• развитие общественно-государственных
форм управления.
Из-за отсутствия достаточного
объема финансовых ресурсов при
разработке стратегии управления
всегда возникает необходимость
решения таких задач, как выбор
приоритетов; выявление и использование
новых источников финансирования,
создание организационных и экономических
механизмов рационального использования
имеющихся средств; обоснованное
распределение полномочий по
распоряжению ресурсами. Задача
выбора приоритетов, которые необходимо
обеспечить государственными финансовыми
ресурсами, на государственном
уровне заключается в том числе и в
определении соотношения затрат на различные
направления социальной политики. На местные
уровни возлагаются вопросы реализации
государственных законов, конкретизация
механизмов их исполнения, оценка эффективности
или недостатков этих законов.
Важное значение для
эффективности управления имеют
бюджетные нормы и нормативы,
позволяющие объективно определить
бюджетные потребности областей и учреждений.
Управление финансами
социальной сферы осуществляется
и на уровне органов управления,
и на уровне учреждения. Основной
задачей органа управления является
обеспечение функционирования социальной
сферы в соответствии с целью,
определенной законами Республики
Беларусь, государственными программами
развития. Нормальное функционирование
социальных услуг не может
быть обеспечено без формирования
их рынка, без проектирования
новых видов учреждений, организации
независимого контроля. К числу
новых функций следует отнести
маркетинг — исследование рынка
спроса и предложений социальных
услуг, организацию пропаганды
лучшего опыта работы и возможность
оказания платных услуг населению.
2. Органы управления финансами,
их функции
В той или иной мере, определяемой
правовым статусом и функциями, в
финансовой деятельности участвуют
практически все государственные
органы, а также другие субъекты
финансовых отношений.
Относительно органов
общей компетенции, осуществляющих
финансовую деятельность, выделим
следующее. Во-первых, органы представительной
и исполнительной власти выполняют
различный объем деятельности
в области финансов. Bo-вторых, основным
в их финансовой деятельности
является управление финансами
государства в целом и отдельных
регионов. В-третьих, они по закону
могут издавать в пределах
своей компетенции нормативные акты в
области финансов, обязательные для выполнения
всеми участниками финансовых правоотношений.
В-четвертых, органы представительной
и исполнительной власти общей компетенции
руководят работой специализированных
финансовых органов, конкретно занимающихся
вопросами мобилизации, использования
и контроля за движением государственных
денежных средств.
Законодательство ограничивает
права и функции отдельных
институтов представительной и
исполнительной власти в финансовой
сфере. Так, Национальное собрание
издает законы, регулирующие финансовые
отношения, рассматривает и утверждает
бюджет, основные направления денежно-кредитной
политики, участвует в назначении
руководства основных финансовых
ведомств республики, заслушивает
Правительство о выполнении государственных
финансовых планов. Аналогичными
правами наделены местные органы
представительной власти в пределах
их компетенции.
Органы исполнительной
власти общей компетенции обеспечивают
выполнение принятых органами
представительной власти решений
по финансовым вопросам. Они могут
издавать акты в этой области,
юрисдикция которых распространяется
на субъекты финансовых отношений
в пределах данного региона.
Анализ законодательства показывает,
что органы исполнительной власти
общей компетенции идут по
пути делегирования своих полномочий
специализированным финансовым
органам.
Введение института
президентства в Республике Беларусь
наложило свой отпечаток на
финансовую деятельность государства.
Президент наделен широкими правами
и полномочиями в этих вопросах.
В частности, он представляет
Национальному собранию проект
бюджета республики на предстоящий
финансовый год, заслушивает Правительство
и отдельные министерства и
ведомства по финансовым вопросам,
осуществляет контроль за финансовым
положением республики и состоянием
денежно-кредитной системы, представляет
Парламенту на утверждение кандидатуры
на руководящие должности в центральных
органах финансовой системы государства.
Президентские указы и декреты регулируют
финансовые отношения. Широкими правами
в области финансового контроля и применения
мер ответственности к нарушителям финансовой
дисциплины наделен Комитет государственного
контроля.
Функции Правительства
в области финансов заключаются
в разработке и реализации
под контролем Президента и
Национального собрания финансовой
политики, ее согласовании с денежно-кредитной
политикой, подготовке и исполнении
республиканского бюджета, республиканских
внебюджетных фондов и по многим
другим направлениям.
Для органов представительной
и исполнительной власти всех
уровней финансовая деятельность
является важным, но не единственным
участком их работы. Но существует
ряд органов управления, для которых
финансовая деятельность является
исключительной. Эти органы охватывают
своим влиянием все финансовые
звенья и финансово-правовые институты.
Система таких органов, сложившаяся
в Беларуси, во многом типична
с другими государствами. Она
отражает потребности государства
в квалифицированном управлении
финансовой системой; ее особенности
обусловлены спецификой государственного
строительства и экономической
системы. Такие органы, как правило,
представляют собой системы, в
состав которых входят центральные
аппараты и органы на местах.
