Субъекты управления системой финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение
1 Сущность управления системой финансов
2 Субъекты (органы) управления системой финансов и основные методы управления
2.1 Органы управления в зарубежных странах
2.2 Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ
2.3 Министерство финансов Российской Федерации
2.4 Счетная палата РФ
2.5 Налоговые органы РФ
2.6 Федеральная служба налоговой полиции
2.7 Государственный таможенный комитет РФ
2.8 Основные методы и формы управления финансами.
2.8.1 Финансовое планирование и прогнозирование
2.8.2 Финансовое программирование и автоматизация системы управления финансами
2.8.3 Финансовое регулирование
2.8.4 Оперативное управление
2.8.5 Финансовый контроль
Заключение

Файлы: 1 файл

Финансы Игорь.docx

— 21.63 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

1 Сущность управления системой  финансов

2 Субъекты (органы) управления системой  финансов и основные методы  управления

2.1 Органы управления в зарубежных  странах

2.2 Высшие органы государственной  власти управления финансами  в РФ

2.3 Министерство финансов Российской  Федерации

2.4 Счетная палата РФ

2.5 Налоговые органы РФ

2.6 Федеральная служба налоговой  полиции

2.7 Государственный таможенный  комитет РФ

2.8 Основные методы и формы  управления финансами.

2.8.1 Финансовое планирование и  прогнозирование

2.8.2 Финансовое программирование  и автоматизация системы управления  финансами

2.8.3 Финансовое регулирование

2.8.4 Оперативное управление

2.8.5 Финансовый контроль

Заключение

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  политика государства будет отвечать требованиям времени.

Целью данной работы является рассмотрение субъектов управления системой финансов.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие  задачи:

Во-первых, рассмотрена сущность финансов и финансовой системы, во-вторых, описание всех субъектов занимающихся регулировкой системой финансов, в-третьих, рассмотрены  все основные методы регулировки  данной сферы.

 

1. Сущность управления  системой финансов

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его  осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в  любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные  структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие  группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые  отношения , государственные финансы  и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как , как финансовые службы (отделы) предприятий , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных  структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в  каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия  на финансы. В то же время им присущи  и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно  выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное  управление, контроль.

 

2. Субъекты (органы) управления  системой финансов и основные  методы управления

2.1 Органы управления в зарубежных  странах.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США - это Конгресс, в Великобритании- Парламент, в Германии- Бундестаг, во Франции- Национальное Собрание, в России- Федеральное Собрание.

В управлении финансами, как правило, принимают участие различные  органы исполнительной власти. В США  к этим органам относится Министерство финансов, Административно-бюджетное  управление при Президенте. Кроме  того, управление исполнением бюджета  осуществляется наряду с Министерством  Финансов Таможенной службой, бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным органом  управления выступает Казначейство. Оно не только руководит разработкой  и исполнением государственного бюджета, но и осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. В исполнении бюджета  участвует Управление таможенных пошлин и акцизов. В Германии главным  органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство Финансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т.д. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В  его функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов  и пошлин.

2.2 Высшие органы государственной  власти управления финансами в РФ.

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так  с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме  кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму  законопроекты. Он издает указы и  распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная  палата. При этом председателя Счетной  палаты и половину состава его  аудиторов назначает и освобождает  от должности Госдума, а заместителя  председателя и другую половину состава  ее аудиторов назначает Совет  федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной  политики.

Правительство РФ является важнейшим  звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»: ст.92 "Установить верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ на 1 января 2000г.: по долговым обязательствам РФ - 648,3 млрд. руб.; по целевым  долговым обязательствам РФ - 30 млрд. долговых рублей".

Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление государственных  внешних заимствований находится  в компетенции Правительства  РФ. К примеру, Минфин разрабатывает  проекты программ внешних заимствований  и с участием заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику  иностранных кредитных ресурсов.

Предельный размер государственных  внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном  бюджете.

ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»: ст.103 "Установить предельный размер государственных внешних  заимствований РФ на 1999 год в сумме 9,5 млрд. долларов США".

2.3 Министерство финансов Российской  Федерации.

Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а также  МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

· разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

· составление проекта и исполнение государственного бюджета;

· осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием  бюджетных средств и средств  федеральных бюджетных фондов;

· обеспечение устойчивости государственных  финансов и осуществление мер  по развитию рынка.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции  на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в своей компетенции  комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств  государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также  органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в  организациях по обращениям органов  государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов имеет право:

- ограничивать, приостанавливать, а  в необходимых случаях и прекращать  в соответствии с законодательством  финансирование из федерального  бюджета организаций при выявлении  фактов нецелевого использования  ими средств федерального бюджета;

- взыскивать в установленном  порядке с организации средства  федерального бюджета, израсходованные  ими не по целевому направлению,  с наложением штрафа;

- выдавать ссуды за счет средств  федерального бюджета;

- предоставлять отсрочки (рассрочки)  платежей по налогам в федеральный  бюджет;

- осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих  полномочий может создавать в  установленном порядке свои территориальные  органы.

Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:

1) Департамент бюджетной политики - составляет проект бюджета и  организует его исполнение.

2) Департамент отраслевого финансирования - определяет направление финансирования  отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование  транспорта, связи.

3) Департамент межбюджетных отношений  - регулирует взаимоотношения с  бюджетами субъектов федерации.

4) Департамент управления государственным  внутренним долгом - занимается эмиссией  внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.

5) Департамент управления государственным  внешним долгом - производит выпуск  внешних займов и их погашение.

6) Департамент аудита - осуществляет  регламентацию и лицензирование  аудиторской деятельности, аттестацию  аудиторов, а также выполняет  функции упраздненного Контрольно-ревизионного  управления.

7) Департамент бухгалтерского учета  и отчетности - разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского  учета и отчетности, а также  нормативные документы по формам  учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса  и отчет о прибылях и убытках  и др.)

8) и другие департаменты.

В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О  Федеральном казначействе", Постановления  Правительства РФ "О Федеральном  казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем  действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Информация о работе Субъекты управления системой финансов