Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:18, лекция
Сущность центрального банка.
Происхождение центральных банков.
Формирование банковской системы России.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
При осуществлении денежно-кредитной политики используются различные методы и инструменты.
Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых Банк России и коммерческие банки воздействуют на объекты (спрос и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы, в зависимости от поставленной цели могут быть прямыми и косвенными.
Прямые методы – это административные меры в форме различных директив Банка России, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Примерами количественного контроля являются лимиты роста кредитования или привлечения депозитов.
Максимальные размеры ставок по этим операциям являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Эти меры наиболее привлекательны для государственных органов как методы перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Их легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.
Однако, прямые методы ДКП являются грубыми, они затрагивают основы экономической деятельности субъектов денежного рынка, могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничению банковской конкуренции и т.д.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы не приводят к деформации рынка, хотя они и менее предсказуемы. Они воздействуют на функционирование хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов.
Переход к косвенным методам ДКП объективно связан с повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике и общем процессом финансовой либерализации.
Методы ДКП можно классифицировать также на общие и селективные.
Общие методы – это преимущественно косвенные, оказывающие влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. С их помощью решаются частные задачи (ограничение выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях и т.д.). такие методы сдерживают конкуренцию, оказывают искажающее влияние на рынки. Они не свойственны для центральных банков стран с рыночной экономикой.
Воздействие субъектов ДКП на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов.
3.2.2. Инструменты денежно-кредитной политики
Под инструментом ДКП понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты ДКП.
Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», (ст. 35) содержит перечень основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России:
Ставки, по которым Банк России осуществляет кредитование коммерческих банков, а также депозитные и другие операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки
Процесс кредитования Банком России коммерческих банков. Служит для обеспечения достаточного равновесия между потребностями банков в ликвидности и требованиям контроля в денежно-кредитной сфере
Обязательные резервы – это часть кредитных ресурсов кредитных операций организаций, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном резервном счете.
Резервные требования (норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России) – размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, устанавливаемый Советом директоров Банка России.
Данные средства могут быть использованы при ликвидации кредитных организаций для погашения обязательств перед вкладчиками и кредиторами и в некоторых других случаях.
3.2.3. Факторы, определяющие
эффективность использования ин
В целом эффективное использование инструментов денежно-кредитной политики определяется рядом факторов, из которых можно выделить следующие:
3.3. Организация и регулирование системы
безналичных расчетов и платежей
3.3.1. Платежная система России: понятие и структура
Безналичные расчеты и платежи осуществляются через платежную систему страны. Под платежной системой понимается совокупность юридических, организационных, экономических, технологических, технических и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей между участниками платежной системы.
Участниками платежной системы являются: конечные пользователи (предприятия и частные лица) и кредитные организации - с другой, предоставляющие в распоряжение участников средства платежа и осуществляющие перевод денежных средств.
Платежную систему России составляют два сегмента: 1) платежная система Банка России, в рамках которой проводятся межбанковские расчеты через РКЦ;
2) частные платежные системы, к
которым относятся: внутрибанковские
платежные системы для
Платежная система Банка России в платежной системе страны является наиболее значимой, т. к. обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России.
Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам ведутся по счетам участников на индивидуальной основе. Расчеты на валовой основе (брутто-расчеты) предполагают проведение отдельной операции путем соответствующего перечисления средств по каждому поручению или требованию. Платежи совершаются последовательно по мере поступления платежных документов в течение дня.
В процессе функционирования платежной системы Центральный банк осуществляет регулирование системы расчетов и платежей по ряду направлений:
доставления кредитов на завершение расчетов;
3.3.2. Правовая основа безналичных расчетов
В рамках правового регулирования особое значение имеет Положение Банка России от 12 апреля 2001 г.№ 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», регулирующее осуществление безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила про ведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и по счетам межфилиальных расчетов.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:
При осуществлении безналичных расчетов в формах используются следующие расчетные документы: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовые поручения.
Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России. Основанием для открытия корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала) в Банке России является заключение Договора счета.
Кредитные организации (филиалы) могут направлять расчетные документы в подразделения расчетной сети Банка России с даты внесения сведений о них в «Справочник БИК РФ».
Кредитная организация (филиал) определяет вид платежа и в зависимости от него представляет в подразделение расчетной сети Банка России расчетные документы на бумажных носителях и/или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях).
Платеж, осуществляемый кредитной организацией (филиалом) через расчетную сеть Банка России, считается;
Одним из направлений регулирования Банком России системы безналичных расчетов и платежей является и собственно осуществление расчетных и платежных услуг. Основную часть безналичных расчетов и платежей, осуществляемых через платежную систему Банка России, составляют расчеты и платежи кредитных организаций (филиалов) и их клиентов. Вместе с тем в соответствии с законодательством Банк России проводит банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, работников Банка России и других клиентов в районах, где нет кредитных организаций.
Осуществляя расчетное обслуживание клиентов за плату, Банк России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, часть операций проводит бесплатно. В основном это операции со средствами бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов, в том числе налоговые перечисления, операции органов федерального казначейства.
3.3.3. Управление расчетными рисками
Организация Банком России эффективного регулирования системы безналичных расчетов и платежей сегодня невозможна без управления рисками, в том числе расчетными. Последние сопряжены с традиционным банковским бизнесом по обслуживанию денежных потоков в форме безналичных расчетов по банковским счетам как по поручению клиента, так и от имени самого банка при выполнении им своих обязательств на финансовых рынках, в связи с регулятивными целями, задачами банковской политики и пр.
К основным расчетным рискам относятся:
Информация о работе Сущность центрального банка и его происхождение