- Управление финансами – сущность, объекты и субъекты
1.1.Сущность, объекты и субъекты
управления финансами
Управление финансами
представляет собой действия
государства, направленные на
выработку, реализацию и совершенствование
финансовой политики.
Финансовые отношения
объективны, т.е. представляют собой
элемент базиса общества. В то
же время они складываются
не стихийно, а организуются государством,
т.е. финансовым отношениям придаются
различные формы. Но для того
чтобы организация форм финансовых
отношений носила научный характер,
способствовала положительному
воздействию на результат хозяйствования,
необходимо выработать стратегию
и тактику использования финансов
для достижения поставленных
задач по экономическому и
социальному развитию. Выработанная
стратегия и тактика организации
государством финансовых отношений
представляет собой финансовую
программу, или финансовую политику.
Опыт хозяйственного
развития общества в СССР показал,
что практически все намеченные
хозяйственные реформы были обречены
на неудачу потому, что государство
не имело успеха в финансовой
политике.
Важнейшими частями
финансовой политики являются
бюджетная, ценовая, налоговая,
кредитная политики. Они прямо
влияют на результаты хозяйственной
деятельности, обеспечивая ее успешные
результаты или же устраняя
отрицательные последствия.
В свою очередь финансовая
политика является составной
частью экономической политики
и в результате этого определяется
следующими факторами:
- закономерностями развития
экономических отношений в обществе;
- историческими условиями,
в которых государство осуществляет
свои функции; конкретными задачами
и целями на данном этапе
развития.
В связи с этим
финансовая политика не является
неизменной, установленной раз и
навсегда. Наоборот, финансовая политика
меняется на разных этапах
развития общества.
Намеченная финансовая
политика может быть успешно
реализована только при научной
организации процесса управления
финансами. По своему содержанию
процесс управления финансами
— это создание, применение, проверка
соблюдения, изучение, анализ и совершенствование
форм финансовых отношений, предназначенных
для реализации целей и задач,
намеченных финансовой политикой.
Формы финансовых отношений
- это законодательно оформленные
в виде нормативных актов объективные
финансовые отношения. Например,
финансовые отношения государства
с предприятиями организованы
в формах различных налогов,
положений о финансировании за
счет государства и т. п.
Из содержания процесса
управления финансами, видно,
что финансы могут быть как
объектом, так и субъектом управления.
Объектом управления
финансы являются тогда, когда,
осуществляются такие стадии
управления, как создание, проверка
соблюдения, изучение, анализ и совершенствование
форм финансовых отношений.
Субъектом управления
финансы являются тогда, когда
происходит стадия практического
применения выработанных форм
финансовых отношений.
В управлении финансами,
как и в любой другой управляемой
системе, выделяют объекты и
субъекты управления. В качестве
объектов управления выступают разнообразные
виды финансовых отношений, связанные
с формированием Денежных доходов, накоплений
и их использованием субъектами хозяйствования
и государством. Субъектами управления
являются те организационные структуры,
которые осуществляют управление.
В соответствии с
классификацией финансовых отношений
по их сферам выделяют три
группы объектов: финансы хозяйствующих
субъектов (предприятий), домашних
хозяйств и государственные финансы.
Им соответствуют такие субъекты
управления, как:
1) Органы государственной
власти и управления – управляют
государственными финансами. Сюда
относятся также органы местного
самоуправления, которые управляют
муниципальными финансами.
2) Хозяйствующие субъекты
– осуществляют управление финансами
предприятий и организаций.
3) Домашние хозяйства
(не юридические лица) – управляют
денежными доходами работающих
членов и неработающих, но получающих
пенсии, пособия, стипендии и другие
выплаты из централизованных
и децентрализованных фондов
финансовых ресурсов.
Субъекты управления
используют в каждой сфере
и каждом звене финансовых
отношений специфические методы
целенаправленного воздействия
на финансы. В то же время
им присущи и единые приемы
и способы управления. Стадии
управления финансами образуют
звенья управления финансами. К ним
относятся:
1) выработка (создание) форм
финансовых отношений, их совершенствование
(финансовое планирование)
2) практическое применение
форм финансовых отношений (финансовая
деятельность, состоящая из составления
и исполнения финансовых планов
и финансовых прогнозов) –
оперативное управление;
3) проверка соблюдения, изучение,
анализ действующих форм финансовых
отношений с целью подготовки
предложений для их дальнейшего
совершенствования (финансовый контроль).
Планирование занимает
одно из важных мест в системе
управления финансами. При планировании
любой субъект хозяйствования
всесторонне оценивает состояние
финансов, вскрывает возможности
увеличения финансовых ресурсов,
определяет направления их более
эффективного использования. Плановые
решения принимаются на основе
анализа финансовой информации,
которая базируется на бухгалтерской,
статистической и оперативной
отчетности.
Оперативное управление
представляет собой комплекс
мер, вырабатываемых на основе
оперативного анализа складывающейся
текущей финансовой ситуации
и преследующих цель получения
максимального эффекта при минимуме
затрат с помощью перераспределения
финансовых ресурсов. Основное содержание
оперативного управления заключается
в рациональном использовании
финансовых ресурсов с целью
улучшения хозяйственной деятельности.
Контроль как элемент
управления осуществляется в
процессе планирования и оперативного
управления осуществляется в
процессе планирования и оперативного
управления. Он позволяет сопоставлять
фактические результаты по использованию
финансовых ресурсов с плановыми,
выявлять резервы роста финансовых
ресурсов и более эффективного
их использования .
Различают два основных
метода организации форм финансовых
отношений. Первый — наделение
форм финансовых отношений стимулами.
