Сущность центрального банка и его происхождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:18, лекция

Краткое описание

Сущность центрального банка.
Происхождение центральных банков.
Формирование банковской системы России.

Файлы: 1 файл

Лекции - ОДЦБ.doc

— 656.50 Кб (Скачать)

Основные задачи деятельности первых трех структурных подразделений обусловлены необходимостью макроэкономического анализа состояния собственно денежной сферы экономики.

Центральный банк создает свои ресурсы в виде наличных денег в обороте двумя методами. Первый - когда деньги из забалансовых хранилищ его учреждений приходуются на его балансе, т. е. перемещаются в оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка РФ. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой Банка. Этот метод свидетельствует о налично-денежной, Т.е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Банк России увеличивает свои кредитные вложения посредством выдачи ссуд, повышающих остатки средств на счетах. Здесь следует говорить о депозитной эмиссии.

При организации налично-денежной эмиссии используются основные агрегаты аналитических счетов банковского сектора и основные агрегаты аналитических счетов органов денежно-кредитного регулирования: Денежная масса М2; Наличные деньги в обращении М0; Резервные деньги.

Выпуск наличных денег в обращение складывается из нескольких этапов:

  • составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного совершения расчетов;
  • изготовление денежных знаков и их защита от подделок;
  • организация резервных фондов денежной наличности;
  • транспортировка денежной наличности в регионы;
  • собственно выпуск денег в обращение.

 

3.4.4. Регулирование порядка  ведения кассовых операций в  коммерческих банках

В банк сдают наличные деньги все государственные, коммерческие и общественные предприятия, организации и учреждения, в банках концентрируются наличные денежные средства, поступающие в доход бюджета, временно свободные денежные средства граждан. Со своих счетов в банке предприятия, организации и учреждения получают наличные деньги на выплату заработной платы, пенсий, пособий, оплату командировочных, хозяйственных и других расходов, гражданам выдают наличность при частичном или полном изъятии вкладов или начисленных процентов по вкладам, при покупке ценных бумаг, предоставлении ссуды, совершении обменных и разменных кассовых операций.

Роль банка с этих позиций можно упрощенно определить как посредника: банк удовлетворяет потребность в наличных деньгах предприятий, не имеющих постоянной наличной выручки, и организует хранение, пересчет и зачисление на счета выручки предприятий, осуществляющих свою деятельность за наличный расчет.

Все движение наличных денежных средств и ценностей в банке проходит через его кассу. Операции по зачислению денежной выручки на счета в банке и по выдаче наличных средств на различные цели в банковской практике определены как кассовые. По балансовому результату и по назначению кассовые операции являются приходными или расходными.

В кассах предприятий наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка кассы - это предельная величина наличных средств, которые могут находиться в кассе для непредвиденных случаев. Он определяется каждому предприятию, даже не имеющему постоянную денежную выручку.

Если предприятие не представило расчет, то лимит остатка кассы считается нулевым, а вся денежная выручка - сверхлимитной. Если предприятие имеет несколько расчетных счетов, то оно выбирает только один банк, где устанавливается лимит остатка кассы, а другим банкам дает уведомление.

Все денежные средства сверх лимита предприятия обязаны сдавать в учреждения банков для зачисления на свой счет. Сверх лимита можно хранить денежные средства только для выдачи заработной платы не свыше 3 дней (в районах Крайнего Севера - 5 дней).

Одновременно с утверждением кассовых нормативов банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк для данного предприятия.

Операции по приему наличных денег в банке могут осуществлять (в зависимости от времени поступления денег): приходные кассы - в течение всего операционного дня, а после его окончания - вечерние кассы. Все операции по приему наличных денег осуществляет только кассир по распоряжению учетно-операционного работника банка (он же контролер).

Документы на взнос денег наличными заполняются клиентом самостоятельно. Ответственный исполнитель принимает документы, проверяет законность операции, правильность заполнения комплекта документов, подписывает их, отражает операцию в кассовом журнале и передает документы кассиру.

После приема денег кассир подписывает квитанцию, объявление и ордер к нему, ставит на квитанцию печать и выдает ее вносителю. Ордер к объявлению кассир отправляет операционному работнику, а объявление оставляет у себя.

