Сущность центрального банка и его происхождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:18, лекция

Краткое описание

Сущность центрального банка.
Происхождение центральных банков.
Формирование банковской системы России.

Файлы: 1 файл

Лекции - ОДЦБ.doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Кредитная организация может создаваться на основе любой формы собственности: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

Порядок регистрации кредитной организации можно представить в виде схемы:

 

 

Рис. 5.1.1. Порядок регистрации кредитной организации

На схеме обозначены:

  1. Запрос о предварительном согласовании наименования кредитной организации (рассматриваются в Банке России 5 рабочих дней).
  2. Письменное сообщение (действительно в течение двенадцати месяцев с даты его направления), содержащее заключение о возможности использования предполагаемых фирменного (полного официального) и сокращенного наименований кредитной организации.
  3. Пакет документов, необходимых для государственной регистрации согласно Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
  4. Подтверждение получения пакета документов.
  5. Рассмотрение документов в территориальном учреждении (срок рассмотрения в территориальных учреждениях Банка России не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов).
  6. Положительное заключение о возможности государственной регистрации (вместе с необходимыми документами).
  7. Рассмотрение документов в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (рассматриваются в срок, не превышающий шести месяцев).
  8. В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации данный Департамент направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  9. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц.
  10. Сообщение о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.
  11. Территориальное учреждение направляет в Банк России посредством факсимильной связи уведомление о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.
  12. Уведомление о регистрации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, требование оплатить 100% уставного капитала в течение одного месяца.
  13. Документы, подтверждающие фактическую оплату уставного капитала.
  14. Заключение о правомерности оплаты уставного капитала.

При получении заключения из территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100 % уставного капитала кредитной организации Банк России принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии, а также направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган.

 

5.1.3. Выдача лицензий  на осуществление банковской  деятельности

Первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций может быть выдан председателю совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или иному уполномоченному лицу, письменно подтвердившему получение указанного документа.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выданной Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитной организации лицензий на осуществление банковских операций подлежит публикации в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в данный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения.

В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Вновь созданному банку могут быть выданы лицензии на осуществление банковских операций со средствами:

  • в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
  • лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Другим направлением лицензионной деятельности Банка России является открытие (закрытие) подразделений кредитной организации на территории Российской Федерации.

Еще одним направлением лицензионной деятельности Банка России является выдача кредитной организации дополнительных лицензий на осуществление банковских операций.

Для расширения своей деятельности и получения дополнительных лицензий кредитная организация должна быть:

- в течение последних шести месяцев финансово устойчивой;

- выполнять обязательные резервные  требования Банка России;

- не иметь задолженности перед  федеральным бюджетом, бюджетом  субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

- иметь соответствующую организационную  структуру, включая службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России, предъявляемые к сотрудникам кредитной организации;

- соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

В последние годы в лицензионной деятельности Банка России появилось новое направление, связанное с реорганизацией кредитных организаций.

Формами реорганизации кредитных организаций могут быть: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

 

5.1.4. Мероприятия Банка  России по повышению лицензионной  деятельности

В последние годы Банк России, учитывая рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, все больше внимания уделяет повышению эффективности лицензионной деятельности. В частности, он провел ряд мероприятий.

1. Банк России усилил внимание  к оценке реального финансового  положения юридических лиц учредителей (участников) кредитной организации.

2. Принятие Банком России мер, направленных на обеспечение прозрачности структуры собственности на доли (акции) кредитных организаций.

3. Усиление требований Банка России к количественным и качественным параметрам уставного капитала банков.

4. Повышение требовательности к  квалификации и деловой репутации  руководителей кредитной организации (руководителя, главного бухгалтера и его заместителей), зафиксированное в одном из дополнений к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», принятому в 2001 г.

 

 

 

 

Тема 5.2. Необходимость, сущность и назначение

банковского надзора

 

5.2.1. Понятие банковского  регулирования и банковского  надзора

Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование.

Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны.

Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кpeдитopoв и вкладчиков.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.

Банковский надзор – это особая система, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и дpyгой орган, уполномоченный гocyдapством.

В настоящее время в мировой практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский надзор осуществляют разные органы. В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.

Банковский надзор следует определить как разновидность государственного (банковского) регулирования, осуществляемого надзорным органом посредством специфических процедур, технологий и инструментов.

 

5.2.2. Функции и содержание  банковского надзора

Всего у надзора можно выделить три функции: превентuвную, сигнализирующую и контрольную.

Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальными инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа регулятивными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточным для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.

Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Аля реализации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.

Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте.

Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов:

    • субъекты надзора;
    • сфера (предмет);
    • методы;
    • механизм;
    • правовая основа.

Субъектами надзора выступают две стороны: орган осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация.

Объектом надзора в современных условиях являются:

  • процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду, т.е. процессы организационно-правового формирования банковской системы;
  • текущая деятельность и управление ею;
  • состояние учета и отчетности кредитных организаций.

Мeтoды надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

Механuзм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах. С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

  • лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;
  • дистанционный надзор;
  • контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:

  • разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным институтам; основания для отзыва лицензии; про граммы аналитических и институциональных проверок;
  • аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;
  • контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;
  • оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;
  • организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации.

Информация о работе Сущность центрального банка и его происхождение