Причем их подчиненность может
быть не только по вертикали,
но и по горизонтали одновременно.
Свою деятельность они осуществляют
на основании соответствующих
нормативных актов и под контролем
органов представительной и исполнительной
власти общей компетенции.
Управление финансами
осуществляют специальные органы.
Их можно подразделить на три
основные группы:
а) органы общего
управления финансами;
б) органы оперативного
управления финансами;
в) органы отраслевого
управления финансами.
К органам общего
управления финансами относятся
Национальное Собрание и Совет
Министров при Президенте Республики
Беларусь. Эти органы определяют
финансовую политику государства;
утверждают финансовое законодательство;
осуществляют общий контроль
за соблюдением финансового законодательства.
Органами оперативного
управления финансами являются:
Министерство финансов, Главная
налоговая инспекция, Национальный
банк. Они проводят в жизнь
финансовую политику; разрабатывают
проект форм и методов финансовых
отношений и издают после их
утверждения Верховным Советом
инструкции; контролируют соблюдение
установленных форм и методов
финансовых отношений, изучают
их действенность; вносят предложения
в Верховный Совет по совершенствованию
форм и методов финансовых
отношений.
К органам отраслевого
управления финансами относятся:
финансовые управления, финансовые
отделы министерств, ведомств, предприятий,
организаций, учреждений.
Исходя из объема
и сложности решаемых задач,
финансовая служба предприятия
может быть представлена финансовым
управлением — на крупных предприятиях,
финансовым отделом — на средних
предприятиях, либо только финансовым
директором или главным бухгалтером,
который занимается не только
вопросами бухгалтерского учета,
но и вопросами финансовой
стратегии на малых предприятиях.
Структура финансовой службы
состоит:
Финансовая бухгалтерия
на которую возлагается обязанность вести
бухгалтерский учет хозяйственных операций
предприятия и формировать публичную
финансовую отчетность в соответствии
с установленными стандартами и требованиями.
Аналитический отдел
занимается анализом и оценкой
финансового состояния предприятия,
выполнения плановых заданий
по прибыли, объемам реализации,
поддержанию ликвидности и рентабельности,
а также осуществляет прогнозирование
финансовых показателей и оценку
предполагаемых инвестиционных
проектов.
Отдел финансового
планирования (как краткосрочного,
так и долгосрочного) — разрабатывает
основные плановые документы:
баланс доходов и расходов, бюджет
движения денежных средств, плановый
баланс активов и пассивов.
Оперативный отдел
отслеживает оплату счетов и
накладных и в условиях регулирования
государством наличного обращения
следит, чтобы расчеты наличными
деньгами между юридическими
лицами не превышали установленного
лимита.
Отдел по работе
с ценными бумагами и валютными
ценностями занимается формированием
и управлением портфелем ценных
бумаг, обеспечивает его эффективность
с позиции доходности и риска.
Принимает участие в работе
валютных и фондовых бирж с целью
обеспечения нужд.
- Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам, их функции, задачи, права.
3.1.
Министерство финансов РБ.
Министерство финансов Республики
Беларусь (далее - Минфин) является
республиканским органом государственного
управления и подчиняется Совету
Министров Республики Беларусь.
Минфин в своей деятельности
руководствуется Конституцией Республики
Беларусь, иными актами законодательства
Республики Беларусь и настоящим
Положением.
Основными задачами Минфина являются:
- проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
- обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
- эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
- участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
- контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
- государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
- проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
- осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
- государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- государственное регулирование аудиторской деятельности.
- иные задачи предусмотренные законодательством.
Минфин в соответствии с возложенными
на него задачами:
- осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
- организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г. Минска, а при необходимости - для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
- разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;
- осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
- проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
- определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
- осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
- анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об исполнении местных бюджетов областей и г. Минска и об исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского бюджета;
- осуществляет финансовое обеспечение подчиненных организаций;
- выдает специальные разрешения (лицензии) на виды деятельности в соответствии с законодательными актами, их дубликаты, вносит изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии), приостанавливает, возобновляет, продлевает срок их действия, прекращает их действие, а также ведет реестр лицензий по каждому виду лицензируемой деятельности в установленном им порядке;
- координирует на территории Республики Беларусь деятельность по производству драгоценных металлов и драгоценных камней, сбору и переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
- определяет условия осуществления страховой деятельности страховыми организациями и их обособленными подразделениями;
- осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;
- устанавливает требования к уровню защищенности государственных знаков, бланков ценных бумаг, иных документов с определенной степенью защиты (далее - защищенные бумаги), специальных материалов, приборов для контроля подлинности ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты;
- осуществляет иные задачи, предусмотренные законодательством.