При приеме денежных билетов и монеты кассиры должны следить за их подлинностью и платежеспособностью.

Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены на соответствующие счета их вносителей по балансу банка в тот же рабочий день.

Инкассация как подразделение коммерческого банка или самостоятельная организация обеспечивает перевозку и охрану выручки от места ее получения до банка. Инкассируются, как правило, предприятия торговли, транспортные и зрелищные организации, ежедневная выручка которых достаточно велика. Зачисление выручки, собранной аппаратом инкассации, осуществляется по накладной, после пересчета и сверки фактической суммы выручки и ее покупюрного строения с данными накладной.

Для обеспечения бесперебойного удовлетворения потребностей клиентов в наличных деньгах лимит кассы устанавливается не только предприятиям, но и коммерческим банкам. Лимит устанавливается территориальным учреждением Банка России или РКЦ в виде минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного. Сумма, превышающая лимит, сдается в РКЦ. Если наличных средств меньше установленного лимита, то кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

 

3.5. Политика резервных требований

 

3.5.1. Понятие и назначение системы резервных требований

Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке. Данные резервы относятся к числу обязательных.

В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками своевременность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

 

3.5.2. Правовая основа  обязательного резервирования

Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

К числу законодательных актов, определяющих применение обязательного резервирования в России, относятся:

Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

  • Положение от 7 августа 2009 г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;
  • решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

 

3.5.3. Состав резервируемых  обязательств

Важным элементом механизма обязательного резервирования является определение состава резервируемых обязательств, который включает следующие виды привлеченных ресурсов:

  • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
  • средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);
  • кредиты, полученные от банков-нерезидентов;
  • депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов;
  • депозиты (до востребования и срочные) Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней; и др.

Не включаются в состав резервируемых обязательств следующие обязательства:   

- денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;    

- облигации, выпущенные кредитными  организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;    

- обязательства, выраженные в неденежной  форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);    

- обязательств перед другой  кредитной организацией;    

- задолженность, возникающая между  обособленными подразделениями кредитной организации.

 

 

 

3.5.4. Определение нормативной величины обязательных резервов

Механизм резервирования включает также порядок определения нормативной величины обязательных резервов, т.е. размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России.

Поскольку норматив обязательных резервов дифференцирован по видам и источникам средств, среднехронологическая величина резервируемых обязательств рассчитывается по трем группам привлеченных ресурсов:

  1. юридических лиц в рублях;
  2. физических лиц в рублях;
  3. юридических и физических лиц в иностранной валюте.

Применяя к указанным группам средств соответствующие нормативы обязательного резервирования, можно определить величину обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России в рублях и иностранной валюте.

Таким образом, схема расчета нормативной величины обязательных резервов выглядит так:

1) определение среднехронологической  величины резервируемых обязательств по привлеченным средствам: юридических лиц в рублях, физических лиц в рублях, юридических и физических лиц в иностранной валюте;

2) определение среднехронологической  величины средств в кассе, имея  в виду остатки денежных средств  в кассе кредитных организаций; в кассе обменных пунктов; в операционной кассе; находящихся вне помещения банков; в банкоматах и в пути;

3) определение величины обязательных резервов на основе установленных нормативов: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях,  физических лиц в рублях, по привлеченным средствам в иностранной валюте;

4) определение величины обязательных  резервов в рублях с учетом средств в кассе: величины обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в рублях минус среднехронологическая величина средств в кассе (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

Расчетная величина обязательных резервов есть нормативная сумма обязательных резервов за вычетом усредненной их величины.

 

 

 

 

3.5.5. Механизм усреднения  обязательных резервов

Усреднение обязательных резервов стало использоваться Банком России в качестве нового способа регулирования текущей ликвидности кредитных организаций.

Данный способ состоит в том, что определенной группе кредитных организаций Банк России предоставляет право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей. В результате такие кредитные организации могут депонировать на специальном счете в Банке России не нормативную, а расчетную величину обязательных резервов (разницу между нормативной и усредненной суммой).

Информация о работе Сущность центрального банка и его происхождение