Субъекты управления системой финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение
1 Сущность управления системой финансов
2 Субъекты (органы) управления системой финансов и основные методы управления
2.1 Органы управления в зарубежных странах
2.2 Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ
2.3 Министерство финансов Российской Федерации
2.4 Счетная палата РФ
2.5 Налоговые органы РФ
2.6 Федеральная служба налоговой полиции
2.7 Государственный таможенный комитет РФ
2.8 Основные методы и формы управления финансами.
2.8.1 Финансовое планирование и прогнозирование
2.8.2 Финансовое программирование и автоматизация системы управления финансами
2.8.3 Финансовое регулирование
2.8.4 Оперативное управление
2.8.5 Финансовый контроль
Заключение

Файлы: 1 файл

Финансы Игорь.docx

— 21.63 Кб (Скачать)

Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности  в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом  и одновременно этапом в выработке  финансовой политики. Они позволяют  разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических  задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

· методы экспертных оценок;

· метод обработки пространственных и временных совокупностей;

· методы ситуационного анализа  и прогнозирования, в том числе  методы имитационного моделирования, модели роста;

· методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и тд. Выделяют следующие этапы финансового  планирования:

· исследование финансовых результатов  деятельности предприятия;

· разработка прогнозных вариантов  финансовых отчетов на основе изменения  оперативных планов;

· определение конкретной потребности  предприятия в финансовых средствах  для обеспечения выполнения плановых заданий.

2.8.2 .Финансовое программирование и  автоматизированные системы управления  финансами

Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

· установление приоритетов расходов по направлениям;

· повышение эффективности расходования средств;

· прекращение финансирования в  соответствии с выбором альтернативного  варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются  не только масштабы, значение и сложность  достижения цели, но и размеры имеющихся  заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

Частью общего управления финансами  являются автоматизированные системы  управления (АСУ), базирующиеся на использовании  экономико-математических методов  и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом  структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Комплексное управление финансами  специалистами финансовых органов  невозможно без их информационного  обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

АСУ финансами - это совокупность экономических  и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных  средств связи. Она выступает  в качестве подсистемы общегосударственной  автоматизированной системы сбора  и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами  используются автоматизированные системы  государственных расчетов (АСФР). В  частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, ставшая  органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры  аппарата финансовых органов.

АСФР содержит ряд подсистем, в  которых решается комплекс задач  по: сводным расчетам бюджета; доходам  и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи  бюджета, внесения изменений в бюджетные  показатели, учет исполнения бюджета  по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей  является внедрение автоматизации  финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально  для налоговых инспекций, имеющих  дело с многочисленными, постоянно  меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

АСУ представляет качественно новый  шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях  повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению  работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

2.8.3 Финансовое регулирование

Финансовое регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию  всех аспектов финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана  с установлением пропорций распределения  накопления, обеспечивающих максимально  возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и  на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

· налоги и неналоговые платежи  в бюджет;

· финансовые льготы и санкции;

· общие и целевые субсидии;

· доходы и расходы внебюджетных фондов;

· доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи  прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью  взимания прямых общегосударственных  налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и  платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении  нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень  доходов субъектов воспроизводства  и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное  налогообложение и осуществление  текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы  образования и использования  децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий  и организаций.

2.8.4 Оперативное управление

Оперативное управление финансами  связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового  плана, внесению корректив в его  показатели с учетом новых хозяйственных  обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и  направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения  максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к  маневрированию финансовыми ресурсами  с целью решения вновь возникающих  задач.

Оперативное управление финансами - главная  функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

2.8.5 Финансовый контроль

Одной из важнейших функций управления , в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной  стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции  финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением  финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с  целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных  операций.

Финансовый контроль, как и все  иные финансовые категории, видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный  контроль над расходованием средств  государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм и  методов организации финансового  контроля.

В настоящее время с государственным  финансовым контролем существует и  негосударственный финансовый контроль, который представлен:

· внутрифирменным контролем;

· контролем коммерческих банков за организациями;

· независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового  контроля едины и заключаются  в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности  распределения и использования  финансовых ресурсов.

Результативность Финансового  контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых  в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками  в России связан не только с противоречивостью  российского законодательства в  финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным  ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная  палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в  отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены  многообразные задачи в различных  сферах финансово-хозяйственной жизни  общества. От характера его организации  во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная  организация высших контрольных  органов.). Среди них - независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными  сроками полномочий руководителей  органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип  гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего  органа предусмотрен соответствующий  регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и  форму отчетности.

Существуют и используются различные  формы контроля, которые принято  классифицировать по определенным признакам.

а)Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового  контроля в соответствии с действующим  законодательством в установленные сроки. К нему относится, в частности, налоговые проверки обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

б)Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих  субъектов, и выступают в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

в)Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов  РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных  организаций, учреждений. Он предусматривает  оценку обоснованности показателей  различных финансовых планов, в том  числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы  и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование  финансовых ресурсов и т.д.

г)Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает  не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных  операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих  субъектов.

д)Государственный контроль проводиться  органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными  органами контроля РФ и субъектов  РФ). Цель данного контроля состоит  в соблюдении интересов государства  и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Информация о работе Субъекты управления системой финансов