточного опыта и квалификации у сотрудников надзорного блока Банка России и его территориальных учреждений.

 

5.3.3. Современная практика  текyщeгo банковского надзора, осуществляемого Банком России

Под текущим банковским надзором понимается совокупность действий, процедур, инструментов, используемых Банком России в процессе регулирования текущей деятельности кредитных организаций.

Назначение текущего банковского надзора состоит в предотвращении и оперативном устранении проблем в деятельности кредитных организаций, что является важным фактором обеспечения стабильности развития банковской системы в целом, повышения доверия к ней инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Текущий банковский надзор Банка России можно подразделить на два вида: дистанционный и контактный. Их объединяют: предмет надзора - текущая деятельность кредитных организаций, получивших от Банка России соответствующую лицензию, и конечные задачи текущего надзора - оперативное выявление проблем у банка и факторов, их вызывающих, своевременное принятие соответствующих мер для обеспечения финансовой устойчивости каждой кредитной организации.

Вместе с тем эти два вида текущего банковского надзора имеют определенные различия.

Во-первых, у дистанционного надзора предмет регулирования шире. Он касается не только отдельной кредитной организации, но и банковской системы в целом.

Во-вторых, дистанционный надзор применительно к кредитной организации опирается на отчетность самой кредитной организации и информацию, имеющуюся у Банка России. Поэтому дистанционный надзор носит непрерывный и всеобщий характер. Контактный надзор основывается на проверках первичной документации и отчетности кредитных организаций непосредственно на местах. Его характеризует выборочный и периодический характер.

В-третьих, дистанционный надзор ставит задачу дать предварительный диагноз финансового состояния всех кредитных организаций на основе соблюдения ими пруденциальных норм и требований. Контактный надзор нацелен на всестороннее изучение реального состояния дел у кредитной организации путем проверки достоверности представляемой в Банк России отчетности, соблюдения действующего законодательства и нормативных актов Банка России, системы корпоративного управления и системы управления рисками.

Организацией и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности.

Для дистанционного надзора Банка России на современном этапе характерно стремление создать систему дuaгнocmuкu (мониторинга) текущего финансового состояния кредитных организаций.

В соответствии с передовой международной практикой банковского надзора, рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору эта система предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и регулятивных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.

В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия.

Выбор конкретной меры воздействия обусловливается тремя факторами:

  1. характером допущенных кредитной организацией нарушений;
  2. причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;
  3. общим финансовым положением кредитной организации.

В настоящее время основное внимание уделяется своевременной адекватности и эффективности мер надзорного реагирования, что требует тесных контактов специалистов надзорного блока с инспекционным подразделением.

 

5.3.4. Практика инспекционной  деятельности Банка России

Инспекционная деятельность Банка России относится к контактному виду надзора.

Контактный надзор, как и дистанционный, представляет собой систему, включающую цель, задачи, предмет проверки, организационный блок, методико-аналитический инструментарий.

Целью инспекционных проверок является определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России.

Выполнение указанных задач реализуется посредством комплексных и тематических проверок.

Предметом комплексной проверки является деятельность кредитной организации в целом; предметом тематических проверок - отдельные аспекты ее деятельности. Наиболее типичными тематическими проверками являются: проверка правильности формирования резервных требований, депонируемых в Банке России, проверка правильности создания целевых резервов и др.

Выбор кредитных организаций для того или иного вида проверки обусловливается:

  • обязанностью Банка России проверить каждую кредитную организацию не реже одного раза в год;
  • степенью финансовой устойчивости кредитной организaции;
  • другими факторами, вызванными особыми обстоятельствами (например, вступление банков в систему страхования депозитов).

Информация о работе Сущность центрального банка и его происхождение