Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:18, лекция
Сущность центрального банка.
Происхождение центральных банков.
Формирование банковской системы России.
Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными в Положении о территориальных учреждениях и другими нормативными актами Банка России.
Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Территориальное учреждение не имеет права принимать нормативные акты, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.
Территориальное учреждение не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Территориальные учреждения не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.
Основными задачами территориального учреждения являются участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организация валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках – председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России.
Заместители начальника (председателя), главный бухгалтер, руководитель ревизионного подразделения и руководители подразделений назначаются на должность и освобождаются от нее в порядке, установленном Банком России.
На должность руководителя территориального учреждения и его заместителей могут быть назначены лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах Российской Федерации не менее пяти лет.
В составе главных территориальных управлений действуют расчетно-кассовые центры, являющиеся структурными подразделениями Банка России. Согласно действующему Типовому положению о расчетно-кассовом центре Банка России от 7 октября 1996 г. № 336 создание РКЦ, их реорганизация и ликвидация осуществляются решением Совета директоров Банка России в порядке, установленном Федеральным законом о Банке России, упомянутым Типовым положением и другими нормативными актами Банка России. Название положения предполагает его типовой характер, т.е. в каждом конкретном случае функции и полномочия РКЦ могут быть либо дополнены, либо сокращены.
РКЦ являются структурными подразделениями Банка России, осуществляющими банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы России. Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.
Банком России установлена следующая структура действующих в составе территориального учреждения РКЦ:
головной расчетно-кассовый центр;
межрайонный расчетно-кассовый центр;
районный расчетно-кассовый центр.
Основной целью РКЦ, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы Российской Федерации.
РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом Советом директоров Банка России. Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.
Начальник, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений РКЦ и их заместители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов РФ, нормативных актов Банка России. Кроме того, руководители РКЦ обязаны обеспечить сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения. Все служащие РКЦ обязаны хранить указанную тайну и соблюдать установленный режим.
РКЦ наделены полномочиями практически по всем направлениям деятельности Банка России. Так, в рамках организации денежного обращения они устанавливают предельные остатки денежной наличности в кассах кредитных организаций и иных юридических лиц и осуществляют оперативный контроль за их соблюдением, а также осуществляют контроль за соблюдением кассовых операций. Кроме того, РКЦ обеспечивают централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки. В сфере банковского регулирования РКЦ определяют осуществление кредитными организациями обязательного резервирования денежных средств, осуществляют контроль за своевременностью, полнотой перечисления и достоверностью расчетов. По поручению главного территориального управления (национального банка), оформленному в порядке передоверия, РКЦ вправе участвовать в предоставлении банкам кредитов Банка России в установленном порядке. РКЦ могут выполнять и иные задачи, закрепленные в Типовом положении.
Полевые учреждения Банка России выполняют функции специализированных подразделений, входящих в единую систему Банка России. Полевые учреждения не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России.
Конкретные функции и особенности правового положения полевых учреждений Банка России определены в ст. 86 Федерального закона о Банке России. В отличие от главных территориальных управлений и национальных банков Банка России полевые учреждения Банка России имеют особое, двойственное положение: с одной стороны, они являются составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности действуют независимо от каких бы то ни было органов государственной власти. С другой стороны, полевые учреждения - воинские учреждения и комплектуются военнослужащими. Поэтому они должны руководствоваться военным законодательством и обеспечивать в процессе своей деятельности соблюдение особого порядка военной службы, предполагающего действие принципа единоначалия.
Исчерпывающий перечень лиц, банковское обслуживание которых осуществляется Банком России через входящие в его систему полевые учреждения, определен в законе. В этот перечень включены: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов; юридические лица, обеспечивающие безопасность РФ; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно (ст. 86 Федерального закона о Банке России). Как видно из содержания упомянутой статьи, закон четко определяет не только функции – банковское обслуживание, но и круг лиц, которые подлежат банковскому обслуживанию полевыми учреждениями Банка России.
Вместе с тем в особых условиях, при невозможности функционирования иных территориальных учреждений Банка России, на некоторых территориях РФ (например, в связи с событиями в Чеченской Республике) по решению Банка России на полевые учреждения могут быть возложены функции расчетно-кассовых центров, обеспечивающих межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных организаций, расположенных на данной территории. В связи с этим соответствующие кредитные организации открывают корреспондентские (субкорреспондентские) счета только в полевых учреждениях Банка России, действующих на определенной территории, и не могут устанавливать прямые корреспондентские отношения с другими кредитными организациями. В вышеупомянутых случаях полевые учреждения наделяются полномочиями в сфере банковского регулирования, надзора и контроля, предусмотренными для РКЦ Банка России.
Значительную роль в деятельности учреждений Банка России играют учреждения инфраструктуры, поддерживающие его эффективное функционирование. К ним относятся учреждения:
поддерживающие его функциональную деятельность в области регулирования денежного оборота; среди них вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.;
организующие информационное обеспечение центрального банка. В структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов, связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центром информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных, сбора и обработки информации. Значительную роль занимают структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов;
обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров. Банк России является учредителем пяти банковских школ (колледжей), которые являются образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими в соответствии с лицензией основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровней, а также программы дополнительного профессионального образования;
организующие научные исследования банковской сферы. В структуре центрального аппарата Банка России функционирует Департамент исследований и информации. Немалую роль здесь играют различные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые в международной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровне территориальных банков.
обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической стороны. При Банке России действуют различные технологические центры;
Основы правового положения служащих Банка России закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с этим законом условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров Банка России. Кроме этого, Совет директоров создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России.
Служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров:
В соответствии с Федеральным законом служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров.
Положение от 25.07.2003 № 235-П «О служащих Банка России» устанавливает основы правового положения, статус, права, обязанности и основные гарантии, предоставляемые этой категории работников.
В соответствии с указанным Положением служба в Банке России основана на следующих принципах:
Назначение на должности служащих Банка России и освобождение от соответствующих должностей регламентируется Положением «О порядке назначения на должности и освобождения от должностей работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» от 30.05.2003 № 233-П.
На основании Положения руководители территориальных учреждений и других организаций Банка России разрабатывают и утверждают свои положения о порядке назначения на должности и освобождения от должностей работников подведомственных им подразделений.
Назначение на должности служащих Банка России и освобождение от соответствующих должностей производятся приказами руководства Центрального банка Российской Федерации, а также приказами руководителей территориальных учреждений и организаций системы Банка России, которым предоставлено право приема-увольнения.
Информация о работе Сущность центрального банка и его происхождение