Финансовые стимулы представляют собой
возможность той или иной формы финансовых
отношений (или финансового рычага) материально
воздействовать на деятельность субъекта
с целью заинтересовать его в наилучших
результатах своей работы. Второй метод
— наделение форм финансовых отношений
(финансовых рычагов) нормативами. Финансовые
нормативы — это весомость, размер финансового
рычага. Таким образом, финансовые нормативы
обеспечивают реальность, результативность
финансовых рычагов.
Субъективная деятельность
в области организации форм
и методов финансовых отношений
(финансовых рычагов, финансовых
стимулов, финансовых нормативов) может
приводить к различным последствиям.
В одних случаях организованные
формы и методы финансовых
отношений отвечают требованиям
объективных экономических законов,
в других случаях этого не
происходит. В результате независимо
от воли и сознания людей
в экономической жизни общества
появляются положительные или
отрицательные последствия. Очень
важно своевременно обнаружить
как положительные, так и отрицательные
последствия в экономике, вызванные
применением выработанных форм
и методов финансовых отношений.
Если этого не сделать, то
положительные явления на локальных
участках деятельности не найдут
своего всеобщего распространения,
а отрицательные явления не
прекратят своего существования,
что приведет к снижению эффективности
финансового механизма и, следовательно,
невосполнимым потерям в народном
хозяйстве.
1.2. Отраслевой и региональный
аспекты управления финансами
В результате действия
финансовой политики осуществляется
перераспределение ВВП, обеспечивающее
выравнивание уровней развития
областей республики, сочетание
интересов всех хозяйствующих
субъектов. Государственное управление
финансами подчинено укреплению
государственности, экономической системы
Республики Беларусь, созданию материальных
основ для свободного и достойного развития
личности.
В процессе управления
решаются следующие задачи:
- управление своевременным,
согласно с утверждёнными бюджетами,
сбором необходимых денежных
средства;
- управление эффективным
распределением и использованием
их в соответствии с целевым
назначением.
В процессе финансовой
деятельности возникают различные
экономические отношения, которые
могут быть сгруппированы в
отдельные финансовые институты.
Вследствие этого выделяют управление
в области бюджета, налогов,
государственного кредита, внебюджетных
фондов.
Общегосударственные
финансы органически связаны
с финансами предприятий. С
одной стороны, главным источником
доходов бюджета является национальный
доход, создаваемый в сфере
материального производства. С другой
– процесс расширенного воспроизводства
осуществляется не только за
счет собственных средств предприятия,
но и за счет общегосударственного
фонда денежных средств в форме
бюджетных ассигнований, использования
банковских кредитов .
Поэтому, в условиях
перехода на рыночные отношения
исключительное значение имеет
эффективное управление ресурсами
предприятий различных отраслей
и различных форм собственности
– финансовый менеджмент.
Основная задача финансового
менеджмента по мобилизации и
использованию денежных фондов
предприятий состоит в максимизации
реальных пассивов и активов
предприятия.
Каждое предприятие
сферы материального производства
функционирует как относительно
замкнутая «экономическая емкость»
со своим индивидуальным кругооборотом
средств. В результате его хозяйственной
деятельности генерируются денежные
потоки от текущей, инвестиционной
и финансовой деятельности, как
разность между поступлениями
средств («притоком») по всем перечисленным
видам деятельности и «оттоком»
денежных средств в виде платы
за различные ресурсы, необходимые
для осуществления всех хозяйственных
операций предприятия, что и
обеспечивает реализацию принципов
самофинансирования и самоокупаемости.
Конкретные особенности
управления финансами в сфере
материального производства определяются
организационно-правовой формой
их предпринимательской деятельности,
технологическими (длительностью производственного
цикла, серийностью) и отраслевыми
особенностями. Так, например, для
строительства характерны взаимоотношения
заказчиков (инвесторов) и подрядчиков,
осуществление работ в строгом
соответствии с проектно-сметной
документацией. Строительный цикл
строительства требует больших
вложений средств в незавершенное
строительство. Порядок расчетов
за законченные объекты определяет
особенности в формировании прибыли
и уплате и возмещении НДС.
В составе основных средств
значителен удельный вес арендованного
оборудования, а в составе оборотных
актинов отсутствуют средства, вложенные
в готовую продукцию, но более
значителен удельный вес средств
в расчетах.
А для торговли характерен
быстрый оборот средств, выручка
(в розничном звене) поступает
в налично-денежной форме. В
структуре основных средств велика
доля арендованных помещений
и оборудования — отсюда особое
внимание финансистов должно
быть обращено на правильность
заключения договоров аренды, затраты
на которую составляют большую
часть издержек. В оборотных средствах
значительная часть (до 90%) вложена в товарные
запасы.
Управление финансами
в отраслях социальной сферы
осложняется нестабильностью социально-экономических
и общественно-политических процессов.
Современная государственная политика
направлена на оздоровление экономики
через усиление хозяйственной
самостоятельности субъектов, передачу
им компетенции по принятию
управленческих решений, жесткую
финансовую регламентацию затрат.
В это же время отдельные
проблемы в социальной сфере
стали представлять серьезную
опасность для социально-экономической
стабильности в обществе.
Можно выделить четыре
направления совершенствования
социального управления, которые
напрямую связаны с финансами:
• разграничение компетенции,
полномочий и ответственности
органов управления всех уровней
и обеспечение их эффективного
взаимодействия;
• переход от распределительного
и директивного к регулирующему
управлению;
• развитие принципов
автономности учреждений с одновременным
повышением ответственности за
конечные результаты деятельности;